RuEn

Форум

Кто о чем, а я о том, как "Бесприданница" соотносится со "Служанками"

29 октября 2009, 16:45, wave

И это не шутка. Вчера (28 окт.) была на "Служанках" Виктюка (т.им.Моссовета).Видела впервые. В терминах "понравилось-не понравилось" говорить слишком мелко, даже неприлично. Как в двух словах сказать об исследовании человеческой сути? Скажу только, что под утро поняла вот что-происходящее в "Служанках" причудливо иллюстрирует отношение Карандышева к Паратову и К ْ. :-)
В сущности, это, то, что я пыталась объяснить в предыдущих сообщениях о "Бесприданнице".

Re: Кто о чем, а я о том, как "Бесприданница" соотносится со "Служанками"

30 октября 2009, 16:46, wave

Может, кому-то покажется глупым, но после "Служанок" меня поразило, как практически одну и ту же мысль можно доказать совершенно разными театральными средствами. "Служанки" многоуровневый (по восприятию) спектакль с высокой степенью абстракции, в котором существуют два взаимоисключающих и одновременно взаимозависимых круга. Низшего круга служанки, руководимые завистью, жгучим желанием проникнуть в высший круг, принадлежащий господам-хозяевам, совершают преступление. Мотивы, желания настолько тесно соотносятся с мотивами Карандышева, что не заметить это трудно. Аналогия напрашивается. Тем более что затея в обоих случаях заканчивается крахом! Лично мне, как зрителю, интересен психологизм обоих примеров. Интересно и другое - как одна и та же мысль может быть выражена столь различной эстетикой. Конечно, если воспринимать "Служанок" на соответствующем уровне, не углубляясь в вопросы высших и низших сфер или категорий. Это уже другой разговор.

Re: Кто о чем, а я о том, как "Бесприданница" соотносится со "Служанками"

30 октября 2009, 17:39, Наташа Д.

"Вы думаете, вам всегда всё будет позволено. Вы думаете, вся красота небес достанется вам, а мне ничего?"
Карандышев не выдерживает унижения бедностью и становится убийцей. Последняя капля - слова Ларисы о том, что она слишком дорогая вещь для него.
Какая-то аналогия со "Служанками", действительно, напрашивается, но всё же там о другом - об аристократизме, которого нет в "Бесприданнице" и в помине, тем более нет духовного аристократизма.
?Мадам убивает нас своей нежностью! Своей добротой она отравляет нас. Потому что она добра! Мадам прекрасна! Мадам нежна!?

Re: Кто о чем, а я о том, как "Бесприданница" соотносится со "Служанками"

3 ноября 2009, 20:51, wave

Ваше сообщение заинтересовало. Вот что мне пришло в голову.
"Мадам убивает нас своей нежностью! Своей добротой она отравляет нас. Потому что она добра! Мадам прекрасна! Мадам нежна!"
Свою доброту и прекрасность Мадам демонстрирует, когда одаривает нарядами служанок, а потом нежно и по-доброму отнимает их.:-)
Безусловно, в Карандышеве нет аристократизма. Но круг Мадам небезупречен, так же как и круг Паратова. Круг Мадам и круг Паратова объединяет даже не столько аристократизм, сколько высокомерие. А высокомерность ничего общего не имеет с возвышенностью Духа.
Может быть, по этой причине возникают всяческие непонимания?...

Re: Кто о чем, а я о том, как "Бесприданница" соотносится со "Служанками"

5 ноября 2009, 14:19, Наташа Д.

