RuEn

Форум

#степанвладимиров

Воды животворящие

26 января, 23:13, osmonruna

«Чающiе движенiя воды» - это постановка, повествующая вовсе не о расколе русской церкви, не об утрате любви и терпения, о чем нам недвусмысленно намекает программа. Отнюдь. Это история о единении, русской соборности, той истинной народности, что «всем мiром» молится «о благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех…», связывая позапрошлый уже, век XIX, и наш суетный и поспешливый XXI. Напоминая. Проповедуя. Очищая. Наполняя живой водой протянутые горстью ладони.

Многостраничная хроника Николая Лескова «Соборяне» уложилась в почти четырехчасовое действие, не потеряв самого главного – атмосферы русской глубинки, провинциального патриархального быта, в котором страсти кипят – куда там Санкт-Петербургу! – и куётся сила русского народа, в основе которой вера в Бога, правду и справедливость.

Это история о духовных скрепах. О той подвижнической роли, которую берёт на себя рядовое поповство, совершая свой каждодневный молитвенный труд. Жизнь протоирея Савелия Туберозова (Иван Верховых) и его жены Натальи Николаевны (Александра Кесельман) от начала и до конца действия перекликается с житием протопопа Аввакума и супруги его, отправившейся вслед за мужем в ссылку; как и протопопица Настасья Марковна – одна детей не родившая, другая терявшая, – «ино еще побредём». У Савелия эта связь не по факту, но по сути своей: жажда подвига духовного, невозможность отказаться от своих убеждений, опала, одиночество, смирение и утешение в признании единомышленников и любви народной.

И Отец Савелий, и Отец Захарий (Николай Орловский) – те надёжные камни фундамента, на котором стоит город Старгород. В нем есть всё, что необходимо для счастья русскому человеку, чтобы «жить не тужить»: вымоленный дождь, лес, река, местные предания и даже свой почти юродивый «Комиссар» Данилка (Степан Пьянков). Конечно, вместе с «новыми людьми» доходят и сюда современные «революционные» веяния: женская эмансипация в лице акцизницы Дарьи Бизюкиной (София Лукиных), естественные науки, продвигаемые учителем Варнавой Препотенским (Михаил Крылов), – но это неизбежные проявления эпохи, пока не способные возмутить глубинное течение жизни. «Воды глубокие плавно текут. Люди премудрые тихо живут» (из Пушкина, как сказал бы Ермошка (Степан Владимиров), что берёт на себя в этой постановке функцию просвещения невежественных зрителей).

И то, против тех нечестивцев, что попирают сложившийся, устоявшийся, привычный порядок (даже в дневнике протоирею писать не о чем), яростно выступает неистовый воин Христов, бывший казак, а ныне дьякон Ахилла Десницын (Владимир Свирский), в рьяности, запальчивости и необразованности своей сначала не видя, не замечая, что истинное зло разрушает не напоказ, а медленно проникая в самую основу бытия, выязвляя, отравляя праведное житьё-бытьё Старгорода. Цензор Отец Троадий (Александр Моровов), стоящее над ним духовенство следуют букве устава, требуют сухой риторики, по их мнению, защищающей государственную власть и церковный закон, но не могущей тронуть народную душу. Она, душа эта, напитанная соборностью, – настоящий внесценический персонаж спектакля – слышится и в рассказе об общем молении как старообрядцев, так и принявших никоновские реформы по утраченной Деевской часовне, и в шуме горожан – народных заступников, пришедших на защиту отстраненного от службы протопопа, и читается в тексте «мирского» ходатайства за Савелия. Звучит она и в сцене на рауте, где собрались уважаемые лица: духовенство, представители власти, видные люди города и гости из столицы. В череду незатейливых провинциальных развлечений, народных куплетов и скабрёзных анекдотов врывается мощный бас Ахиллы с прошением «Многая лета», прославляющим Державу Российскую и христолюбивое русское воинство. И к нему присоединяются все присутствующие, независимо от статуса и убеждений, даже подлец Термосесов (Александр Мичков). Это песнопение словно нить, протянувшаяся из прошлого в наше настоящее – не фрагмент актерской игры, но посыл ко всем сидящим в зале, ибо «где двое или трое собраны во имя Моё, там и Я посреди них» (Мф:18-20).
Это объединяющее соборное начало заложено в саму идею постановки, где нет второстепенных, проходных ролей. От философских исканий Отца Савелия и помещицы Марфы Подомасовой (Екатерина Смирнова) до скорбей бездетной протопопицы и радостей простого быта почмейстерши (Лилии Егоровой), чье служение (чиновничье и театральное) поддерживается бережностью и уважительностью обращения на сцене. А каждый образ, воплощённый писателем, точно, практически идеально выверен актерским типажом.

