Форум
Вы не имеете права писать в форум не зарегистрировавшись.
Если вы зарегистрированы на любом другом форуме проекта Theatre.Ru,
вы можете использовать эти же имя и пароль.
Забытый пароль можно восстановить.
Несколько слов о "Трех сестрах"
25 декабря посмотрела в очередной раз "Трех сестер", но как-то подзадержалась с впечатлениями. Много об этом спектакле уже написано разного и интересного. Я бы хотела добавить несколько слов, выделив некоторые моменты, которые, на мой взгляд, делают этот спектакль поистине уникальным и живым.
Читала разные мнения о "главных" и "побочных" линиях в спектакле. Кто-то на первый план выносит взаимоотношения Маши-Вершинина, кто-то Ирины-Тузенбаха. На мой взгляд, уникальность фоменковских "Трех сестер" как раз в том, что здесь все линии ГЛАВНЫЕ. Ткань этого удивительного спектакля вызывает ассоциации с полифоническими произведениями, строящимися на непрерывном развитии равноправных по значимости линий-голосов. Здесь нет в широком смысле "главных" и "второстепенных" героев. Ведь для каждого человека, какой бы его жизнь не была, она всегда уникальна.
Зрители становятся свидетелями значительного отрезка жизни 14-ти героев (горничную и человека в пенсне в это число не сключаю, т.к. их не было у Чехова). Каждый из них (от сестер до няни Анфисы) - это не просто образ, это отдельно взятая судьба. "Три сестры" П. Фоменко можно назвать "полифонией человеческих судеб". Каждый герой несет за собой шлейф прожитых лет и одновременно, как бы перекидывает мостик в будущее. В конце спектакля мы почти зримо можем представить, что ждет каждого из них.
Ещё одна отличительная особенность спектакля - это "невыключение" героев ни на минуту из общего действия. Мы как будто стали случайными свидетелями нескольких эпизодов совершенно обычной жизни, обычных людей. Здесь все как в обычной жизни. После традиционного "организованного" застолья гости разбиваются на группы по интересам. Пока Тузенбах дискуссирует с Вершининым о счастье, Ирина с группой гостей раскладывает пасьянс, около суетиться старенькая няня. Чтобы уследить за всем этим множеством линей нужно недюжее внимание и сноровка. Хочется смотреть этот спектакль ещё и ещё раз, чтобы, наконец, не упустить из внимания ни одной детали. Сосуществование нескольких параллельных действий - на мой взгляд, один из очень важных компонентов в создании атмосферы реальной жизни.
И последнее, что по моему мнению является интересной особенностью спектакля - это обилие "режиссерских опорных точек". Проявляя естественную долю исполнительской свободы, актеры неизменно не них выходят. Движение по четко выстроенным "опорным точкам" не дает исполнителям возможности эмационального и смыслового "провисания".
Конечно, актеры не роботы. Когда-то спектакль получается более удачным, когда-то чуть менее, но ниже определенной заданной планки он не опускается.
А вообще для меня "Три сестры" Мастерской - это дыхание самой жизни. Декорации, интонационное построение речи героей, "многолинейная" структура спектакля, музыкальное оформление, - все напавлено на создание какой-то удивительно живой и реальной материи. Смотрела "Трех сестер"
в разных постановках (некоторые, правда, только в записи), ни после одной из них не оставалось в памяти таких зримых образов всех действующих лиц без исключения.
Re: Несколько слов о "Трех сестрах"
С большим удовольствием прочитал Ваши размышления по поводу "Трех сестер". Со всем согласен.
Но особенно меня заинтересовало высказывание об "режиссерских опорных точках". К выводу об особой "заботе" Петра Наумовича "сдерживать" по-возможности индивидуальные импровизации актеров в этом спектакле, чтобы усилить коллективную составляющую (ту полифоничность, что отмечена Вами) я тоже пришел. Просто я это назвал тогда "новый язык" Мастерской. Несмотря на то, что в ряде последующих спектакле эта тенденция, на мой взгляд, наблюдалась, в "Трех сестрах" она проявляется в наибольшей степени.
А вот в "Сказке Арденского леса" мы видим прежнюю манеру игры Мастерской. Молодые стажеры достаточно хорошо ее усвоили.
Re: Несколько слов о "Трех сестрах"
А что Вы подразумеваете под "прежней манерой игры Мастерской"? Очень интересно узнать об этом поподробнее!
К какому раннему спектаклю по Вашему мнению восходит стилистика "Арденнского леса"?
Re: Несколько слов о "Трех сестрах"
По моему субъективному мнению в спектаклях до "Трех сестер" Мастерской был свойственен стиль с большим количеством "шалостей" (в которых проявлялись индивидуальности актеров): но пауза многозначительная повиснет, то жест какой-нибудь не связанный с действием "проявится"... да и трудно это сформулировать точнее. Просто выходил после спектакля и улыбался. И не хотелось "разбирать" спектакль "по косточкам" (что для меня было абсолютно необычно), просто наслаждался. Вот каким-то из критиков это "особое свойство" спектаклей Мастерской было названо "шалостями", мне показалось это достаточно емкой формулировкой, вот я и уцепился за нее.
В "Трех сестрах" эта "фирменная" игра фоменок была нарушена кардинально. Нарушена, как я понимаю, осознанно, чтобы в полный голос зазвучал ИМЕННО АНСАМБЛЬ. Помните реплики Автора в спектакле? "Без пауз, без пауз..." (я смотрел давно, передаю смысл). Для меня они прозвучали как вслух произнесенная установка на отказ от "шалостей".
А в "Сказке" я вновь увидел эти "шалости". Я смотрел "12-я ночь" всего 1 раз, смотрел относительно издалека. Но при просмотре "Сказки" я не мог отделаться от сопоставления этих двух спектаклей. А ведь у них много общего.