Об аристократизме и духе, непостижимом для служанок, говорил когда-то Виктюк. Я же, признаться, не вижу никакого аристократизма ни в Паратове, ни в Мадам. (Под аристократизмом понимают, видимо, разные вещи. Читала когда-то о нём у Бердяева - пожалуй, наиболее точно и исчерпывающе). Но в Мадам, в отличие от Вас, не вижу и особого высокомерия, а одну только глупость и наигранность чуть ли ни во всём, что она произносит. Чего стоит такая её фраза: "Вообще-то, вам очень везёт, вам отдают платья. А я должна их покупать". Или: "Я ведь думаю только о том, чтобы творить добро. Кто же так озлоблен против меня, что наказывает меня так страшно? За что?" Забавный персонаж. А подаренные меха она отбирает машинально, просто через минуту уже не помнит, что подарила их. Ей вообще не до таких мелочей. (Но при этом надеется, что отдав наряды, добьётся Божьей милости для Мсье).
А вот почему богатые не могут понять бедных даже, когда хотят, - тот ещё вопросик. У Чехова есть великолепный рассказ о том, как "началась и завершилась искренняя потуга к полезной деятельности одного из благонамеренных, но чересчур сытых и не рассуждающих людей".

Re: Кто о чем, а я о том, как "Бесприданница" соотносится со "Служанками"

6 ноября 2009, 08:32, wave

"А подаренные меха она отбирает машинально, просто через минуту уже не помнит, что подарила их. Ей вообще не до таких мелочей".
Может быть, высшая степень высокомерия и заключается в его неосознанности?
(Столько говорили о "Бесприданнице", но мало сказали об актерах. Иду исправляться).

Re: Кто о чем, а я о том, как "Бесприданница" соотносится со "Служанками"

7 ноября 2009, 10:15, Наташа Д.

Ну не знаю, по-моему, Мадам просто глупа от природы, и это вполне простительно. Но вот то, что высокомерие умного человека делает глупее, - это точно. И это гораздо хуже, чем быть глупым изначально. А ещё вот что: где высокомерие, там и фарисейство - не ходит одно без другого.

Re: Кто о чем, а я о том, как "Бесприданница" соотносится со "Служанками"

9 ноября 2009, 16:11, wave

Насчет фарисейства и высокомерия - очень точное замечание.
Но Мадам все же не глупа - она легко и быстро поняла подноготную доноса.
Связку Мадам-Служанки можно рассматривать с разных точек зрения или уровней. Как, скажем, некую субстанцию "высшую" и "низшую", но даже тогда Мадам не назовешь безупречным проявлением Духа. И, возможно, без Служанок вся эта возвышенность и смысл-то теряет.
Можно отнестись к этой связке с некоторой социально-психологической подоплекой. И в "Бесприданнице", и в "Служанках" меня заинтересовала мысль, выраженная еще в фильме "Курьер". В нем тогда откровенно заговорили о том, что общество (даже не такое контрастное, как сегодня) существует в разных взаимоисключающих и одновременно взаимозависимых кругах. Что до Паратова, так он прямо-таки борется за чистоту рядов. :-)
С другой стороны, фильм "Поездки на старом автомобиле" (1985 г.) помните? Как Она (Л. Максакова) - вся не от мира сего - и Он (А. Болтнев) - "ну, все путем, нормально" - могли плениться друг другом? Есть, наверное, что-то общее?
?? - ? !

Re: Кто о чем, а я о том, как "Бесприданница" соотносится со "Служанками"

10 ноября 2009, 12:55, Наташа Д.

Легко и быстро поняла подноготную доноса? Мадам не сомневается, что у неё самые верные служанки; она же только и делала, что творила для них добро! Мысль об их вероломстве не приходит ей в голову, несмотря на все замеченные ею странные вещи. Это Служанкам казалось, что она близка к разгадке. А Мадам думает, что это "дьявольская полиция заслала таинственных шпионов", и надеется на прозорливость Мсье и экспертизу. Не так? Вот ещё что примечательно. Служанки уверены, что если всё выяснится, их стыд и унижение принесёт радость Мадам, станет её триумфом. Они приписывают ей свою злобу и ненависть.
А на Ваш вопрос, если я его правильно поняла, у меня есть ответ... двадцатилетней давности. То есть примерно тогда поняла одну простую вещь, о чём, может быть, скажу позже.