Даже абсолютное, казалось бы, зло в лице секретаря князя Борноволокова (Денис Аврамов) не так однозначно. Термосесов, хоть и, по мнению узнавших его ближе, «скотина» (а у скота, как известно, «души нет»), но Александру Мичкову в полной мере удалось показать двойственность своего героя. Большой талант, умения, достигнутые годами учений, стараний и подчинения, неблагодарно используются сильными мира сего, потому что у таких, как он, нет ни денег, ни прав по рождению, ни покровительства. «За вас, чистокровных, ведь дядья да тётушки хлопочут, а мы, парвенюшки, сами о себе печемся». Остается только беспринципность. И не случайно носит персонаж библейское имя Измаил; как и его предшественник, лишенный права первородства, Термосесов становится первым, но добивается вожделенной свободы и перспективы карьерного роста подлостью. Без сокрушения, что разрушает мирный быт Старгорода, и по навету – честную жизнь Отца Савелия.
Это слабые поддаются, становятся предателями, сильные же страдают и несут свой крест. Но лишь праведники получают возможность свершения своего духовного подвига, когда жизнь превращается в житие.

«Чающiе движенiя воды» из тех спектаклей, когда кажется, что на тебя нисходит Благодать. На каждого сопричастного. Не только в зале, но и на сцене. Когда всколыхнется всё, но после этой бури и грозы утишается душа. Хочется только не расплескать, не потерять, сохранить живую воду драгоценного лесковского слова, на пределе эмоциональных сил переданного нам Актерами по замыслу постановщика (Евгений Каменькович). Низкий вам поклон!
#чающиедвиженияводы #иванверховых #александракесельман #николайорловский #степанпьянков #софиялукиных #михаилкрылов #степанвладимиров #владимирсвирский #александрморовов #александрмичков #екатеринасмирнова #лилияегорова #денисаврамов #евгенийкаменькович

Чающие движения воды

29 апреля 2024, 16:36, БВГ

Опять спектакль, поставленный Каменьковичем, и опять "попадание в десятку". Каждый эпизод продуман, выверен. Игра ВСЕХ актеров превосходна (ну разве Владимир Свирский чуть-чуть переигрывает, на мой взгляд; понятно, что роль Ахиллы ну уж очень харАктерная, но иногда чуть странно смотрится; но, замечу, впечатления от игры актера это не портит). Это "фирменный" стиль Мастерской с времён её зарождения и я рад, что он бережно сохраняется. Я не зря подчеркнул "ВСЕХ актеров". Обычно в любом спектакле есть персонажи, несущие столь маленький вклад в представление, что даже отличному актеру не на чем себя проявить. А вот этот спектакль -редкое исключение. Все персонажи значимы и каждую роль актеры выполняют филигранно. И ещё. Говоря "каждый эпизод", я, пожалуй немного погрешил против истины. Эпизод с купанием привел меня в лёгкое недоумение. При том, что режиссёрски этот эпизод был продуман превосходно ("плаванье" по полупрозрачному занавесу - превосходная находка) - в смысловом плане был для меня непонятен. К чему он? Дальнейшее действие чуть-чуть прояснило ситуацию, но... Возможно, что это чисто моё восприятие (с моей памятью на лица я просто не узнал персонажей).

Но вернемся к осмыслению спектакля в целом. Всё первое действие в Старгороде кипят вроде бурные страсти: "новые люди" (ну или "просвещенные") против "религиозных". Борцом за традиционные устои наиболее рьяно себя проявляет дьякон Ахилла (Ахилла-воин просит себя называть) (в исполнении Владимира Свирского), наиболее яркий борец за "продвижение прогресса" - учитель Варнава (в исполнении Михаила Крылова). За всеми этими "страстями" немного снисходительно, по-отечески наблюдает и по возможности сглаживает протоиерей Савелий Туберозов (в исполнении Ивана Верховых). Но в конце спектакля прекрасно понимаешь, что все эти противоречия сопоставимы с детскими шалостями, когда в город является настоящее зло в лице Измаила Термоседова (Александр Мичков), не имеющее никаких моральных ограничений. И вот что важно: несмотря на противоречия и Ахилла, и Варнава имеют твердые моральные устои, они не способны на подлость. Несмотря на проявленную бурную деятельность Термоседов находит только одного человека в Старгороде, способного на подлость (подписание навета на Отца Савелия) и то не сразу, а под давлением угроз и обещанием денежного вознаграждения: мещанина Данилку (в исполнении Степана Пьянкова), хотя надо сказать, что тот и ранее "сливал" информацию за деньги. И каково же сильно моральное единство старгородцев, что за эту подлость этого нового Иуду сначала хотели просто утопить, а потом никто с ним не общался.
Как я уже писал, все актеры сыграли просто превосходно. Пожалуй перечислю лишь тех, что вызывали наибольшее оживление в зале (поскольку роли их были харАктерные) в порядке появления на сцене. Отец Захарий (Николай Орловский), Ахилла Десницын (Владимир Свирский), Отец Троадий (Александр Моровов), Варнава Препотенский (Михаил Крылов), Дарья Бизюкина (Ольга Бодрова), Ермошка (Степан Владимиров). Ну а как не отметить игру Ивана Верховых (Отец Савелий)! Как достойно им сыграна эта отнюдь не харАктерную роль! А игру Александры Кесельман (Наталья, жена Савелия)! Как проникновенно сыграна сцена, где она просит Савелия усыновить сиротку, поскольку она не способна к деторождению!
Хочу также отметить традиционно превосходно поставленную хореографию. Особенно она была хороша в исполнении Ольги Бодровой.

