RuEn

Форум

Околотеатральный вопрос (Алёше У. и не только)

26 марта 2006, 08:31, Наташа Д.

Весной прошлого года уважаемый Барин задал Мастерской вопрос: не интересно ли было бы театру пообщаться с Форумом, спросить о чём-то его участников, или, дескать, мы должны быть ОКОЛО (выделено им). Представитель театра ответил, что, мол, вы не просто около, вы рядом и очень нужны, но должна быть какая-то грань (хоть и не непроницаемая), иначе чуда не получится.
Помню, меня это удивило. Мне-то как раз казалось, что даже если нам всем разрешить присутствовать на репетициях какого-нибудь нового спектакля (скажем, каждый из нас наблюдает за репетициями у себя дома с помощью Интернет), - то рождение спектакля из такого "сора" стало бы для нас ещё большим чудом. (Разумеется, я вовсе не считаю, что это имеет смысл делать, и уж тем более не имела в мыслях никакое наше вмешательство в "процесс").

Вот от чего зритель должен быть ограждён, так это от закулисных дрязг, интриг, а так же подробностей личной жизни актёров, - но ведь это не про Мастерскую.

А вот ещё помню, что кто-то из нас в январе спрашивал, нельзя ли попасть на капустник. Тут я целиком согласна с представителем Мастерской - капустник только для своих. В самом деле, иначе это уже будет спектакль, а не капустник. Мне и не хочется на капустник (совершенно честно говорю).
А вот знаете, какая у меня есть в принципе неосуществимая мечта? - вот когда они 4 месяца читали "Войну и мир", сидеть где-нибудь тихо в уголке и слушать. Именно "Войну и мир". Но это даже не "несбывшееся", а "несбываемое". Вот.

Прошу понять меня правильно: ни в коем случае не навязываюсь Мастерской в собеседники, я за всю жизнь даже автографа ни разу не попросила ни у одного актёра.
Мне просто понять интересно. Один из моих любимых поэтов сказал:"...нет объяснения у чуда". И я тоже в этом не сомневаюсь. А тут оказывается, что его так легко можно разрушить? Что-то тут не так.
Думаю, всё наоборот: чем больше знаешь о театре и больше пытаешься понять, тем сильней ощущение - театр это необъяснимое волшебство. Я заблуждаюсь?

Очень-очень мне понравилась года три назад беседа с Карэном Бадаловым (на радио "Маяк", если не ошибаюсь). И о театре, и о жизни, и о "кризисе среднего возраста". Много было интересных мыслей. Уважение к театру от таких бесед только растёт, а ощущение чуда - только усиливается.

А с нами (с Форумом) мне кажется, сложнее разговаривать, чем с радиожурналистом. Там видишь живого человека, понимаешь, что от него можно ждать, а тут нас так много и все такие разные. Они ведь и так выходят на сцену, а для этого требуется немалая отвага сердца. А после выходить ещё и перед Форумом, наверно, тяжело.

Меня очень интересует мнение всех присутствующих. Что скажете?
С уважением, Наташа.

Re: Околотеатральный вопрос (Алёше У. и не только)

27 марта 2006, 03:08, Андрей Ч.

Уважаемая Наташа Д., спасибо, за то, что подняли еще одну интересную тему.
Хочу предложить свои ответы на Ваши вопросы.
1) "...Боюсь, что актёры, если, не дай Бог, читают нас, видят - как мы тут порой общаемся... "
Актеры Мастерской замечательные, думающие люди, поэтому уверен, что они нас поймут и простят, если что не так. Хотя интересно было бы у них самих узнать, читают ли они наш форум и как к нему относятся.
На мой взгляд, у нас замечательный форум, в котором живут интересные и разные по своим мыслям и взглядам люди, но объединенные теплыми чувствами к театру, литературе, кино, русскому языку по правилам, русскому языку без правил, нерусскому языку (список можно продолжать)!
Наш форум √ это своего рода личность, которой присущи свои индивидуальные черты, отнюдь не идеальные, наверное, поэтому не позволяющие никому расслабляться и скучать. И более того, находить ответы на интересующие вопросы или находить вопросы на интересные ответы.
Кстати, вот не могу сообразить, слово "идеальный" √ это сугубо субъективная оценка или существует объективный критерий идеальности чего-либо. Например, существует "идеально сыгранная пьеса" или нет?
Или в искусстве эталонов не бывает?

