Форум
Вы не имеете права писать в форум не зарегистрировавшись.
Если вы зарегистрированы на любом другом форуме проекта Theatre.Ru,
вы можете использовать эти же имя и пароль.
Забытый пароль можно восстановить.
Премьера "Коровы" в Школе драматического искусства
Спасибо г-же ridendo, что надоумила меня пойти на премьеру "Коровы". Если сказать коротко, то я давно не видел спектакля, где так монолитно соединено воедино и со вкусом текст, музыка, кино (да так необычно!!), отточенная пластика артистов, интересные режиссерские находки. Я, даже скажу больше: ТАКОГО вкрапления кино в структуру спектакля я вообще никогда не видел. Чтобы перечислить все находки этого спектакля нужно рассказывать долго, а времени сейчас нет. Перечислю только самые запомнившиеся (скорее для тех, кто видел, поскольку это описать невозможно, надо смотреть): мимолетная аналогия с иконой "Мадонна с младенцем", уход к горизонту на заходящее солнце, проносящиеся поезда, в том числе, когда сначала долго проносятся вагоны с коровами, а потом еще дольше с заключенными. Музыка заслуживает особого слова, подобрана очень точно. Правда, эпохи перемешаны сильно, но если исходить из вступительных слов о том, что на таком временном расстоянии в воспоминаниях детства явь перемешана с вымыслом, то и это становится понятным.
И, наконец, на мой взгляд, спектакль отвечает духу прозы Платонова, по крайней мере, его ранней прозы. Вся она пронизана каким-то оптимизмом, пускай наивным. И после спектакля остается какая-то светлая грусть. Ведь это, прежде всего история первой любви, а она всегда навеяна светлой грустью.
P.S. На следующий день. Следует честно отметить, что сюжетно спектакль выглядит местами неоднородно: некоторые моменты трудно объяснить, даже учитывая вышеуказанную особенность детских воспоминаний. Разве, предполагая, что в детском сознании образ коровы смешался с образом какой-то женщины, возможно соседки. Пожалуй именно так и есть.
Но вне зависимости от сюжетной однородности ЭМОЦИОНАЛЬНО спектакль однороден. Он пропитан ностальгическими воспоминаниями.
И еще. Выдумок в этом спектакле хватило бы на несколько. Подозреваю, что здесь ╚приложили руку╩ все участники коллектива, не только режиссер. С нетерпением жду первых спектакле новой, вновь набранной группы ГИТИСа (где педагоги Каменькович и Крымов). Эта ╚гремучая смесь╩, подозреваю, ╚взорвет╩ театральную жизнь. Удачи им!
Re: Премьера "Коровы" в Школе драматического искусства
Не думаю, что будет как-то "гремуче". Они, мне кажется, больше сходны, чем различны. И хотя Каменькович куда с большим правом может называться классическим театральным режиссером, "психологический" театр у него не в особой чести. Он больше мастер театрального экшена, так сказать. А Крымов вообще откровенно отодвигает на переферию собственно драматическое искусство, т.е. искусство произносимого слова. Собственно говоря, ничего в этом дурного нет, каждый работает в том жанре и стиле, который ему близок, но если так и дальше пойдет, крымовские актеры, боюсь, не смогут достойно выглядеть, оказавшись на голой сцене лицом к лицу со зрителем и просто произнося текст. И следовательно, окажутся намертво привязаны к тем довольно узким, хоть и филигранно выписанным рамкам, которыми так виртуозно жонглирует Крымов. Я посмотрела 4 его спектакля, все - замечательные, очень интересные, тонкие, изысканные, но только "Корова" вызвала чрезвычайно сильную эмоциональную реакцию, однако при этом - парадоксальным образом - явно выдала слабую сторону крымовского театра. Актеры прекрасно двигаются, танцуют, великолепно поют, но когда дело доходит до их основной обязанности (что у Крымова происходит очень не часто), они бледнеют на глазах. Конечно, трудно предугадать, как все это будет развиваться, но стоит это все смотреть немедленно, пока эта компания на взлете. Если дальше будет еще лучше - ура, будет лучше и нам. Если же затопчутся на месте - тем более нужно успеть.