Re: Кто о чем, а я о том, как "Бесприданница" соотносится со "Служанками"

10 ноября 2009, 13:17, wave

Вообще-то, так. Но служанок поразило, как быстро Мадам соображает и движется в верном направлении?
Как любопытно. Вы угадываете. Интуичите. Весь этот разговор имеет корни двадцатилетней давности?

Re: Кто о чем, а я о том, как "Бесприданница" соотносится со "Служанками"

11 ноября 2009, 16:31, Наташа Д.

"Мадам соображает и движется в верном направлении"... Просто Мадам, как большинство женщин, наблюдательна и замечает всякие мелочи. Что-то её удивляет, но никаких выводов она не делает.
Это преступным Служанкам кажется, что всё вокруг выдаёт их, что Мадам ступает по их следам и разгадывает их один за другим.
Интуиция у меня, конечно, - о-го-го, чего уж там. Но сейчас мы ведь просто читаем текст, нет?

Re: Кто о чем, а я о том, как "Бесприданница" соотносится со "Служанками"

12 ноября 2009, 08:38, wave

Все же не могу отказать Мадам в уме. :-)Неосознанность ее высокомерия больше всего задевает служанок, им тоже не чужды чувства, но Мадам не глупа. Возвращаясь к теме, как соотносятся спектакли, получается, что ни Карандышеву, ни сестричкам не удается подняться на ступеньку повыше. Мадам бесповоротно уходит, предоставляя служанок самим себе. У персонажей "Курьера" тоже не складывается. Остаются счастливые и уже немного старомодные разъезжающие на старом автомобиле герои Максаковой и Болтнева. Вспоминается еще один невероятный фильм о невероятно красивых движениях души "Почти смешная история" (оба фильма одного режиссера). :)

Re: Кто о чем, а я о том, как "Бесприданница" соотносится со "Служанками"

12 ноября 2009, 10:36, Наташа Д.

Может быть, неосознанность высокомерия и говорит о глупости? Во всяком случае, Мадам забавна, а не противна, как высокомерные люди обычно. Однако соглашусь: неосознанность её высокомерия особенно задевает Служанок.
Герой "Курьера" вовсе не жаждет слиться с кругом героини. Он относится к нему с дурашливой иронией (и героине это поначалу нравится). Он никогда бы не принял двойную мораль этого круга, неумный диктат (помните героя Владимира Меньшова?)
А герои фильма "Поездки на старом автомобиле" - это же идеальный случай, когда люди схожи в главном и различны во всём остальном. По-моему, и дружить можно только по такому принципу, ну или близко к тому. Может, они и старомодные, но они вечные. У меня, кстати, была очень похожая пара однокурсников, сейчас у них уже взрослые дочери. А думаете, не могут такие найтись среди нынешних семнадцатилетних? Запросто!

Ну, и скажу уж, о чём я вспомнила в ходе нашей беседы. Вот что я поняла когда-то. По большому счёту люди делятся на две категории: первые ощущают себя хозяевами, а вторые - гостями на этой земле. Некоторые из первых считают возможным доносить на других, тем самым круто меняя их судьбу, даже кого-то убить. Это, конечно, крайние проявления. (Служанки - из таких, хоть они и служанки). Для людей из "хозяев" допустимо унижать других или запрещать им что-то.
Людям из этих двух взаимоисключающих кругов не понять друг друга, они сделаны из разного теста. Среди людей первой категории немало двуличных и лицемерных, они умеют ловко подменять понятия, и принадлежность их к "хозяевам" становится очевидна только при определённых обстоятельствах.
Наверное, это очень наивно звучит. Ну и пускай!

Re: Кто о чем, а я о том, как "Бесприданница" соотносится со "Служанками"

15 ноября 2009, 15:19, wave

Нисколько не наивно. Вы помогли разобраться в чем-то очень важном. Хочется услышать новые впечатления о "Бесприданнице". Ее давали буквально на днях.
Что до пьесы Жене, то в ней интересна не просто связка Мадам ? Служанки. В ней, может быть, интереснее треугольник Мадам ? Клер ? Соланж. Но для уточнения пойду разберусь с видами всевозможных треугольников. :-)

Re: Кто о чем, а я о том, как "Бесприданница" соотносится со "Служанками"

16 ноября 2009, 10:02, Наташа Д.

