История одной запоздалой молодости. По мотивам романа «Чёрный обелиск», продолжительность: 3 часа 30 минут с 1 антрактом, премьера 10 февраля 2023
Цена билетов от 1000 до 20000 руб.
Цена билетов от 1000 до 20000 руб.
- Автор — Эрих Мария Ремарк
- Инсценировка — Юрий Буторин, Владимир Топцов
- Режиссёр — Евгений Каменькович
- Художник-постановщик — Александр Боровский
- Художник по костюмам — Мария Боровская
- Художник по свету — Дамир Исмагилов
- Музыкальное оформление — Андрей Борисов
- Аранжировка — Михаил Спасибо
- Балетмейстер — Гия Бердзенишвили
- Помощник режиссёра — Мария Козяр
ВНИМАНИЕ! Во время спектакля, выполняя ремарки автора и поставленные режиссёром творческие задачи, артисты курят на сцене. Просим учесть эту информацию, планируя посещение спектакля.
Ближайшие даты исполнения
Это «история запоздалой молодости» — о человеке, который в ситуации расшатанного мира, несмотря на трудности и нищету старается не терять человеческого обличия; любит, страдает, сомневается и пытается верить… История поиска себя и смысла существования в мире, раздираемом противоречиями эпохи «безвременья».
Отзывы зрителей на спектакль можно найти на нашем форуме по хэштегу #двадцатьтретий.
Отзывы зрителей на спектакль можно найти на нашем форуме по хэштегу #двадцатьтретий.
- «Как продолжать искать смысл, когда вокруг нет ничего, нет даже Бога, не за что зацепиться, и тем не менее есть тяга к жизни. Вот это почему-то цапануло нас больше всего в Черном обелиске. И здесь, в моем понимании, есть прямой посыл в сторону Петра Наумовича — он всё делал про любовь, не во имя, а вопреки!
[…]
Мне очень нравится фраза того же Ремарка: В тёмные времена хорошо видно светлых людей. И его роман Черный обелиск как раз об этом.» - Юрий Буторин
Из интервью журналу «Философия отдыха»
- «Двадцать третий заходит издалека, обаятельно увещевает не повторять исторических ошибок, разнообразно развлекает, старательно избегает мрачных интонаций и вовсе не стремится выглядеть опасным бунтарём — и все-таки вносит каплю озона в душную атмосферу за окном. Уже немалая причина, чтобы сказать театру спасибо.»
- Ольга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог»
- «С дистанции в сто лет прелюдия трагических событий, сыгранная фоменками как весёлая безысходность, отзывается далёким эхо, – и усилители спектакль не ставит, не ударяется в публицистику, разбирая исторические ошибки. Рифмы есть? Само собой. Но в Мастерской Петра Фоменко их озвучили без обречённых интонаций. В исключительно элегантной, лаконичной форме, выбранной Каменьковичем, есть много обаяния, особенно среди дам (чего стоят только выходы и вылазки Ксении Кутеповой в маленькой, но феерической роли). Есть юмор в точно выверенных дозах, так что персонажи из меднолобой массы, которая внимает нацистской пропаганде, кажутся смешными, как мясник Вацек (Тагир Рахимов) с его привычкой мочиться на чёрный обелиск. И самое главное – здесь есть желание заставить, научить себя любить жизнь, как говорил сам Ремарк, сделать это вопреки всему, найти в себе внутренний резерв.»
- Татьяна Власова, «Театрал»
- «В блестящем исполнении актёров нет второстепенных персонажей – все изобретательны и интересны даже в отсутствие сюжетной динамики. Образы кажутся живыми и реальными, пусть и собраны в гротесковой манере. В этих людях, которые отказались взрослеть и предпочли остаться наблюдателями, есть несомненная сила, и именно на неё обращает особое внимание Евгений Каменькович. Это природная потребность чистоты – искренность и человечность, которые им удаётся сохранить в эпоху нарушенного равновесия, вопреки нищете и трудностям. Как дети, они до последнего верны себе, мгновенно чувствуют ложь и задают много вопросов, чтобы узнать правду.»
- Елена Шаина, «Театр To Go»
- «Кто все эти герои, которые так хотят жить и так стремятся разобраться, как это делать? Это вчерашние школьники, прошедшие через Первую мировую войну, призванные туда ещё невинными мальчишками, а вернувшиеся оттуда молодыми мужчинами, покалеченными физически и морально. Отсюда история, рассказанная в спектакле, — не просто история о запоздалой молодости, но и о запоздалом взрослении.»