Re: Премьера "Коровы" в Школе драматического искусства
Это про эту беду Вы намекали в письме? Да. Я это тоже отметил (недостаточный ╚психологизм╩, если хотите, молодых актеров). Но не считаю уж такой большой бедой. На примере актеров Таганки можно видеть, что талантливый актер даже под ╚давлением╩ такого абсолютно не ╚психологического╩ и достаточно жесткого режиссера как Юрий Петрович, вырастают в превосходных артистов (Смехов, Золотухин, Демидова, Фарада и т.д. и т.п.). Это во-первых.
Во-вторых. Крымов вносит АБСОЛЮТНО свежую струю в театральное действие. Я повторюсь, но ТАКОГО внедрения кино в структуру спектакля, я не видел. И он ╚растет╩ как режиссер. Если ╚Демон┘╩ был скорее набором блистательных выдумок, практически не связанных сюжетом, то в ╚Корове╩ мы видим осознанное применение этих выдумок для адекватной передачи содержания произведения. И согласитесь, ведь дух Платоновской прозы передан превосходно!
Говоря о ╚гремучей смеси╩ Крымова и Каменьковича, я имел ввиду сочетание Крымовского нетрадиционного мышления, его сценографических находок с хорошей школой (фоменковской!) Каменьковича.
Жду Ваших возражений.
Re: Премьера "Коровы" в Школе драматического искусства
Ну, Таганка, хоть и режиссерский театр, все же был и есть театр драматический. Любимов и сам был хорошим актером, и ставил классические пьесы с полнообъемным текстом, и цену слову все-таки знал. Кроме того, многое зависит от первоначальной актерской закладки и уровня таланта каждого актера. Любимовские - и студентами прошли классическую школу, и работали с хорошими режиссерами в кино, и, наконец, кто-то из них, как, например, Золотухин, с самого начала имел такой дар, который ничем не затопчешь. Крымовские же ребята не знают почти ничего кроме того, чему он их учит, а этого все-таки недостаточно.
Что касается нового, внесенного Крымовым, то Вы, читая его интервью (на сайте есть и другие), могли заметить упоминание им некоторых зарубежных режиссеров, которые используют кино на сцене в таких масштабах и такого качества, что нам и не снилось. Я имею в виду технические возможности, которые у нас в недоступности за отсутствием денег. Мы просто многого не видели, и не с чем сравнить. Хотя я нисколько не умаляю заслуг Крымова. Мне, повторяю, очень нравится все, что он делает. Главное, что ему при всей его неудержимой фантазии практически никогда не изменяет вкус. И все же, повторяю, для меня главным на сцене всегда остается СЛОВО, а им в совершенстве владеют только Фоменко и - совершенно по-другому - Ан. Васильев. И то, Васильев подвергает его жуткой вивисекции. Образно говоря, Фоменко - высшая точка божеского начала, а Васильев - дьявольского (низшая точка, по логике вещей).
Что же касается Каменьковича, то он, конечно, в отличие от Крымова, знает драматическую школу, причем, лучшую, но, повторяю, его "режиссерское" начало гораздо сильнее. И если в дуэте с Крымовым они оба, увлекшись своими придумками, пойдут по одной дорожке, то мы, конечно, получим великолепное шоу, но за отсутствием полноценного катарсиса, даже такого Форума не создадим, не говоря уж об отведении под это части души. Но может, Каменькович, как зрелая творческая личность нехилого масштаба, как раз больше проявит свои неотъемлемые качества драматического мастера, хотя бы наперекор, и уж тогда сбудутся и Ваши, и мои, да и всехние чаяния.
Re: Премьера "Коровы" в Школе драматического искусства
Что ж, я почти со всем согласен.
Да, опасность для ребят есть, но не забудьте, они ведь прежде всего художники. Фактически, это их вторая специальность, так что не пропадут. И (повторяюсь) Крымов сам растет как режиссер. На содружество его с Каменьковичем я надеюсь именно в том контексте, что Вы указали в последнем предложении: они должны друг друга дополнить и научить ребят каждый своему ремеслу.
