RuEn

Форум

Еще о "Бесприданнице"

20 октября 2009, 13:57, wave

?Не хочется никого огорчать?
На "Бесприданницу" ходила дважды с разными приятельницами. Одна сказала, что спектакль мрачный и цыгане в нем лишние. Другая завелась от Паратова и заявила, что "подлый человек он, каких еще поискать". Меня же дважды накрыло волной переживаний всяких. Подружки сначала разводили руками и недоумевали, потом стали выяснять причины. А я просто была захвачена соперничеством между Карандышевым и Паратовым. Именно соперничеством, в котором упорно отказывается Карандышеву?

Re: Еще о "Бесприданнице"

21 октября 2009, 22:55, wave

"Именно соперничеством, в котором упорно отказывается Карандышеву"
Поражает, чего же так боится блестящий барин Паратов в таком понятном и всеми презираемом Карандашеве. Какого вызова, какого удара опасается, если так намеренно и последовательно унижает, уничтожает его. В игре Е. Цыганова - ответ.
Или это заслуга режиссера?...

Re: Еще о "Бесприданнице"

22 октября 2009, 00:38, СОни

А может быть все просто. Паратов отказался от желанной женщины в силу обстоятельств и "пут", а также "цепей, которые его связывают" - и чувствует себя уязвленным перед Карандашевым, ведь теперь Лариса "принадлежит" ему...такому жалкому, недостойному, ничтожному... но одержавшему в какой-то мере маленькую победу над самим Паратовым.

Re: Еще о "Бесприданнице"

22 октября 2009, 16:33, wave

"А может быть все просто".
Может быть. Но для меня важно одно "но".
В омерзительном этом соперничестве нет победителей, есть только проигравшие, а результат его еще более омерзителен - решение Ларисы стать содержанкой. Какая "интересная" судьба дочерей Огудаловой...

Re: Еще о "Бесприданнице"

24 октября 2009, 05:21, Наташа Д.

А из чего видно, что Паратов опасается Карандышева? По-моему, ничуть. Даже когда Карандышев "ходит с пистолетом", всерьёз это не воспринимает. Он его и за человека не считает: "А ещё разговаривает, гусь лапчатый".
Думаю, что и уязвлённым Паратов себя не чувствует, и никакой "маленькой победы" над собой не признаёт, поскольку не видит в Карандышеве соперника. К тому же он и рад, что Лариса выходит замуж: "старые счёты покончены", на душе стало полегче. Можно и в гости заглянуть к Огудаловым как ни в чём не бывало.
"Нет победителей, есть только проигравшие". А кто эти проигравшие? Паратов остался при своём, он ведь и не жалел, что не женился на Ларисе: "Вот бы людей-то насмешил!" Карандышеву, кажется, тихое семейное счастье где-нибудь в Заболотье тоже не светило. Тут,наверное, можно согласиться с Вожеватовым: "А я так думаю, что бросит она его скорёхонько. Теперь ещё она, как убитая; а вот оправится да поглядит на мужа попристальнее"... И что дальше? Подвернётся очередной Паратов? Ведь единственное занятие этой барышни - искать любви и не находить. Другого дела у неё нет. И ещё её же слова: "Я не нашла любви, так буду искать золота". Другого не дано?
У неё же есть певческий талант, и живёт она не в глуши, а в большом городе Бряхимове. Вяльцева родилась всего лет на десять позже Ларисы, причём в крестьянской семье. И Плевицкая из крестьянской семьи. Им же ещё трудней было. Кстати, у Вяльцевой помимо всех её достижений была и настоящая любовь, счастливая семейная жизнь.
Поэтому как-то трудно согласиться с Вами, что решение Ларисы - это "омерзительный результат омерзительного соперничества Паратова и Карандышева". Это её выбор.

А Карандышеву сочувствовать у меня что-то не получается. Наверное, потому что нет ничего противней высокомерия. Оно, конечно, есть и у Паратова, и у Хариты, и у богатых купцов по отношению к Карандышеву, но ведь и у Карандышева тоже: "Мы считаем их образцом грубости и невежества" (про бурлаков; и это он, бедняга, называет своим убеждением). Только у Паратова высокомерие наглое, а у Карандышева - жалкое.

