фантасмагория в 11 явлениях с прологом, антрактом и эпилогом по одноименному роману
2015 – год литературы в России
Opus № 50, продолжительность: 3 часа 10 минут с 1 антрактом, премьера 19 февраля 2015
Последний раз был показан 10 декабря 2017
2015 – год литературы в России
Opus № 50, продолжительность: 3 часа 10 минут с 1 антрактом, премьера 19 февраля 2015
Последний раз был показан 10 декабря 2017
- Автор — Михаил Салтыков-Щедрин
- Постановка и инсценировка — Евгений Каменькович
- Сценография — Мария Митрофанова
- Художник по костюмам — Евгения Панфилова
- Художник по свету — Владислав Фролов
- Музыкальное оформление — Сергей Зверев
- Хореография — Рамуне Ходоркайте
- Редактор — Мария Козяр
- Помощник режиссёра — Ольга Лопач
Спите! Бог не спит за вас!
В. А. Жуковский
В спектакле исследуется феномен зарождения Страха – из случайного слова, из неопределённого взмаха рукой – «шел по ходу действия, вот так ручкой сделал и ничего не сказал». Герои пестуют свой Страх, растят его, «кормят». Из Страха и от Стыда, внезапно ослепляющего, режущего глаза, герои бросаются в самое стыдное и страшное. Из панического нежелания замараться — погружаются на самое дно болота с гнилыми пнями. Вычищая до холодной, сиротской пустоты жилище и головы, ныряют, зажмурившись, в тёмный абсурд — в стоячие воды «гождения».
Но, дойдя до дна, всё же отталкиваются, выплывают. Растворяются в морозном тумане. Прочь бегут рука об руку с собственным Стыдом — по железной дороге, на пароходе, пешком — прочь, спасаться, во внутреннюю Монголию, в деревеньку Проплёванную, на край света. Рыбкой-пискариком — через дыры в старых рыболовных сетях. Мал человек.
«Страшно умирать, и не хочется, быть бы стать жуком-древоточцем в задней ножке стула в дальней комнате, чтобы надо мной бежали волны те…», — писал Дмитрий Озерский. Его стихов, его слов в песнях Леонида Фёдорова много в этом спектакле, его обэриутство конца ХХ — начала XХI века очень созвучно с ощущением от текста Салтыкова-Щедрина.
Страшно умирать, и не хочется, но украшать шкуру или приспосабливать её — совсем невыносимо.
В спектакле звучат песни Леонида Фёдорова и группы «АукцЫон»
Отзывы зрителей о спектакле на нашем форуме можно прочитать по хэштегу #современнаяидиллия
В. А. Жуковский
В спектакле исследуется феномен зарождения Страха – из случайного слова, из неопределённого взмаха рукой – «шел по ходу действия, вот так ручкой сделал и ничего не сказал». Герои пестуют свой Страх, растят его, «кормят». Из Страха и от Стыда, внезапно ослепляющего, режущего глаза, герои бросаются в самое стыдное и страшное. Из панического нежелания замараться — погружаются на самое дно болота с гнилыми пнями. Вычищая до холодной, сиротской пустоты жилище и головы, ныряют, зажмурившись, в тёмный абсурд — в стоячие воды «гождения».
Но, дойдя до дна, всё же отталкиваются, выплывают. Растворяются в морозном тумане. Прочь бегут рука об руку с собственным Стыдом — по железной дороге, на пароходе, пешком — прочь, спасаться, во внутреннюю Монголию, в деревеньку Проплёванную, на край света. Рыбкой-пискариком — через дыры в старых рыболовных сетях. Мал человек.
«Страшно умирать, и не хочется, быть бы стать жуком-древоточцем в задней ножке стула в дальней комнате, чтобы надо мной бежали волны те…», — писал Дмитрий Озерский. Его стихов, его слов в песнях Леонида Фёдорова много в этом спектакле, его обэриутство конца ХХ — начала XХI века очень созвучно с ощущением от текста Салтыкова-Щедрина.
Страшно умирать, и не хочется, но украшать шкуру или приспосабливать её — совсем невыносимо.
В спектакле звучат песни Леонида Фёдорова и группы «АукцЫон»
Отзывы зрителей о спектакле на нашем форуме можно прочитать по хэштегу #современнаяидиллия
- Неожиданная премьера в «Мастерской Фоменко». Худрук Евгений Каменькович, традиционно делающий ставку на многостраничные труды классиков и поиск ответа на вечные вопросы (вспомнить его «Улисса» по Джойсу или набоковский «Дар»), представил спектакль на злобу дня. Полностью лишенный красивостей и какой бы то ни было лирики, зато полный современных аллюзий, едкий, местами даже злой. Таких неромантичных «фоменок» мы еще не видели.
- Наталья Витвицкая, «Ваш досуг»
- В прологе актерам еще удается похулиганить, пошутить, поиграть в пискарей и щук, в условно-театральное правосудие, но потом действие разыгрывается не на шутку, и вскоре главным героям Рассказчику (Михаил Крылов) и Глумову (Федор Малышев) становится не до смеха, а зрители могут подробно наблюдать закономерное перерождение человеческой личности, глубину ее падения.