В отношении владения СЛОВОМ я тоже целиком с Вами согласен. Очень мне понравилось Ваше сопоставление с божественным и дьявольским. Пожалуй, лучше и не скажешь. Но в отличии от Вас (и Вы это знаете) для меня главное не слово, а сочетание слова с изобразительным рядом, причем изобразительный ряд для меня, пожалуй, поважнее. И тут обсуждаемая премьера просто бальзам разлила по моей душе.
Re: Премьера "Коровы" в Школе драматического искусства
В спектакле "Корова" играют студенты мастерской Гаркалина. Так что они актеры.
А вот насчет определения Васильевской школы слова невозможно согласиться. Ни по идее (Васильев называет свой поиск возвращением к литургической драме), ни по форме. Если слово используется так, что разрушаются устоявшиеся смысловые структуры и творятся новые, это еще не означает "дьявольскую" природу. Чтобы обнаружить и показать новый (прежде сокрытый) смысл слова, просто необходимо сначала изъять из него успокаивающий, мнимо понятный "общепринятый" смысл.
Re: Премьера "Коровы" в Школе драматического искусства
Это из васильевских теорий, которые близкие его школе люди повторяют с готовностью. Пора бы, следуя его заветам, "использовать их так, чтобы разрушились устоявшиеся смысловые структуры и создались новые". Интересно, как бы он среагировал на такое разрушение собственных творений, в том числе и своих театральных концепций. Мне же кажется, что его теоретические замыслы и практические воплощения расходятся. Деструкция смысла начинает довлеть себе, и именно это оказывается страшно привлекательно. Красоту разрушения (а Васильев потрясающе умеет ее создавать даже на голой сцене, а уж когда пользуется аксессуарами, то это просто какое-то цунами) я и называю дьявольщиной.
Re: Премьера "Коровы" в Школе драматического искусства
Да ridendo употребила этот термин не в отрицательном смысле, а как антоним к ╚божественный╩ (она ведь тоже высоко ценит спектакли Васильева). Примерно в том смысле, как мне кажется, что ╚божественное╩ - традиционное, ╚дьявольское╩ - нетрадиционное, предлагающее свой, неожиданный путь. Ведь я знаю весьма интеллигентных людей, которым такое представление слова кажется кощунственным.
А Вы то ╚Корову╩ видели? Не выскажите ли свое мнение?
Re: Премьера "Коровы" в Школе драматического искусства
Да, я видела ╚Корову╩. Для меня этот спектакль не стал таким откровением, как остальные постановки Крымова. Самое неудачное в нем √ это выбор пространства, потому что для того, чтобы освоить зал Манежа, необходима другая постановка и, возможно, другой класс актерского мастерства. Поэтому мне актеры часто казались очень одинокими и беспомощными в этом пространстве. И ощущался недостаток именно актерской режиссуры, потому что акцент впервые был сделан не на сценографии, а на игре актеров. Актеры же не смогли, на мой взгляд, достичь той силы выразительности, которая отличала сценографию прежних постановок.
К тому же я видела Лепажа, который действительно использует много видео в своих спектаклях, и они произвели сильное впечатление на Крымова (он и сам об этом в интервью говорит). Для меня сила же Крымова была именно в уникальности его мировосприятия, которое он очень тонко и выразительно умеет передавать художественными средствами, преображая, оживляя буквально всякий сор, вещи руками художников. В своих постановках он возвращает меня в вИдение мира глазами ребенка, когда можно вдохнуть жизнь в любую материю, и она же преобразит зрителя. В этом театр Крымова настоящий √ он не может повториться, он существует только в процессе его переживания и осмысления. В ╚Корове╩, бесспорно, есть замечательные находки, но все они связаны с образом и сценографией √ с табуретками, на которых ходит отец, с видео актеров, отсутствующих на сцене, с поездом, пролетающим над головой. А в драматическом отношении √ мне спектакль показался затянутым.
