RuEn

Приключение

Продолжительность: 50 минут без антракта, премьера 29 октября 1991
Последний раз был показан 18 мая 2003
  • Автор — Марина Цветаева
  • Режиссер — Иван Поповски
  • Костюмы — Ольга-Мария Тумакова
  • Ассистент художника по костюмам — Сергей Бартошевич
  • Композитор — Елена Могилевская
Рассказывая о том, как рождался спектакль, актёры вспоминают: «Представляешь, экономический кризис: в магазинах ничего нет; есть хочется постоянно; репетируем под аккомпанемент урчащих от голода животов, ночами. Но было так здорово заниматься чем-то абсолютно далеким от всего этого…». С тем периодом жизни у каждого связаны свои истории, которые, наслаиваясь одна на другую, постепенно превращаются в легенды. В их реальность творцы спектакля уже столь свято уверовали, что отделить правду от вымысла сегодня практически невозможно. Да и нужно ли?

Почти сразу «Приключение» попало под пристальное внимание зарубежных продюсеров, и у цветаевских героев началась активная гастрольная жизнь: Франция, Италия, Швейцария, Бразилия, Германия, Македония, Бельгия… И в разных уголках земли на несколько вечеров воссоздавалась до миллиметра точная копия того коридора, из черноты которого родился когда-то спектакль.

Гастроли, фестивали, награды… У этого спектакля была яркая и, увы, короткая жизнь. На счастье сохранились фотографии, видеозаписи и, самое главное – память тех, кто пережил то «одно единственное приключение».

Спектакль принимал участие в Международном театральном фестивале в Мобеже (Maubeuge International Théâtre, Франция, 1993), Международном фестивале «Контакт-93» (International Theatre Festival Kontakt, Польша, Торунь, 1993), IV Международном театральном фестивале в Бразилии (4º Festival International de Artes Cênicas, Бразилия, Сан-Пауло, 1994), Международном театральном фестивале INTEATRO в Польвериджи (Италия, 1994), 34-м Венецианском бьеннале (La Biennale di Vinezia, Италия, Венеция, 1995), фестивале «Берлин-Москва» (Berliner Festwochen “Berlin-Moskau”, Германия, Берлин, 1995), Авиньонском театральном фестивале (Festival d’Avignon, Франция, Авиньон, 1997),фестивале BITEF в Белграде (Сербия, 1997).

Гастроли во Франции (Париж, Нант, Дуэ (1993); Париж, Бельфор (1995)), Швейцарии (Женева, 1993), Италии (Рим, Венеция, Милан (1995)), Македонии (Скопье, 1997), Бельгии (Антверпен, 1999)

Премия Московской секции критики за лучший спектакль года «Гвоздь сезона» (1992), премия за лучший внеконкурсный спектакль фестиваля «Контакт» (1993), Гран-при фестиваля BITEF (1997).
Вас встречают, ведут по узкой темной лестнице наверх – на ступенях горят свечи. Проводят по темным залам – играет рояль, потом отодвигают занавеску – здесь места для зрителей. Вместо сцены – узкий темный коридор, уходящий вдаль. Открываются двери, за ними свет, мелькают яркие фигуры в белом и голубом – женская и мужская. Двое приближаются к нам: девчонка убегает от Казановы из левой двери в правую, из правой – в левую. Влево – звонкая цветаевская строка, вправо – строка. И странная, медлительно-туманная Генриэтта выпевает почти по слогам: «Ка-за-но-ва». Кому, как не им, в двадцать лет играть эту бешеную пьесу про безумие не любви – влюбленности, с авантюрным ритмом: переодевания, ослепительная красота, тайна, внезапная разлука! Впрочем, нет. Здесь о другом: восемнадцатый век, парики и камзолы, фарфоровые куколки приседают и качают головами. Лишь одна лукавая девчонка, прыгая со строки на строку, шустра, непосредственна и весела. Нет, видимо, двадцать лет – тоже многовато для того, чтобы всерьез принимать цветаевскую эмоциональную перенапряженность. В двадцать лет уже хочется ставить не о любви, а о красоте. Что же, это можно понять.
В финале, когда занавешивают прозрачной тканью узкий дверной проем, служивший порталом сцены, Казанова с девчонкой уходят. Тени их колеблются на занавеси, и сквозь нее темные фигурки еще долго видны на светящемся фоне открытой в глубине двери. Очень красиво.
Дина Годер, «Столица»
Не мог представить, что первая фраза великого романа Томаса Манна: «Прошлое – колодец глубины нескончанной», – может обрести зримое воплощение на театре. Не мог, потому что не режиссер. Иван Поповски… не то чтобы сочинил этот колодец, но увидел, разглядел его в обветшавшем здании театральной академии в Собиновском переулке.
Михаил Швыдкой

Действующие лица и исполнители

    ПрессаВидеотека

    Показать все
    ×

    Подписаться на рассылку

    Ознакомиться с условиями конфиденцильности

    Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия политики конфиденциальности