Форум
Вы не имеете права писать в форум не зарегистрировавшись.
Если вы зарегистрированы на любом другом форуме проекта Theatre.Ru,
вы можете использовать эти же имя и пароль.
Забытый пароль можно восстановить.
Ура, ура или Период легкого дыхания
Выпуск ╧ 113 от 24.06.2006
Период легкого дыхания
Мария КАМЕНЕЦКАЯ
Ведомости СПб.
Театральные зрители Петербурга весь июнь не ездили на дачу и перенесли отпуска. Вместо того чтобы гулять и наслаждаться теплом, они проводили вечера в темных театральных залах.
И все потому, что на сцене лучшие московские актеры играли Чехова, Пушкина, Толстого, Достоевского.
Гастроли "Мастерской Петра Фоменко", очевидно, станут одним из самых ярких событий (если не самым-самым) весенне-летнего сезона. "Уникальный организм", "заповедник", "одна команда" - эти и подобные эпитеты так прочно прикрепились к театру, что кажется, к чему-то другому они уже не применимы.
"Фоменки" почти месяц жили в городе. К их присутствию привыкли. Однажды поймала себя на мысли, что, прогуливаясь по вечернему Невскому, я почему-то высматриваю в прохожих актеров "Мастерской". "Они здесь уже две недели, а я ни разу никого не видел где-то кроме театра", - вслед за моей мыслью поделился своей один знакомый.
Как выяснилось позже у "фоменок" и времени-то не было, чтобы город посмотреть. Днем они репетировали, вечером играли спектакль. Так они воспитаны, и такие в "заповеднике" порядки. Когда закончилась первая - и самая сложная - часть гастролей, актеры рискнули поделиться с журналистами некоторыми секретами жизни "уникального организма". Пресс-конференция в Балтийском информационном агентстве была устроена в основном для беседы с актерами. В разговоре участвовали Галина Тюнина, Полина Кутепова, Кирилл Пирогов, режиссер Евгений Каменькович, Тагир Рахимов и Карэн Бадалов.
Руководитель мастерской задерживался в пути, его ученики, а вслед за ними и журналисты, робевшие на первой пресс-конференции, осмелели. "Вы говорите конкретно: что в спектаклях не понравилось? - обратился к зрителям Тагир Рахимов. - Мне так всегда интереснее. И полезнее. Понятно, что после каждого спектакля очень хорошо аплодировали. Но неужели все просто на ура и никаких вопросов?" Журналисты дружно закивали - ура, ура. Даже дискуссия о том, что билеты слишком дорогие и "нормальному человеку" не попасть, началась, но тут же зачахла. Журналистам было интереснее другое. На сцене мы вас видели, а теперь хочется за кулисы попасть. Можно?
"Мы живем вместе восемнадцать лет, - говорят актеры. - Нам друг о друге многое известно. Есть вещи, которые вы никогда о нас не узнаете". Они по-прежнему вместе, потому что знают, что могут потерять. Другими словами, умеют не только любить, но и как бы "отстраненно" смотреть на эту любовь. Исследовать на сцене, следить за ее метаморфозами. Вот и "Три сестры", считают артисты, спектакль о любви. А уж кто что вкладывает в это состояние-понятие, другой вопрос. "Для всех постановка "Трех сестер" стала открытием. На первой читке мы были в недоумении. Фоменко говорит: "Ну и что это такое Чехов написал?" - вспомнил Каменькович.
- С чего начинается работа над спектаклем? - спросили журналисты.
- С читки. Как у всех, - ответили "фоменки".
Но должно же быть что-то "не как у всех"? Именно это, наверное, и хотели узнать участники пресс-конференции, но стеснялись спросить напрямую и пытались выведать секреты обходными путями. Как принимает петербургская публика? Очень внимательная, доброжелательная и чуткая. Что в планах театра? Возможно, роман - лауреат многих премий "Венерин волос" Михаила Шишкина. Почему спектакль решен так, а не иначе? Актеры переглядываются, отвечают через паузу и немногословно. Кажется, они дышат синхронно и каждый может закончить фразу, начатую коллегой. Выдающийся организм.