До этого для меня в спектаклях Крымова всё было открытием, он ни разу не повторялся, а здесь уже появились приемы (пение актеров, теневой театр), которые используются так же, как и раньше, они не удивляют и не изменяют восприятия.
Однако я не уверена, что этого спектакля не должно было быть. Может, даже очень хорошо, что он появился именно такой. И Петр Наумович любит повторять, что неудачи учат порой лучше любых удач.
Насчет ╚дьявольского╩ я все равно не могу согласиться, потому что у слова этого значение не какое-то абстрактное. Оно совершенно конкретное. Оно означает отсутствие Бога. А в спектаклях Васильева Бог есть. И вижу я в них не красоту разрушения, а проявление образа иного мира. Но это наше расхождение вряд ли можно изменить в обсуждении на форуме :)
Re: Премьера "Коровы" в Школе драматического искусства
Уважаемая Софья!
И спектаклей Крымова я видел только ╚Демон сверху╩, поэтому не могу (не имею право) высказывать однозначное мнение. Но говорят, что ╚Донкий Хот╩ во многом повторяет (точнее, наоборот) ╚Демона┘╩, поэтому рекомендуется смотреть их не подряд.
Но вернемся к ╚Демону┘╩. Спектакль замечательный. Фантазия неистощима и радует. Но┘ Спектаклю не хватает целостности (на мой взгляд), поэтому и целостного впечатления не создается.
А вот в ╚Корове╩ - совершенно иная ситуация. На мой взгляд, превосходно передана проза Платонова. Да. Возможно, ребятам не хватает исполнительского мастерства (именно на это обращает внимание и ridendo). Мне лично их игра не показалась слабой; возможно, из-за того, что я сидел относительно далеко и не имел возможности хорошо рассмотреть мимику актеров (наверное, к счастью в этом случае; может, тогда и впечатление от спектакля смазалось). Ну и вообще, мне частенько удается подстраиваться под уровень актеров, если спектакль В ЦЕЛОМ несет что-то важное. Для меня, в отличие от ridendo, игра актеров √ не главное в спектакле.
Re: Премьера "Коровы" в Школе драматического искусства
Уважаемый Владимир, конечно, речь идет о пространстве субъективного восприятия. Поэтому говорю только о своих впечатлениях. Я не согласна насчет того, что ╚Демон╩ повторяет ╚Донкого Хота╩. Там структура повествования разная и находки разные. Хотя, несомненно, за разным повествованием стоят схожие архетипы: Героя, Художника, Ребенка.
Да, на мой взгляд, тоже в ╚Демоне╩ нет сюжетной целостности, но там есть целостность на уровне образов, на уровне художественного мировосприятия. И в таком случае мне нет нужды в завершенной целостности сюжета. Как если я прихожу на выставку какого-нибудь художника, я тоже не могу сюжетно свести воедино все его картины. Но я постигаю единство прообраза, Идеи, к выражению которой художник стремился во всех своих картинах. Так я воспринимала и все предыдущие спектакли до ╚Коровы╩. А в ╚Корове╩ как раз четкое сюжетное единство помешало воспринять спектакль на уровне отдельных образов. Кстати, впервые в спектакле Крымова следование авторскому тексту столь конкретно и психологично.
Re: Премьера "Коровы" в Школе драматического искусства
1) По поводу сходства-различия "Демона..." и "Донкий Хота" смогу что-либо сказать, когда посмотрю.
2) Очень любопытно Ваше сравнение с выставкой. Так сказать, картинки с выставки :-) Удивительно, но для Вас, видимо, визуальный ряд еще важнее, чем для меня.
Творчество Крымова, безусловно, очень оригинально. Я считаю, что "Коровой" он сделал удачный шаг в направлении слияния своих сценографических идей с полнокровным драматургическим произведением.
Re: Премьера "Коровы" в Школе драматического искусства
важно всё, что позволяет выразить идею :)
средства разные - задача одна
Re: Премьера "Коровы" в Школе драматического искусства
А вот ссылочка на его интервью о спектакле
http://www.gazeta.ru/culture/2007/09/26/a_2193687.shtml