Re: Еще о "Бесприданнице"

24 октября 2009, 18:50, wave

Выбор всегда чем-то обусловлен. Зависит и от силы личности, и от таланта, и от воспитания. От разных обстоятельств. Даже от среды обитания.
Соперничество, безусловно, в постановке присутствует. Мне даже показалось, что акценты намеренно смещены в сторону этого соперничества. Паратов только и делает, что унижает соперника, хотя самодостаточный, уверенный в себе человек не стал бы столько сил тратить на ТАКОГО соперника. В голову не пришло бы. И Вы совершенно правы, утверждая, что Паратов заявлял что "рад, что Лариса выходит замуж:"старые счёты покончены", на душе стало полегче". Ну и не мешал бы... Зачем Ларисе внушать отвращение к жениху, устраивая из него потеху? Значит, врал, что рад. Значит, зацепило, задело. Он-то знал, что никогда не женится на Ларисе, но, тем не менее, вселил в нее надежду и воспользовался ее слабостью. Ну, такие уж женщины доверчивые, когда любят. Не слышат правды, слышит только то, что хочется слышать - свою надежду! Помните, фразу героини Г. Польских в "Журналисте" - "Тут я и ослабела".
И выглядит это соперничество для обоих участников некрасиво. И Карандышев и Паратов используют Ларису как "флаг" для утверждения собственного "я".
Более того, это соперничество уравнивает обоих, делая Паратова таким же уязвимым и презираемым.
Кстати, то же самое наблюдается в спектакле "Современника" "Играем? Шиллера" Туминаса, где ненависть ставит знак равенства между обеими королевами, лишая обеих здравого смысла. Интересная трактовка.

Re: Еще о "Бесприданнице"

27 октября 2009, 11:19, Наташа Д.

Паратов всё же крайне высокого мнения о себе. Хотя, конечно, ему приятно пощекотать своё самолюбие и услышать от Ларисы, что она всё ещё любит его, а замуж выходит от безысходности. А Карандышева ему и вовсе раздавить хочется просто за то, что посмел ему возразить, "топорщился тоже, как и человек, петушиться тоже вздумал". Ну, а тому не даёт жить спокойно вопрос: чем он хуже Паратова?
Всё, что делается лишь для утверждения собственного "я" выглядит неприглядно, согласна. Но вот какая штука. Вы говорите, что соперничество делает Паратова таким же презираемым. Кем? Харита Игнатьевна всегда примет его с распростёртыми объятиями, как бы он ни обошёлся с её дочерью, она, как и многие, побаивается его; и в глазах купцов он ничуть себя не уронил. И в глазах всего города. Барин, самодур, любитель эффектных жестов, абсолютно плюющий на мнение окружающих, - и в то же время иногда старается казаться свойским парнем. Перед такими заискивают, ищут способа познакомиться, таких по-холуйски любят. Хотя сколько бы ни хорохорился этот блестящий барин, будущее у него, кажется, сурово и безрадостно: плясать ему под дудку строгого невестиного папы, важного чиновного господина. Это он в Бряхимове молодец.
А Карандышев смешон, потому что пыжится, потому что обижается, потому что начисто лишен иронии. Одолели фаты своим фанфаронством, ну так умей отнестись к ним с весёлой насмешкой, а не обед дурацкий устраивай. Не нравится ему, что богачи хвастаются своим богатством, так что же он тогда клеймит бурлаков, на которых те наживаются. Нашёл, за чей счёт самоутверждаться.

Ну, и ещё одно маленькое возражение. Да, Ларисе в минутном паратовском порыве уже мнится: "Явились вы и говорите: "Брось всё, я твой". А Паратов всего лишь уговаривал её прокатиться днём по Волге. Но уж очень Вы широко обобщаете, далеко не всегда женщины слышат лишь то, что хотят слышать сами. Это же скучно в конце концов, да и зачем тогда вообще нужен другой человек? А Лариса в пьесе занята исключительно своими переживаниями: "...со мной говорите осторожнее... Я сделалась очень чутка и впечатлительна". Где ей слышать кого бы то ни было. Но, конечно же, когда она говорит, что никто не старался заглянуть к ней в душу, ни от кого не слыхала она тёплого слова, - не сочувствовать ей невозможно.

Re: Еще о "Бесприданнице"

