Форум
Вы не имеете права писать в форум не зарегистрировавшись.
Если вы зарегистрированы на любом другом форуме проекта Theatre.Ru,
вы можете использовать эти же имя и пароль.
Забытый пароль можно восстановить.
"Мотылёк"
Уважаемые форумчане, здравствуйте!
Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о спектакле "Мотылёк".
Заранее благодарю.
Re: "Мотылёк"
Добрый вечер! Ничего не могу сказать, не смотрела. Но хотелось бы знать реакцию зрителей. Подружка после спектакля долго раздумывала, но так ничего толком и не сказала, кроме "понравилось". :)
Re: "Мотылёк"
Да и в самом деле спектакль своеобразный. Говорить о нём легче в абстрактной форме.
Юноша вдруг становится девушкой (не путать с сериалом "Маргоша").
Это такая вечная история как среди одинаковых появляется "другой". Таким были Гадкий утёнок или чайка Джонатан Ливингстон.
Представьте, что среди гусениц одна становится бабочкой. Естественно другие начинают говорить, что рожденный ползать - летать не может. А она пытается летать, даже пытается научить летать других...
Бывший рядовой Лебёдушкин шьёт платье, читает стихи, ставит спектакль. Полковник (Юрий Степанов) пытается понять странные, с его точки зрения, слова бывшего солдата, странные мысли и желания. И вот у этой "гусеницы" тоже начинают расти крылья и появляется чувство и желание полёта.
Но бабочку раздавили. Вместе с ней уничтожили надежду. Не дали гадкому утёнку - рядовому Лебёдушкину - вырасти в прекрасного лебедя.
Потому что одинаковые не любят других.
Re: "Мотылёк"
Спасибо и Юлии И., и БВГ за ценный комментарий. Уже хочу посмотреть, какими средствами достигается цель, в какую форму облачена идея. И мне теперь кажется, что больше всего мою приятельницу удручила эта самая потеря надежды. Ощущение безысходности. Но, конечно, надо все это посмотреть самой.
Re: "Мотылёк"
Очень точно (и красиво) Юлия передала смысл спектакля. Посмотреть его, безусловно стоит. К положительным моментам, безусловно, относится превосходный дуэт Степанов - Кутепова. Ну а к отрицательным...? Да нет, "отрицательный" - не совсем точное определение. Точнее "снижение положительного эффекта, получаемого от замечательной игры артистов".
Скажу о своих ощущениях. Долгое время "Мотылек" был для меня наименее удачным спектаклем Мастерской (пока не посмотрел "Как жаль", который прочно занял последнее место; увы, уважаемая wave :-)). И, мне кажется, дело в некоторой "заезженности" темы "дедовщина в армии". Возможно, дело в том, что у меня дочери, а были бы парни - по другому воспринял :-) Не знаю.
Но вот что странно! Вот, вроде после спектакля вышел почти равнодушным. Решил, что спектакль не понравился. НО! Где-то через несколько месяцев поймал себя на том, что вспоминаю с теплотой и этого рядового Лебедушкина, и этого "озадаченного" Полковника. И это ощущение осталось до сих пор. Так что посмотрите обязательно, возможно, для Вас он покажется просто замечательным. Вот как, например, "Как жаль" для wave. От него она в восторге, а меня так даже абсолютно не "задел". Даже не могу понять, чем там можно восторгаться. Так что все относительно.
Re: Ориентир на счастье
О вкусах, конечно, не спорят - я и не переубеждаю, мне просто пьеса и спектакль "Как жаль" пришлись по душе. По женской душе, которая небезразлична к семейному счастью. Это очень личное, и об этом снова начинают говорить на театре. О достоинстве, гордости. О благородстве. И в людях и в семейной жизни. О душе. О её запросах, а не только потребностях тела. В этом смысле интересна и "Крейцерова соната" А. Яковлева о разного рода связях между людьми. О духовных ниточках, которые кого-то пугают или удивляют больше всего на свете. :-)
Re: Ориентир на счастье
Да, похоже, Вы правильно подметили суть различий наших восприятий: наверное, для женского восприятия этот спектакль ближе :-)
Меня другое заинтересовало. Вы вот упомянули Юрия Петровича Любимова. А Вы что, видели его спектакли в период расцвета? Любопытно было бы поговорить на эту тему.
Re: Ориентир на счастье
"А Вы что, видели его спектакли в период расцвета?"
Фраза меня насторожила, особенно слово "расцвет". Можно мне уклониться от ответа? :-) Думаю, Вы поймете, если преодолеете предубеждение против "дамских" спектаклей и примете во внимание... дамскую психологию. :-)
К творчеству Ю. П. Любимова отношусь с интересом и вниманием. Respect.