Свои секреты "фоменки" тщательно, хотя как будто шутливо, оберегают. И гордятся одним из компонентов тайны - дисциплиной. Чего тут сверхсложного, казалось бы? Однако умеют не везде. Актеры "Мастерской Фоменко", которые снимаются в кино, никогда не назначают съемки на день спектакля. Они приходят на явку перед спектаклем не за сорок пять минут до начала (как принято в большинстве театров), а за три часа. И не понимают, как может быть иначе.
"Например, наша актриса Мадлен Джабраилова может перед спектаклем выйти на сцену и проверить, как поставлены декорации. Если что-то не так, она может отругать монтировщиков, сама что-то переставит. Ей не поручают это делать, но это ее жизнь. И пока сохраняется такое отношение, есть смысл жить дальше", - рассказала Галина Тюнина.
Поскольку некоторые спектакли играются с большими перерывами, актеры вынуждены часто и подробно репетировать текущий репертуар. Началась эта традиция, вероятно, в институте, продолжилась в театре в силу обстоятельств, а потом тоже - привыкли. "Высший класс, я считаю, это когда Петра Наумовича нет, а мы все равно репетируем, - поделился Евгений Каменькович. - Мы все время репетируем. Мы гастролируем по разным странам, но не видим их. И в Петербурге то же самое произошло".
Когда пришел Петр Наумович Фоменко, почти все актеры в знак приветствия встали. Слово взял мастер, ученики облегченно откинулись на стулья и стали слушать. Разговор - все равно что репетиция. Вдруг что-то промелькнет, произнесется случайно, и сделаешь какое-нибудь маленькое, будничное, но открытие. "Работать надо для того, чтобы однажды настал период легкого дыхания", - говорил Фоменко. Когда на сцене изменится воздух, и сложится новая метафизическая головоломка.
Источник: http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10237106@SV_Articles
Re: Ура, ура или Период легкого дыхания
Уважаемая Маленькая Будда!
Хочу поблагодарить за неоднократное ╚выставление╩ на Форум критических статей по гастролям. Читать их было приятно и интересно. На сайте Мастерской есть отдел ╚Пресса╩, но туда обычно редко заглядываешь, да и не все там выставляется. А тут, можно сказать, критическая статья ╚с доставкой на дом╩. Спасибо.
В связи с ╚Домом┘╩. А ╚Скорбное бесчувствие╩ Сокурова Вы видели? Это совершенно другой взгляд на пьесу Шоу. В свое время я попытался сопоставить эти три произведения (на 32 странице Форума, а немного ранее √ на 33 странице- впечатления от первого просмотра спектакля). Может Вам покажется интересным. Сам я всегда с удовольствием читаю чужие мнения о понравившихся мне спектаклях.
Re: Ура, ура или Период легкого дыхания
Не за что уважаемый БВГ, сначала я искала материалы для себя, потому что мне тоже очень интересно узнавать чужие мнения, так как мое собственное достаточно ограниченно .-) Потом я их решила выкладывать на сайт, в надежде что и здесь их обсудят. -) Я обязательно почитаю те страницы что Вы указали и попробую посмотреть фильм Сокурова. Так что и Вам спасибо. А вообще знания по литературе и искусству у меня урывками, так как профессия у меня очень скучная почти как у Менгена -) но еще хуже. А время не так много. Так что на Вашем уровне отвечать я не могу пока. Но с великим удовольствием поглощаю все новое и интересное. И даже имею какое то мнение свое, надеюсь, не очень чудаковатое -). (Можно было ник здесь взять не Маленький будда, а Мартен Иден -). Так что буду потом в новом сезоне почитывать форум и уже Ваши мнения в Москве.-)