RuEn

Современная идиллия

Смотреть трейлер
фантасмагория в 11 явлениях с прологом, антрактом и эпилогом по одноименному роману
2015 – год литературы в России
Opus № 50, продолжительность: 3 часа 10 минут с 1 антрактом, премьера 19 февраля 2015
Последний раз был показан 10 декабря 2017
Спите! Бог не спит за вас!
В. А. Жуковский


В спектакле исследуется феномен зарождения Страха – из случайного слова, из неопределённого взмаха рукой – «шел по ходу действия, вот так ручкой сделал и ничего не сказал». Герои пестуют свой Страх, растят его, «кормят». Из Страха и от Стыда, внезапно ослепляющего, режущего глаза, герои бросаются в самое стыдное и страшное. Из панического нежелания замараться — погружаются на самое дно болота с гнилыми пнями. Вычищая до холодной, сиротской пустоты жилище и головы, ныряют, зажмурившись, в тёмный абсурд — в стоячие воды «гождения».

Но, дойдя до дна, всё же отталкиваются, выплывают. Растворяются в морозном тумане. Прочь бегут рука об руку с собственным Стыдом — по железной дороге, на пароходе, пешком — прочь, спасаться, во внутреннюю Монголию, в деревеньку Проплёванную, на край света. Рыбкой-пискариком — через дыры в старых рыболовных сетях. Мал человек.

«Страшно умирать, и не хочется, быть бы стать жуком-древоточцем в задней ножке стула в дальней комнате, чтобы надо мной бежали волны те…», — писал Дмитрий Озерский. Его стихов, его слов в песнях Леонида Фёдорова много в этом спектакле, его обэриутство конца ХХ — начала XХI века очень созвучно с ощущением от текста Салтыкова-Щедрина.

Страшно умирать, и не хочется, но украшать шкуру или приспосабливать её — совсем невыносимо.

В спектакле звучат песни Леонида Фёдорова и группы «АукцЫон»

Отзывы зрителей о спектакле на нашем форуме можно прочитать по хэштегу #современнаяидиллия
Неожиданная премьера в «Мастерской Фоменко». Худрук Евгений Каменькович, традиционно делающий ставку на многостраничные труды классиков и поиск ответа на вечные вопросы (вспомнить его «Улисса» по Джойсу или набоковский «Дар»), представил спектакль на злобу дня. Полностью лишенный красивостей и какой бы то ни было лирики, зато полный современных аллюзий, едкий, местами даже злой. Таких неромантичных «фоменок» мы еще не видели.
Наталья Витвицкая, «Ваш досуг»
В прологе актерам еще удается похулиганить, пошутить, поиграть в пискарей и щук, в условно-театральное правосудие, но потом действие разыгрывается не на шутку, и вскоре главным героям Рассказчику (Михаил Крылов) и Глумову (Федор Малышев) становится не до смеха, а зрители могут подробно наблюдать закономерное перерождение человеческой личности, глубину ее падения. 
[…]
Авторам и соавторам «Современной идиллии» удается показать, как благопристойность, достигнутая угождением и потаканием подлости, незаметно подводит человека к краю пропасти, то есть — к полному бесстыдству. Наступает момент, когда нужно выбирать («с кем вы, мастера культуры?»), иначе есть опасность потерять человеческое лицо. Позволив героям проделать весь путь «оподления» от начала до конца, Салтыков-Щедрин предоставляет им шанс очнуться, пробудиться, благодаря возвращению спасительного стыда.
Лариса Каневская, “teatrall.ru”
За «фантасмагорию» отвечает изобретательная и сложная конструкция (сценография Марии Митрофановой): в первом акте актерам приходится хлюпать по слякоти вечно размытых и разбитых российских дорого, во втором та же площадка превращается в каток (с катанием на коньках). Повсюду торчат пеньки (поклон «Лесу» Петра Фоменко!), а над пеньками, как избушка на курьих ножках, на четырех сваях покоится (хотя какой уж тут покой?!) комнатка либералов. Красиво сделано. И все, что говорят, — не в бровь, а в глаз.
Григорий Заславский, «Независимая газета»
Хотя перед нами сатира, никому в зале не смешно. Этот спектакль — сгусток отчаяния труппы идеалистов, всегда милых и обаятельных «фоменок», которых до сегодняшнего дня ничего, казалось, кроме искусства ради искусства не интересовало. И вот на тебе — поставили спектакль о том, что герои Салтыкова-Щедрина — это мы. И это мы, как поет Леонид Федоров и группа «АукцЫон» (их песня стала саундтреком к «Идиллии»), — «туда-сюда». Мелкие, испуганные и злые. Сидим в болоте и радуемся, если сидится тихо.
Наталья Витвицкая, «Ваш досуг»
«Современная идиллия» — на редкость зрелое высказывание. Давно не рождалось спектакля с таким важным, выстраданным посылом, осуществленным находчиво и артистично. О сердцевине сегодняшней жизни режиссер размышляет с горечью, взрослой иронией — и мрачной веселостью, этот странный «компот», усугубленный песнями Леонида Федорова, дает спектаклю интонацию, дыхание, перспективу.
Марина Токарева, «Новая газета»

Действующие лица и исполнители

И ещё: Гороховое Пальто и Стыд

Действие происходит в Петербурге во второй половине XIX века.

    ПрессаВидеотека

    Показать все
    ×

    Подписаться на рассылку

    Ознакомиться с условиями конфиденцильности