Re: Ориентир на счастье
:-) Извините, как-то не подумал, задав вопрос. Просто для меня Любимов ДО отъезда за границу и Любимов ПОСЛЕ - разные люди. И в творческом и в человеческом плане. Первый - был, можно сказать, кумиром. Ну а второй... Пожалуй, я воздержусь от комментариев. Мне была крайне неприятна вся история раздела театра. А случайное посещение "Фауста" (шел мимо, было свободное время, нахлынули воспоминания, с удивлением обнаружил свободный билет в кассе - ну и решил вспомнить молодость) разочаровало очень.
Еще раз простите за необдуманно заданный вопрос.
Re: Ориентир на счастье
"разочаровало очень".
А что именно разочаровало: повторение идей, привычный набор приемов, другая энергерика? Или мы сами живем старыми ожиданиями?
Человек ведь не может не меняться, в профессиональном плане тоже. Запросы времени меняются. Размежевание не в одном этом театре происходило. И очень болезненно. И с потерями. Но путь пройден. Извечный вопрос, кто виноват в том, что вкус воды в источнике другой... :-)
Re: Ориентир на счастье
Хорошие вопросы. Да, пожалуй, тут "виноват" не только (а может, и не столько) Мэтр. Таганка 70-х (о 60-х не могу и не имею право говорить) была мощным сплавом революционной режиссуры (развивающей идеи Брехта, Мейрхольда и Станиславского), замечательного актерского ансамбля (каких актеров воспитал ЮП!) и смелых для того времени, в основном Эзоповских, высказываний на злобу дня (так называемых "фиг в кармане"). Все 3 составляющие были важны. Она была "дитя своего времени". И Время внесло мощные коррективы. "Фиги в кармане" оказались ненужными (помните анекдот? "Вы читали вчерашнюю "Правду"?", "Нет, а что там?", "Ну, это не телефонный разговор."). Сплоченный ансамбль распался: кто ушел в мир иной, кто сам стал режиссером и покинул стены театра, с кем Мэтр сам разругался после приезда. А режиссура перестала быть революционной.
Да и сам я изменился: из рьяного апологета режиссерского театра превратился в человека, критически оценивающего "режиссуру как средство самовыражения". Меня стали раздражать "режиссерские эффекты" ради самих эффектов. Вот и получилось то, что я обозначил фразой "разочаровало очень".
Re: Ориентир на счастье
Близка мысль о критическом отношении к "режиссуре как средству самовыражения" и "режиссерским эффектам" ради самих эффектов. И это не только вопрос качества. Чтобы говорить с людьми, используя театр, надо представлять собой Личность, вооруженную Знанием, иначе будешь смешон или... бледен. Зрителя можно обмануть однажды, но не постоянно. А "самовыражения" не всегда выглядят достойно, особенно когда "творцы" тренируются или учатся на зрителях, или самовыражаются крикливо, а перспектива/мысль не прослеживается или выражена вычурно, лишь бы поразить. Не люблю, когда недооценивают зрителя.
Re: Ориентир на счастье
Вот, вот. "самовыражаются крикливо, а перспектива/мысль не прослеживается или выражена вычурно, лишь бы поразить" Очень точно. Примерно это я и хотел сказать, вот только не нашел нужных слов.
Re: Ориентир на счастье
Забавно, но Вы один в один повторили мнение моего друга по-поводу спектакля "Как жаль". Свои впечатления он резюмировал фразой - Дамский спектакль!
Re: Ориентир на счастье
Надеюсь, что "дамский" - не синоним "однобокий" и не синоним пренебрежительного отношения к теме. Тем более что в спектакле "Как жаль" создан примечательный портрет интересного мужчины. Так что взгляд прекрасных дамских глаз может быть острым. :-)
Re: Ориентир на счастье
Определение "Дамский спектакль" не несет в себе ни пренебрежения , ни намеков на "однобокость", это лишь частное мнение и личное впечатление одного из зрителей.А то, что взгляд прекрасных дамских глаз может быть острым,я лично нисколько не сомневаюсь ))) С Настунающим !!!
Re: Ориентир на счастье
Не знаю, что имел ввиду молодой человек, но, для меня "женский спектакль" - тот, который психологически ближе женщине, чем мужчине. Он не хуже, не лучше. Он ДРУГОЙ. Затрагивает те "струны" женской психики, которые, возможно, просто отсутствуют у мужчины :-)
Re: Ориентир на счастье
У меня это тоже было первой мыслью после просмотра спектакля :-) Очень женский.