[…]
Авторам и соавторам «Современной идиллии» удается показать, как благопристойность, достигнутая угождением и потаканием подлости, незаметно подводит человека к краю пропасти, то есть — к полному бесстыдству. Наступает момент, когда нужно выбирать («с кем вы, мастера культуры?»), иначе есть опасность потерять человеческое лицо. Позволив героям проделать весь путь «оподления» от начала до конца, Салтыков-Щедрин предоставляет им шанс очнуться, пробудиться, благодаря возвращению спасительного стыда. - Лариса Каневская, teatrall.ru
- За «фантасмагорию» отвечает изобретательная и сложная конструкция (сценография Марии Митрофановой): в первом акте актерам приходится хлюпать по слякоти вечно размытых и разбитых российских дорого, во втором та же площадка превращается в каток (с катанием на коньках). Повсюду торчат пеньки (поклон «Лесу» Петра Фоменко!), а над пеньками, как избушка на курьих ножках, на четырех сваях покоится (хотя какой уж тут покой?!) комнатка либералов. Красиво сделано. И все, что говорят, — не в бровь, а в глаз.
- Григорий Заславский, «Независимая газета»
- Хотя перед нами сатира, никому в зале не смешно. Этот спектакль — сгусток отчаяния труппы идеалистов, всегда милых и обаятельных «фоменок», которых до сегодняшнего дня ничего, казалось, кроме искусства ради искусства не интересовало. И вот на тебе — поставили спектакль о том, что герои Салтыкова-Щедрина — это мы. И это мы, как поет Леонид Федоров и группа «АукцЫон» (их песня стала саундтреком к «Идиллии»), — «туда-сюда». Мелкие, испуганные и злые. Сидим в болоте и радуемся, если сидится тихо.
- Наталья Витвицкая, «Ваш досуг»
- «Современная идиллия» — на редкость зрелое высказывание. Давно не рождалось спектакля с таким важным, выстраданным посылом, осуществленным находчиво и артистично. О сердцевине сегодняшней жизни режиссер размышляет с горечью, взрослой иронией — и мрачной веселостью, этот странный «компот», усугубленный песнями Леонида Федорова, дает спектаклю интонацию, дыхание, перспективу.
- Марина Токарева, «Новая газета»
Действующие лица и исполнители
- Я,
либералМихаил Крылов - Глумов,
мой друг, тоже либералФёдор Малышев - Молчалин,
тот самыйСергей Якубенко - Кшепшицюльский,
сыщикИгорь Войнаровский - Иван Тимофеевич,
квартальный надзирательВладимир Свирский - Балалайкин,
адвокатДмитрий Захаров - Иван Иванович Гадюк-Очищенный,
бывший тапёр, ныне редактор газеты «Краса Демидрона»Иван Верховых - Прудентов,
письмоводительНиколай Орловский - Молодкин,
брантмейстерПавел Яковлев - Парамонов Онуфрий Петрович,
купецОлег Любимов - Фаинушка (Фаина Егоровна),
его содержанкаМоника СантороЕкатерина Смирнова - Редедя Полкан Самсонович,
её сожитель, полководецВладимир Топцов - Лица, действующие в Кашинском окружном суде и их исполнители:
- ПискарьМихаил Крылов
- СтатистикИгорь Войнаровский
- Иван Иванович,
председатель судаОлег Любимов - Петр Иванович,
судьяПавел Яковлев - Семён Иванович,
судьяИван Верховых - Фёдор Павлыч,
прокурорНиколай Орловский - Шестаков-Перьев,
адвокатДмитрий Захаров - ЖандармВладимир Свирский
- ЩукаМоника СантороЕкатерина Смирнова
- ЛягушкаВладимир Топцов
И ещё: Гороховое Пальто и Стыд
Действие происходит в Петербурге во второй половине XIX века.
ПрессаВидеотека
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
Показать все
- Страх внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Страх — внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Проверка на стыд: «Современная идиллия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 21.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- Капустник, часть 1. Спектакли с шестьдесят шестого по двадцать девятый, 13 января 2019 г.0.00 Мб, 01:09:45
- Новогоднее поздравление театра, 31 декабря 2016 г.446.00 Мб, 00:03:52
- Трейлер спектакля «Современная идиллия»216.10 Мб, 00:02:29
- Открытие 23-го театрального сезона и презентация книги Михаила Левитина в программе «Афиша», телеканал «Москва 24», 13 сентября 2015 г.109.75 Мб, 00:03:19
- Сюжет о «Мастерской Петра Фоменко» в рубрике «Познавательный фильм», телеканал «Москва 24», 14 марта 2015 г.682.22 Мб, 00:20:00
Показать все
Архив спектаклей
- 1000 и 1 ночь
- Амфитрион
- Балаганчик
- Безумная из Шайо (2002)
- Белые ночи
- Варвары
- Владимир III степени
- Волемир
- Волки и овцы (1992)
- Встречи. В пространстве расставаний
- Гедда Габлер
- Гиганты горы
- Дар
- Двенадцатая ночь
- Дом, где разбиваются сердца
- Египетские ночи (2002)
- Испанцы в Дании
- Как важно быть серьёзным
- Как жаль
- Капитан Фракасс
- Ковчег
- Махагония
- Месяц в деревне
- Моряки и шлюхи
- Мотылек
- Носорог
- Олимпия
- Отравленная туника
- По ту сторону ветра
- После занавеса
- Приключение
- Проклятый Север
- Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)
- Путь к сердцу
- Русский человек на rendez-vous
- Седьмой подвиг Геракла
- Современная идиллия
- Танцы на праздник урожая
- Таня-Таня
- Тополя
- Три сестры
- Улисс
- Чичиков. Мёртвые души, том второй
- Шум и ярость