27 октября 2009, 20:16, wave

"...соперничество делает Паратова таким же презираемым. Кем?"
Ну, хотя бы какой-то частью зрителей. :)
В душе, наедине с собой, купцы, как и другие люди, способны распознавать подлость, но осуждать прилюдно, да еще победителя, да еще одного из них вряд ли будут!...
Кнуров понимает (хотя никого не осуждает, у него своя цель, надо только выждать), что после поездки по Волге Ларисе Дмитриевне "нельзя будет в свете показаться". Не такая уж безобидная эта поездка. А репутация, да общественное мнение что-то тогда значили.
Страх же перед Паратовым (и Хариты Игнатьевны, и Карандышева) вовсе не означает уважение к нему. Зависимость от него ? да, понимание нестабильности и уязвимости собственного положения ? да. Но они не глупы и могут скрывать свое презрение/ненависть опять же из страха. С точки зрения психологической это объяснение напрашивается, но очень интересно, передают ли актеры эти эмоции на сцене. Во всяком случае, Харита Игнатьевна осторожна с Паратовым, как и с другими своими гостями, но искренна ли она? Конечно, нет. Порой она выглядит "философично" задумчивой, понимающей и... бездействует. Не смогла же (или не захотела) она удержать Ларису от прогулки. Тоже, наверное, на что-то надеялась - вдруг дельце выгорит...
Карандышев Цыганова отчаянно сопротивляется унижению. Боится, трусит, пресмыкается, но и... сопротивляется одновременно. Ему хочется быть одним из них, да не можется...
Спектакль захватывает всей этой психологической кутерьмой.
Но наши с Вами точки зрения все же больше совпадают, чем отличаются. Ход Ваших рассуждений заставляет задуматься.

Re: Еще о "Бесприданнице"

29 октября 2009, 19:07, Наташа Д.

Я в первую очередь говорю не о спектакле, а о пьесе, поскольку спектакль видела второй и пока последний раз давно, весной 2008-го.
Думаю, Паратова можно начинать презирать гораздо раньше - слушая, как Вожеватов рассказывает Кнурову о его бегстве от Ларисы. И хоть говорит, что тот "мудрёный какой-то", Паратов проще Карандышева и менее интересен. Но перед его наглостью и напором тушуются даже те, кто никак не зависит от него.
Возможно, ошибаюсь, но мне кажется, что сама по себе поездка за Волгу в большой компании не была тогда криминалом среди людей их круга. Оскорбителен отъезд Ларисы с гостями из дома жениха без его ведома; прав Карандышев - почётные люди, а поступили с ним, как разбойники.
И когда Кнуров говорит, что она в таком положении, что им, близким людям, надлежит принять участие в её судьбе, речь идёт о её подавленном состоянии, чем он и намерен воспользоваться. Какой уж там "свет", посудачат и перестанут, а Карандышев всё простит, лишь бы вернулась. Главное, что она опять обманута и окончательно сломлена. И Кнуров это понимает.
Харита Игнатьевна не захотела догонять и возвращать Ларису, так как растоптать Карандышева и ей не жаль, а если б свадьба расстроилась, она бы, может, только рада была. Помните её слова: "Что бы там ни было, всё-таки кругом неё люди...? А тут, мол, кто?

И про "отчаянное сопротивление Карандышева". Да, едва познакомившись с Паратовым, он пытается возражать ему - пускай глупо, не по делу, ну да с кем не бывает; зато хоть как-то пытается возражать. Но ведь именно то, что Карандышеву хочется быть одним из них, не позволяет ему не унижаться. Он так старается стать для них своим, так рад быть накоротке с Паратовым (хотя сам называл его "промотавшимся кутилой, развратным человеком"). И в сцене во время обеда это чувствуется в каждой его реплике. Хотя бы в этой. Даже Робинзон - и тот пытается его поддеть. А Карандышев восклицает: "А, господа, каков оригинал! Сейчас видно, что англичанин". Говорит громко, суетится. Словом, интересный выбрал способ противостоять вечному унижению.
Несмотря на всё то, что я наговорила про бедную Ларису, она симпатична именно прямотой и неумением или нежеланием подстраиваться и притворяться.

Re: Еще о "Бесприданнице"

30 октября 2009, 20:49, wave

Пока пришла в себя от "Служанок", задержала с ответом.
Хорошо, что вы уточнили, о пьесе или о спектакле идет речь. Это существенно. Потому что здешняя версия, игра Любимова и Цыганова, Агуреевой, Курдюбовой, Колубкова по-новому предлагает взглянуть на некоторые моменты. Мне кажется, спектакли лучше сначала смотреть без оглядки на прежние версии или даже оригинал, тогда есть шанс увидеть то, мимо чего проходил раньше. А сравнивать позже.
Хотя Кнуров обеспокоен состоянием Ларисы (Колубков как-то очень сочувствующе играет, трогательно даже, и это немного сбивает с толку), но он, тем не менее, выжидает и жребий бросает. Предложение его, конечно, щедрое, но для семьи его оскорбительное, в дни кризиса может стать и накладным для бюджета.:-) Он ведь женат? Жене неприятно будет, узнай она про любовницу в Париже. Может учинить что-нибудь :-). А мать Ларисы, конечно, обеспокоена предстоящим замужеством дочери, опыт старших дочерей чему-то да научил ее. И в игре Курдюбовой это ощущается, хотя мне поначалу ее поведение казалось противоречивым и слишком эгоистическим по отношению к Ларисе. Возмущало даже.
Но клеймить и осуждать, не хочется, потому что и мы не святые, потому что слабых людей много, и каждый стеснен обстоятельствами, каждый на своем месте принимает решение и несет свой крест за это решение. Есть одна мудрость - не суди, не судим будешь.