2)"Главный интересующий меня вопрос - может ли несколько более углублённое знание и понимание театра (беседы с людьми театра, чтение театральных воспоминаний или, тем более, таких книг как "Об искусстве актёра" Михаила Чехова (он сам определил её как "подгляд" творческого процесса)) разрушить для зрителя ощущение чуда? "
Я думаю знания, тем более углубленные, разрушить ничего не могут. Как правило, разрушает незнание.
Профессия актера √ это одна из сложнейших профессий, Вы даже сами об этом упоминали в одном из сообщений. И знание того, каким трудом давалась роль, через какую пытку (физическую или душевную) прошел актер, чтобы на сцене видели правдивый, непререкаемый образ героя, живущего рядом с нами, а не играющего в жизнь, - это знание только многократно увеличит ощущение чуда. Вспомнился образ Евгения Леонова в "Поминальной молитве"...
И так же знание того, как осуществлялась та или иная постановка...
А сцена √ это как раз то место на Земле, где врать страшно и стыдно. Возможно, именно поэтому у хорошего актера на сцене всегда возникает желание выжать из себя все, чтобы ему поверили, и зритель увидел то, что актер хотел до него донести.

Андрею Ч.

27 марта 2006, 04:52, Наташа Д.

Уважаемый Андрей Ч.!
Спасибо, что поддержали нашу беседу.
Про что-то "идеально" созданное в искусстве могу сказать только, что вот бывает же у нас ощущение, что ничего не нужно менять - можно только испортить. Но само это ощущение субъективное.

Мне только не очень понравилось словосочетание "непререкаемый образ героя" - это какое-то насилие над моей психикой. Вот "убедительный" - другое дело.

С уважением, Наташа.

Re: Андрею Ч.

27 марта 2006, 12:03, Андрей Ч.

Вы правы, убедительный будет лучше непререкаемого. Спасибо за уточнение!

Re: Околотеатральный вопрос (Алёше У. и не только)

26 марта 2006, 21:36, Ксаник

Здравствуйте, Наташа. Как сразу много вопросов заключено в Вашем сообщении! Попробую ответить за себя. Конечно, грань, как мне кажется, должна быть, а то воспоминания, о том, как все начиналось, продолжалось и длилось, могут заглушить впечатления от спектакля. Хотя на счет ╚Войны и мира╩ - полностью с Вами согласна. Понаблюдать за тем, как актеры читают роман целиком по ролям, было бы просто невероятно интересно.
Пообщаться на форуме с кем-нибудь из Мастеров √ мое давнее желание. Вопросов имею вагон и маленькую тележку. Правда, я не думаю, что общаться с форумом сложнее, чем с журналистами. Мы же общаемся, а вот с журналистами мне как-то не приходилось. Вообще, мне нравятся всякого рода обсуждения, после просмотра чего-либо. Когда сидит режиссер, съемочная группа, актеры, и любой посмотревший может высказать свои впечатления, задать вопрос. По ТВЦ в ╚Открытом проекте╩ спектакли обсуждают, всегда с удовольствием смотрю.
А вот интервью всегда читаю (слушаю, смотрю) с интересом, но и с небольшим волнением, т.к. очень часто актер (актриса┘), нравившиеся до этого, оказываются абсолютно неинтересными (далее по списку) людьми в жизни. Справедливости ради, с актерами Мастерской такого не случалось ни разу. Они всегда наоборот, даже превосходят все ожидания.

Re: Околотеатральный вопрос (Алёше У. и не только)

26 марта 2006, 22:55, Алеша У.

Вот, вот, Ксаник, Вашей "маленькой тележки" они и боятся! Не надо пугать Мастерскую! Всего-то пара вопросиков. А то вот и Барину что-то "навеяло".

Ксаник и Алёше

26 марта 2006, 23:16, Наташа Д.

Братцы, а я ведь вообще о другом говорила - не интересно ли ИМ нас о чём-то спросить? Ну, а то, что нам интересно - в этом, думаю, никто и не сомневается.

Re: Ксаник и Алёше

27 марта 2006, 00:21, Алеша У.

А мы заметили! Но, как справедливо сказала Ксаник, впрос не к нам.

Re: Ксаник и Алёше

26 марта 2006, 23:56, Ксаник

На такой вопрос, наверное, Вам только сами актеры и смогут ответить, если захотят.

Re: Околотеатральный вопрос (Алёше У. и не только)

26 марта 2006, 22:47, Наташа Д.

Спасибо, Ксаник, что откликнулись. А то весь день мы с Алёшей У. беседуем вдвоём и больше ни души. БВГ за городом, Барин, как десятилетний мальчишка, не вылезает из кинотеатров - и выходит, что больше разговоры о театре никому и не интересны? За что же нас упрекали? И почему тогда сами не предлагают новые темы? Не всё ж нам о "рваных колготках" в самом деле.