И в заключении хочу еще раз поблагодарить коллектив Мастерской за их замечательный труд. Новых вам творческих успехов!
#чающиедвиженияводы #евгенийкаменькович #владимирсвирский #михаилкрылов #иванверховых #александрмичков #степанпьянков #николайорловский #александрморовов #ольгабодрова #степанвладимиров #александракесельман

Подарок

13 апреля 2024, 13:21, БВГ

Да уж! Это действительно подарок! Вот уже третий спектакль почти подряд начинаю получать удовольствие с первых же сцен и до конца представления. Причем особенно приятно, что если первые 2 были сделаны Каменьковичем (вроде бы как гарантия качества), то режиссер этого - молодой Юрий Титов (хотя молодой относительно... уже более 10 лет в труппе Мастерской!). И стиль фоменковский: делается упор на игре актеров, режиссерские "фокусы" на втором месте (хотя, конечно, твердая рука режиссера чувствуется). В общем МОЛОДЦЫ ФОМЕНКИ!!!
Каждый из актеров, игравших в спектакле, сыграл замечательно, причем действие выстроено таким образом, что почти каждому предоставляется возможность "солировать", показать все свои возможности. Начинает "сольные выступления" Роза Шмуклер (ну просто блистательно, она, пожалуй больше всех понравилась) (рассказ "Знак"), продолжает Серафима Огарёва в дуэте с Амбарцумом Кабаняном (рассказ "Неосторожность"), далее Степан Владимиров в дуэте с Натальей Мартыновой (рассказ "Шпилька"; на фоне остальных, пожалуй наименее понравился), далее - Михаил Крылов в дуэте с Александрой Титовой (рассказ "Избавилась"; тут, конечно опять блистает Роза Шмуклер, но скорее на втором плане).
Завершает спектакль рассказ "В пути" и о нем особо. Если первые 4 выполнены в комедийном плане, пожалуй даже гротескном, то последняя миниатюра глубоко трогает. Честно говоря, уже не помню, когда на спектакле у меня выступали непроизвольно слёзы. И актеры (Амбарцум Кабанян и Наталья Мартынова) играют точно, сдержанно. Удивительное завершение этого первоначально лёгкого и весёлого спектакля!
Об игре ВСЕХ актеров (даже если они не выполняли "сольных" выступлений) можно высказать только похвалу. Тот же Михаил Крылов в эпизодах превосходен.
Несколько слов о хорошей режиссуре Юрия Титова. Она видна в качественной постановке мизансцен, в грамотном вкраплении хореографии (и применении, в частности для обозначения "пикантных" сцен). Да и хореография выполнена (и поставлена) просто блистательно!
Пару слов о вкусе. При обсуждении "Школы жён" уважаемый VictorN высказал предположение, что "Подарок" мне не понравится, т.к. там много амурных, адюльтерных сцен. Так вот, уважаемый Виктор. Вы ошиблись. В обсуждаемом спектакле всё сделано со вкусом, с юмором, без капли пошлости (собственно, Вы тоже это отмечали). Чего нельзя сказать о "Школе жён". Пример (уж простите за подробности). Когда служанка (в "Школе жён") со смехом убирает сумку, "забытую случайно" на причинном месте у скульптуры, это слегка пошловато смотрится. А когда возбужденный Рауль чтобы прошмыгнуть между стеной и стулом вынужден его подвигать - с юмором, со вкусом. Или ещё. Как замечательно в "Подарке" обыграна сцена разоблачения адюльтера Рауля! А сцены страсти в хореографическом исполнении! Ну никакого сравнения с тем, как это в "Школе жён" сделано. Я понимаю, что стилистика спектаклей разная, и то, что сделано в "Подарке" вряд ли подойдет для "Школы жён", но...
И в заключении я ещё раз хочу поблагодарить всех артистов, играющих в этом спектакле, и лично Юрия Титова! Дальнейших творческих успехов вам!
#подарок #юрийтитов #розашмуклер #серафимаогарёва #амбарцумкабанян #степанвладимиров #натальямартынова #михаилкрылов #александратитова #школажён #евгенийкаменькович

    ×

    Подписаться на рассылку

    Ознакомиться с условиями конфиденцильности

    Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия политики конфиденциальности.