1) Тексты и музыка песен написаны бывшими КСП-шниками. И оба спектакля просто "пронизаны" музыкой.
2) И там, и там в премьерных спектаклях играли молодые, начинающие артисты (в основном! Понимаю, что кто-то возразит, что в "Сказке" - "смешанный" состав).
3) Наконец, и сами премьеры состоялись в "районе" новогодних праздников.
Если "12-я ночь" была своеобразным "знаменем" 1-го поколения фоменок (как "Чайка" у МХАТа, "Принцесса Турандот" у вахтанговцев), то для нового поколения фоменок (а я надеюсь, что основная масса стажеров останется в основном составе) таким спектаклем вполне может стать "Сказка Арденского леса".
Re: Несколько слов о "Трех сестрах"
Да есть же все эти "шалости" и в Сестрах, да только в другой тональности, что ли. Вы просто выбрали слово, уместное скорее для откровенной комедии, когда актеры порой работают непосредственно на зрителя. Это весьма заметно в "Сказке". В Сестрах же, мне кажется, актеры полностью замкнуты друг на друге (и "шалят" друг для друга), и ощущение получается какое-то двойное и противоречивое: с одной стороны, необыкновенно сильный эффект присутствия - словно ты там, с ними, безмолвный, но полноправный участник происходящего, а с другой стороны - как соглядатай подсматриваешь в чужое окно. И когда изредка все-таки нет-нет, да и проклюнется в Сестрах слишком,скажем,откровенная "шалость" (типа отставленной ножки Соленого), мне это, честно говоря, настрой сбивает. Реагирует на это зритель, а не Ирина, и это уже выбивается из общей стилистики. У меня только этот спектакль вызывает самые сильные ассоциации с музыкальным произведением, хотя там гораздо меньше музыки, чем в "Сказке" или любом другом мюзикле. Он для меня как симфония, где есть и разные темы, и деление на части, и сольные партии отдельных инструментов, а все же музыкальная ткань абсолютно неразрывна. И еще одна ассоциация. Помню, как всех когда-то поразило выступление английских фигуристов-танцоров, раз и навсегда, по-моему, поломавших все традиции. Обычно выступления строились из нескольких разнохарактерных частей: медленных и быстрых, плавно-лирических и лихо-плясовых. Англичане же откатали все в абсолютно едином ключе под равелевское Болеро, и в их катании невозможно было выделить ни одного движения - такая это была единая, совершенно завораживающая вязь. И хотя наши тогда были впереди планеты всей, но пришлось им уступить - англичане были ни с кем не сравнимы. В том же, по-моему, и уникальность Сестер. А Сказка... Уйма веселья, отличные мужские партии, прекрасное настроение - всем огромное спасибо, но все-таки, просто "шутка гения". И, опережая события, скажу, что если какой критик начнет выступать с серьезными претензиями, то пусть начнет, например, с "Кофейной кантаты" - почему, мол, не очередные "Страсти".
Re: Несколько слов о "Трех сестрах"
Рад слышать Вас на Форуме, уважаемая ridendo. Наверное, Вы правы насчет "шалостей" не для зрителя, а друг для друга. И Вы так "заразительно" сейчас говорили о Сестрах, что мне неудержимо захотелось еще раз их посмотреть.
А ассоциация с музыкой интересна, особенно вот это:"где есть и разные темы, и деление на части, и сольные партии отдельных инструментов, а все же музыкальная ткань абсолютно неразрывна". Очень точно.
А то, что "Сказка" - "шутка гения", то кто же спорит! Но все-таки я бы сказал, что это "шутка 2-х гениев, пересказанная прекрасными рассказчиками"
Re: Несколько слов о "Трех сестрах"
Уважаемый ridendo+, удивительно точное Вы нашли слово для "Трех сестер" - эффект "присутствия"! В спектакле действитльно как бы "снимаются" рамки традиционной театральной условности.
А что до симфонии, у меня, например, вообще практически все спектакли П.Фоменко ассоциируются с музыкальными произведениями. "Три сестры" для меня - многолосная фуга (не могу отделаться от ассоциаций с полифонией Баха). Музыкальные законы формообразования очень четко, на мой взгляд, прослеживаются и в "Семейном счастье", своя внутренняя музыкальность лежит в основе спектакля "Таня-Таня". Удивительная музыкальность Петра Наумовича проявляется, как мне кажется, не только в собственно музыкальном оформлении спектакля, но и в "музыке" речи актеров и особенно в построении самой ткани спектаклей.
А "Арденнский лес" - действительно "шутка гения". Веселый, легкий, празднечный спектакль. Но "шалости" в нем, скорее, режиссерские, чем актерские.
Re: Несколько слов о "Трех сестрах"
Насчет режиссера vs.актера. Актеры в ответ на восторженные слова о замечательно сыгранной роли частенько просто потупляют глаза и говорят: это все Петр Наумыч. А Петр Наумыч, слегка понизив голос: это все актеры. Прелестная манера, или, если хотите, элемент этикета, превозносить заслуги другого. Но роль режиссера театра "Мастерская Фоменко" в его, театра, формировании со всеми его "шалостями" преувеличить, конечно, невозможно. А кто автор той или иной конкретной находки - так надеюсь, у театра есть свои летописцы, и может быть,когда-нибудь, от кого-нибудь мы об этом что-нибудь узнаем.
Re: Несколько слов о "Трех сестрах"
Согласен с Вами полностью: "шалости" действительно скорее режиссерские. Но этот спектакль натолкнул на мысль, что первоисточником значительной части "шалостей" прежних спектаклей тоже режиссер (сам Петр Наумович или его ученики)