Да, к тому же Ваша беседа с Marisoleis, к сожалению, прервалась на самом интересном месте. Вы точно заметили, что Соланж отличается от Клер, что очень важно. Это только Мадам постоянно их путает.

Re: Кто о чем, а я о том, как "Бесприданница" соотносится со "Служанками"

30 октября 2009, 19:30, marisoleis

Представляете совпадение!))) Я тоже была на служанках 28 (видела в первый раз до этого только на видео).
У Вас возникла ОЧЕНЬ интересная мысль и я просидела сейчас 5 минут размышляя на эту тему...)))
Наверно, я в чем-то согласна с Вами,но есть одно "но". Карандышев жалок, А вот Соланж ну никак не назовешь жалкой...

Re: Кто о чем, а я о том, как "Бесприданница" соотносится со "Служанками"

30 октября 2009, 20:54, wave

Мне повезло, что вы были на "Служанках" именно 28-ого. Это же день рождения режиссера. Стыдно признаться, но необходимость вынудила покинуть зал буквально за три минуты до окончания вечера. (Спектакль закончился раньше). Что было в последние минуты? Расскажите, если не затруднит вас. О Соланж и Карандышеве - чуть позже. Ваше замечание справедливое, но и у меня есть одно "но".
Для Наташи Д. я уже оставила сообщение в теме "Еще раз о "Бесприданнице".

Re: Кто о чем, а я о том, как "Бесприданница" соотносится со "Служанками"

2 ноября 2009, 15:35, marisoleis

Расскажу с удовольствием! Я так поняла, что вы о том, что было когда зажегся свет. Так вот, после всевозможных поклонов самих актеров, на сцену вышел Виктюк, которого легко можно было бы принять за Элтона Джона)) в белоснежном пиджаке с вышивками и конечно темных очках. Куча цветов, даже картину кто-то подарил. еще на сцену выбегала Бабкина (вроде это была она)с каким-то человеком с камерой, поздравиля его и тоже подарила цветы. Кстати, в самом конце куда-то исчез актер, который играл вторую служанку, Его звали, но он так и не появился. На этом я и ушла, довольная и счастливая))

Re: Кто о чем, а я о том, как "Бесприданница" соотносится со "Служанками"

6 ноября 2009, 08:37, wave

Еще раза спасибо за то, что рассказали, как закончился вечер 28 окт. Мне дороги минуты, когда автор выходит на сцену, когда он со зрителями даже в день рождения, а не замыкается в своем искусстве, для себя, с собой. Понятно, что его спектакли - для людей. :-) И всегда интересны всякие мелочи... типа Бабкиной в зале :-) Это как-то оживляет...
И... придает.

Re: Кто о чем, а я о том, как "Бесприданница" соотносится со "Служанками"

2 ноября 2009, 17:51, wave

Спасибо. Очень интересно. Вечер, конечно, запомнился. Не возражаете, если я продолжу начатый о Соланж и Карандышеве разговор?
"Карандышев жалок. А вот Соланж ну никак не назовешь жалкой..."
Вы совершенно правы. Но их объединяет не сходство характеров, а желание - желание проникнуть в круг, более высокий.
Что до характеров, то Соланж отличается и от Клер. И это важно. Очень!

Re: Кто о чем, а я о том, как "Бесприданница" соотносится со "Служанками"

2 ноября 2009, 17:11, Наташа Д.

Эх, а я, наоборот, только именно это и видела (на YouTube). Уважаемая Wave, расскажите мне, пожалуйста, всё остальное!)))

    ×

    Подписаться на рассылку

    Ознакомиться с условиями конфиденцильности