- Мария Музалевская, «Театральный журнал»
- «Спектакль Двадцать третий оставляет в душе смешанные чувства. История учит тому, что жизнь ничему не учит. Эпоха перемен сродни стихии, от неё укрыться трудно. Остаётся уповать на мудрость царя Соломона: Все проходит, и это пройдёт….
Безысходность все же не полная, пока у некоторых, пусть и безучастных людей, сохраняется чувство юмора.» - Лариса Каневская, «Мнение»
Действующие лица и исполнители
- Составы
- За все время
- 20 декабря
- Однополчане:
- Кроль,
владелец погребальной конторы «Кроль и сыновья», заведует закупкойВладимир ТопцовДмитрий Рудков - Генрих,
его младший брат, совладелец конторы, заведует продажейДмитрий Захаров - Людвиг,
художник и бухгалтер конторы, заведует рекламойЮрий Буторин - Эдуард,
ресторатор и владелец ночного клуба «Красная мельница»Павел Яковлев - Вилли («Кучерявый»),
предпринимательВениамин Краснянский - Соседи Кролей:
- Альфред,
гробовщикАлександр Моровов - Вацек,
мясникТагир Рахимов - Лиза,
его женаКсения Кутепова - Обитатели лечебницы для душевнобольных:
- ДокторОлег Любимов
- ПасторСтепан Пьянков
- Изабелла (она же Женевьева),
пациенткаДарья Коныжева - Лотц,
ветеран войны, пациентВиталий Метлин - Дамы (без возраста):
- ФрициАлександра Кесельман
- «Железная Лошадь»Екатерина СмирноваСерафима Огарёва
- А также:
- Герда,
акробаткаПолина Айрапетова - Ризенфельд,
владелец Гранитного завода, поставщик КролейОлег Нирян - Директор гимназииСергей Якубенко
- ЮнецСтепан Владимиров
Действие происходит в городе Верденбрюк, Германия.
Весна, лето, осень, зима 1923 года
ПрессаВидеотека
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Юрий Буторин: «Театр не должен быть оратором эпохи»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
Показать все
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера по роману Ремарка «Чёрный обелиск»«ОТР», 10.02.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» покажет новый спектакль «Двадцать третий» по роману Ремарка«ТАСС», 10.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- Евгений Каменькович рассказывает о спектакле «Двадцать третий» в передаче «Главная роль» на телеканале Россия-Культура 5 июня 2023 г.877.50 Мб, 00:14:57
- «Двадцать третий». Сюжет о премьере спектакля в программе «Евразия. Культурно», телеканал Мир 24, 15 февраля 2023 г.191.44 Мб, 00:02:55
- «Двадцать третий». Премьера спектакля в программе «Город новостей» на ТВЦ, 13 февраля 2023 г.258.89 Мб, 00:03:00
- «Двадцать третий». О премьере спектакля в Новостях культуры с Владиславом Флярковским на телеканале Россия-Культура, 11 февраля 2023 г.476.05 Мб, 00:05:30
Спектакли
- Божественная комедия. Вариации
- Пугачёв
- Светлые души, или О том, как написать рассказ
- Совершенно Невероятное Событие (Женитьба в 2‑х действиях)
- Lёгкое Dыхание
- Алиса в Зазеркалье
- Безумная из Шайо
- Бесприданница
- В гостях у барона Мюнхгаузена
- Вишнёвый сад
- Война и мир. Начало романа
- Волки и овцы
- Выбрать троих
- Двадцать третий
- Доктор Живаго
- Египетская марка
- Египетские ночи
- Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных
- Заходите-заходите
- К 90‑летию Петра Фоменко. «Комедия о трагедии»
- Королевство кривых
- Король Лир
- Летние осы кусают нас даже в ноябре
- Мамаша Кураж
- Мастер и Маргарита
- Маяковский. Послушайте
- Мой Брель
- Молли Суини
- Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция
- Новогоднее приключение Маши и Вити
- Одна абсолютно счастливая деревня
- Он был титулярный советник
- Опасные связи
- Подарок
- Последние свидания
- Пять вечеров
- Руслан и Людмила
- Рыжий
- Рыцарь. Моцарт. Пир.
- Самое важное
- Семейное счастие
- Серёжа очень тупой
- Сказка Арденнского леса
- Смешной человек
- Сон в летнюю ночь
- Счастливые дни
- Театральный роман (Записки покойника)
- Триптих
- Фантазии Фарятьева
- Чайка
- Чающие движения воды
- Школа жён
- …Души