Продолжительность: 2 часа 30 минут с 1 антрактом, премьера 18 мая 2016
Цена билетов от 1000 до 10000 руб.
Цена билетов от 1000 до 10000 руб.
- Автор — Бертольт Брехт
- Постановка — Кирилл Вытоптов
- Сценография и костюмы — Нана Абдрашитова
- Художник по свету — Владислав Фролов
- Перевод — Соломон Апт
- Аранжировка музыки — Николай Орловский
- Музыкальный руководитель — Марина Раку
- Музыка — Пауль Дессау
- Пластика — Владимир Беляйкин
- Педагог по жестовому языку — Алексей Знаменский
- Педагог по фламенко — Людмила Тюсенкова
- Редактор — Мария Козяр
- Помощник режиссера — Ольга Лопач
ВНИМАНИЕ! Во время спектакля, выполняя ремарки автора и поставленные режиссёром творческие задачи, артисты курят на сцене. Просим учесть эту информацию, планируя посещение спектакля.
Ближайшие даты исполнения
«Хочешь завтракать с чертом, готовь длинную ложку» — эта пословица была для Брехта смыслообразующим эпиграфом к «Мамаше Кураж…». Брехт писал о неизбежности последствий, неизбежности расплаты за общение с такой слепой и страшной стихией, как война. Он хотел сделать пьесу-предупреждение, но «писатели не могут писать с такой быстротой, с какой правительства развязывают войны: ведь чтобы сочинять, надо думать… „Мамаша Кураж и её дети“ — опоздала», — вспоминал драматург. Пьеса была закончена в 1939 году, когда уже началась Вторая Мировая война.
В спектакле Кирилла Вытоптова Мамаше Кураж ни к чему «длинная ложка», она не может «учиться на своих ошибках», потому что она не помнит и не может помнить. Это не маркитантка, которая бредет со своей повозкой за линией фронта и торгует сапогами, водкой и патронами. Это насекомое, приколотое булавкой в Нигде, за пределами жизни. «Мне кажется, что я торгую смолой в преисподней», — говорит Кураж. Наверное, так и выглядит ад. Здесь нет ни зла, ни добра, а борьба за банку консервов «батальнее» любого военного сражения. Потому что войны здесь тоже нет, есть только её приметы, какие-то звуковые волны, голоса, пробивающиеся из рации — свои, чужие, не все ли равно? Есть только повсеместная жажда наживы, которая приобретает подчас черты булимии.
Вы можете найти отзывы зрителей о спектакле на нашем форуме по хэштегу #мамашакураж.
В спектакле Кирилла Вытоптова Мамаше Кураж ни к чему «длинная ложка», она не может «учиться на своих ошибках», потому что она не помнит и не может помнить. Это не маркитантка, которая бредет со своей повозкой за линией фронта и торгует сапогами, водкой и патронами. Это насекомое, приколотое булавкой в Нигде, за пределами жизни. «Мне кажется, что я торгую смолой в преисподней», — говорит Кураж. Наверное, так и выглядит ад. Здесь нет ни зла, ни добра, а борьба за банку консервов «батальнее» любого военного сражения. Потому что войны здесь тоже нет, есть только её приметы, какие-то звуковые волны, голоса, пробивающиеся из рации — свои, чужие, не все ли равно? Есть только повсеместная жажда наживы, которая приобретает подчас черты булимии.
Вы можете найти отзывы зрителей о спектакле на нашем форуме по хэштегу #мамашакураж.
- В спектакле у Вытоптова нет знаменитой повозки, которая обычно появляется в постановке «Мамаша Кураж» в разных сценографических решениях. И «Мамаша Кураж» у него не странствует за воюющими полками. Война здесь сама к ней приходит. Пьеса Брехта такое традиционное прочтение, оно построено на том, что война убивает и кормит людей одновременно. И то, и другое неизбежно. Повезло не столько тому, кто выжил, столько тому, кто умер более-менее сытым.
- Ольга Федянина, «Коммерсант Weekend»
- Кутепова играет слабую женщину, хоть и авантюристку со стажем, которой хочется быть и красивой и любимой, — а мужчины только и знают, что скрывают за ней то неугодную веру, то преступные деньги, или того хуже — предлагают невозможный выбор — личное счастье или материнский долг. А она талантливо приспособилась выживать, но все-все отнимет война, крадя детей по одному — подло и беспощадно.
- Елизавета Авдошина, «Независимая газета»
- …режиссер вместе с актерами пытается возразить самому способу презентации брехтовских персонажей — они ищут детали, интонации и даже, страшно сказать, психологические мотивировки.
- Роман Должанский, «Коммерсант»
- Брехт получился нашим, русским, когда отчаянно не хочется ужасаться идеям абстрактной всепоглощающей войны, и только очищающая сила образа страдания поднимает в нас убеждение — война расплачивается людьми.
- Елизавета Авдошина, «Независимая газета»
- Кирилл Вытоптов показывает свою чуткость и изобретательность, однако не склонен к прямым публицистическим выпадам — оттого и непременные брехтовские зонги, словами которых положено беспощадно хлестать зал, здесь превращены в музыкальные номера, стилизованные то под джазовую импровизацию, то под зажигательное фламенко, то под официозную советскую песню. Адресат спектакля «Мастерской П. Фоменко» тем не менее ясен — это человек, живущий сегодняшними тревогами.
- Роман Должанский, «Коммерсант»
- Это и есть — война. Не краткий эпизод разрушения, а перманентная невозможность жизни.