Re: Еще о "Бесприданнице"

30 октября 2009, 23:37, Наташа Д.

Смотреть спектакль, не оглядываясь на оригинал, когда знаешь пьесу наизусть, - это надо будет попробовать. Забудь всё, что знал! Хотя думаю, что заметить что-то действительно новое ничего помешать не может.
Да, глядя на Кнурова-Колубкова и впрямь кажется, что он искренне переживает за Ларису. Только почему-то когда он, сделав своё "щедрое для Ларисы, но оскорбительное для семьи" непристойное предложение, едва не растянулся, я испытала "чувство глубокого удовлетворения", как говорили в незапамятные времена. Можете меня осуждать вопреки приведённой Вами мудрости. Семья его, думаю, уже давно ко всему привыкла. Если ещё вспомнить, что прототипом Кнурова был купец, содержавший чуть ли не гарем... Но молчу, я обещала ничего не вспоминать. А Харита Игнатьевна не перестаёт до последнего надеяться на "авось" и в пьесе, и в спектакле. Впрочем, впечатления мои полуторагодичной давности.

Re: Еще о "Бесприданнице"

2 ноября 2009, 18:39, wave

"Смотреть спектакль, не оглядываясь на оригинал, когда знаешь пьесу наизусть, - это надо будет попробовать. Забудь всё, что знал!".
Здесь, главное, сосредоточить усилия не на сравнении и тем более критике, а попытаться сначала понять режиссера, понять, что именно его затронуло в пьесе, о чем именно он хочет поговорить со зрителем. Знаю, что такой подход часто вызывает усмешки. Но он помогает понять и режиссера и автора оригинала, понять актеров, рисующих тот или иной образ. На любой шаг на сцене у Мастера есть веская причина. Это только дилетанты считают - поставлю как-нибудь, зритель сам чего-нибудь додумает. От того-то и получается размазня, на какую денег и время жалко.

Re: Еще о "Бесприданнице"

3 ноября 2009, 11:04, Наташа Д.

Увы, и этот Ваш совет мне не подойдёт. "Попытаться сначала понять режиссёра..." Я ж не телепат. У меня всё проще, и своё внимание я сосредоточиваю на самом произведении и игре актёров. И всё воспринимаю (или не воспринимаю) именно через игру актёров. То есть всё сводится к тому, вызывает ли она сопереживание. А без него мне неинтересно даже задумываться, о чём хочет режиссёр поговорить со зрителем.

Какой интересный у Вас опыт общения с режиссёрами! Мне б и в голову не пришло, что кто-нибудь (тем более дилетант) может так рассуждать: "Поставлю как-нибудь, зритель сам чего-нибудь додумает". И никаких амбиций! Чудеса...

А где Вы в моих разглагольствованиях увидели попытки "сравнения и тем более критики"? Просто в этом спектакле мне пока непонятно многое.

Re: Еще о "Бесприданнице"

3 ноября 2009, 20:47, wave

Собственно, я тоже больше разглагольствовала. Но побеседовали мы, по-моему, хорошо :-)
До новых встреч!

Re: Еще о "Бесприданнице"

3 ноября 2009, 22:15, БВГ

Да. Побеседовали вы хорошо :-) Было интересно. Спасибо.
К великому своему сожалению не мог ничего добавить к вашей беседе: "Бесприданницу" смотрел давно, нельзя сказать, что она стала моим любимым спектаклем (хотя я и яростно "защищал" его в полемике), пьесу так и не удосужился прочитать, а "Служанок" вообще не смотрел.

Очень надеюсь, что премьера снова соберет нас всех на Форуме.

Re: Еще о "Бесприданнице"

6 ноября 2009, 08:34, wave

P.S. Говорить о "Бесприданнице" и не сказать, как хорошо играют Цыганов, Любимов, Агуреева и другие, неправильно. Все играют замечательно! А к обсуждению самого спектакля здесь возвращались уже не раз. Еще можно успеть и пьесу прочитать :-)

Re: Еще о "Бесприданнице"

22 октября 2009, 12:17, upperkey

+1

    ×

    Подписаться на рассылку

    Ознакомиться с условиями конфиденцильности