- Елизавета Авдошина, «Независимая газета»
Действующие лица и исполнители
- Составы
- За все время
- 11 января
- Анна Фирлинг,
по прозвищу Мамаша КуражПолина Кутепова - Катрин Гаупт,
её немая дочьВера Строкова - Эйлиф Нойоцкий,
её старший сынДмитрий РудковБорис Яновский - Швейцеркас,
её младший сынНиколай Орловский - Иветта ПотьеРоза Шмуклер
- ПоварАмбарцум Кабанян
- Полковой священникДмитрий Рудков
- ВербовщикАнатолий Анциферов
- ФельдфебельИгорь Войнаровский
- ШпикАнатолий Анциферов
- ПолковникИгорь Войнаровский
- «Ребёнок»Роза Шмуклер
- «Принц»Анатолий Анциферов
- СолдатНиколай Орловский
- КрестьянинАнатолий Анциферов
- КрестьянкаРоза Шмуклер
- МузыкантыЕва БреннерЕвгений АлтудинСавва БлинниковСтепан Владимиров Антон СергеевДмитрий Карев
Огромная благодарность Вере Камышниковой
- В спектакле раньше играли:
- Катрин Гаупт,
её немая дочьИрина Горбачёва - Полковой священникВладимир Топцов
- МузыкантыСергей БагинАнастасия БурмистроваАлексей СоколовЕлена БарсковаМихаил Волох
ПрессаВидеотека
- Кураж и другиеПавел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- Полина Кутепова: «Всегда опаздываю с выводами»Татьяна Власова, «Театрал-online», 15.04.2017
- Полина Кутепова: «Играть как дети»Ольга Романцова, «Театральная афиша», 03.2017
- Спектакль Кирилла Вытоптова «Мамаша Кураж» в Мастерской Фоменко стал двойным бенефисомГлеб Ситковский, «Ведомости», 27.07.2016
- Нажиться там, где нельзя выжитьВиктория Мельникова, «Metro», 26.07.2016
Показать все
- Режиссер Кирилл Вытоптов: «Рефлекс самоубийцы побудил меня взяться за Брехта»Юлия Чечикова, «М24.ru», 8.07.2016
- Ирина Горбачева: «Те, кто в Москве, чуть-чуть в халате»Дарья Булыгина, «TimeOut», 29.06.2016
- Театр с боевыми действиямиРоман Должанский, «Коммерсант», 25.06.2016
- «Мамаша Кураж и её дети»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 23.06.2016
- Время БрехтаМарина Шимадина, «Театрал», 23.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Мир по БрехтуВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.05.2016
- «Мамаша Кураж» устраивает премьеру в Мастерской ФоменкоЕвгения Смурыгина, «Business FM», 26.05.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- «Я обожаю любить»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ LifeStyle», 11.05.2016
- Полина КутеповаМаруся Соколова, «Port», 05.2016
- Трейлер спектакля «Мамаша Кураж»221.06 Мб, 00:02:58
- Капустник, часть 1. Спектакли с шестьдесят шестого по двадцать девятый, 13 января 2019 г.0.00 Мб, 01:09:45
- С Новым годом! Видео-поздравление от Мастерской Петра Фоменко, 31 декабря 2017 г.110.63 Мб, 00:01:32
- Новогоднее поздравление театра, 31 декабря 2016 г.446.00 Мб, 00:03:52
- Полина Кутепова и Кирилл Вытоптов в программе «Театральная среда братьев Верников», 17 августа 2016 г.238.61 Мб, 00:50:16
Показать все
- «Мамаша Кураж» - премьера в передаче «Культур-мультур», радио «Серебряный дождь», 28 июня 2016 г.38.63 Мб, 00:05:22
- «Мамаша Кураж» в программе «Афиша» на телеканале «Москва 24», 14 июня 2016 г.122.98 Мб, 00:04:09
- «Мамаша Кураж» - премьера в программе «Культурный обмен» на телеканале «Мир 24», 31 мая 2016 г.101.93 Мб, 00:03:24
- «Мамаша Кураж» - премьера в программе «Вести», телеканал «Россия 24», 20 мая 2016 г.68.39 Мб, 00:02:04
- «Мамаша Кураж» - премьера в новостях телеканала «Культура», 18 мая 2016 г.139.49 Мб, 00:03:46
- «Мамаша Кураж» - премьера в новостях Общественного телевидения России, 18 мая 2016 г.50.97 Мб, 00:01:22
Спектакли
- Божественная комедия. Вариации
- Пугачёв
- Светлые души, или О том, как написать рассказ
- Совершенно Невероятное Событие (Женитьба в 2‑х действиях)
- Lёгкое Dыхание
- Алиса в Зазеркалье
- Безумная из Шайо
- Бесприданница
- В гостях у барона Мюнхгаузена
- Вишнёвый сад
- Война и мир. Начало романа
- Волки и овцы
- Выбрать троих
- Двадцать третий
- Доктор Живаго
- Египетская марка
- Египетские ночи
- Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных
- Заходите-заходите
- К 90‑летию Петра Фоменко. «Комедия о трагедии»
- Королевство кривых
- Король Лир
- Летние осы кусают нас даже в ноябре
- Мамаша Кураж
- Мастер и Маргарита
- Маяковский. Послушайте
- Мой Брель
- Молли Суини
- Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция
- Новогоднее приключение Маши и Вити
- Одна абсолютно счастливая деревня
- Он был титулярный советник
- Опасные связи
- Подарок
- Последние свидания
- Пять вечеров
- Руслан и Людмила
- Рыжий
- Рыцарь. Моцарт. Пир.
- Самое важное
- Семейное счастие
- Серёжа очень тупой
- Сказка Арденнского леса
- Смешной человек
- Сон в летнюю ночь
- Счастливые дни
- Театральный роман (Записки покойника)
- Триптих
- Фантазии Фарятьева
- Чайка
- Чающие движения воды
- Школа жён
- …Души