А с Вами я только насчёт "мы же общаемся" не согласна. Боюсь, что актёры, если, не дай Бог, читают нас, видят - как мы тут порой общаемся...

Re: Околотеатральный вопрос (Алёше У. и не только)

26 марта 2006, 23:51, БВГ

Уважаемая Наташа!
Внимательно прочел Ваши сообщения в этой ветке и не совсем понял, какие дополнительные знания Вы хотите получить. О Театре вообще (так это, конечно, не может повлиять на появление чуда, т. е. просмотр конкретного спектакля) или о конкретном спектакле до его появления на свет (а вот здесь ответ не так прост)?
Предположим второе. Когда я читал Ваш вопрос, мне невольно вспомнились воспоминания Стругацкого о написании сценария к ╚Сталкеру╩ (см. ниже ╚Тарковский┘, Barin, 24 марта╩) и замечательная мысль о невозможности выразить словами то, что САМ РЕЖИССЕР хочет показать в фильме. Поэтому, безусловно, на появление чуда (читай восторга от спектакля) никакие беседы повлиять не смогут. Но и НИЧЕГО НЕ ДАДУТ (как мне кажется). И вообще, как и уважаемая Ксаник, я с некоторым трепетом (даже скорей с опаской) читаю различные интервью артистов (по тем же причинам, что и она).
Так же как и Вы, категорически против знания любых возможных склок, интриг и т.д., ну и, конечно, против попыток узнать что-либо о личной жизни артистов.

А теперь о прогонах и капустниках. Я помню, когда в юности почти все свободное время проводил ╚рядом╩ с Театром на Таганке, то попасть на прогон и ТЕМ БОЛЕЕ КАПУСТНИК было просто голубой и неосуществимой мечтой. Почему ╚рядом╩? Да потому что, чтобы попасть на спектакль, надо было приехать желательно с первым поездом метро, записаться в список на остатки с брони, который уже завели представители таганковской мафии (они, правда, называли себя колхозом). И Ждать (да, да, с большой буквы). До 16 часов (времени переклички) можно было бы уехать домой, но я жил загородом, поэтому предпочитал проводить время где-то рядом (в кассовом зале, или в ╚Иллюзионе╩). В 16 часов была перекличка, и уж тогда нужно было не отходить далеко и надеяться, что кто-то из ╚сильных мира сего╩ не выкупит оставленную бронь. За 5 минут до начала начинался ╚момент истины╩. Частенько ничего не доставалось, ну а когда заветный билет оказывался в руках, сколько было счастья! Худо-бедно, я пересмотрел таким образом весь репертуар, да еще и не по одному разу (вот только на ╚Жизнь Галилея╩ с Высоцким удалось попасть только 1 раз). Так вот (это на Ваш вопрос о повторном просмотре непонятого спектакля), у меня были случаи, когда спектакль ╚доходил╩ со второго раза (например, ╚Час пик╩ со Смеховым). Но, как правило, если спектакль нравился, то нравился каждый раз: замечательные поэтические спектакли (╚Антимиры╩, ╚Пугачев╩, ╚Павшие и живые╩, ╚Под кожей статуи Свободы╩), трогающий до глубины души ╚А зори здесь тихие!╩, просто хорошие ╚Добрый человек из Сезуана╩, ╚10 дней, которые потрясли мир╩. А уж если спектакль не ╚доходил╩ до конца, то и повторное посещение, как правило, не помогало (я, конечно, не помню всего, давно это было). Эх.. Уж извините, что так многословно, но вот писал и как бы переживал все опять.
Ну да вернемся к нашим баранам. Так вот. А сейчас я, пожалуй, и не хочу на капустник, потому что понимаю, что, скорее всего, шутки на нем будут мне непонятны, а уровень исполнительского мастерства может разочаровать.
Слушать читку романа? Я, честно говоря, и не пойму, какое удовольствие от этого можно получить.
Наташенька, а как Вы себе представляете, о чем может хотеть спросить нас артист Мастерской?

Для БВГ

27 марта 2006, 01:33, Наташа Д.

Дорогой БВГ!
Спасибо за рассказ о Таганке, очень мало что видела (опять опоздала родиться). Могу только сказать, что мне очень понравился спектакль "Дом на набережной", а "Мастер и Маргарита" - нет. Хотя Воланд-Смехов превосходный. И по Бабелю видела ещё, но уже плохо помню.

А ответ на мой вопрос, в самом деле, не так прост, когда речь идёт о конкретном спектакле.
"Ничего не дадут" - нет, всё-таки не согласна. Всё же, думаю, это относится ко всему в жизни - чем больше знаешь, чувствуешь и понимаешь, тем больше любишь (если оно того заслуживает, конечно. Тогда любое знание только работает на это.)

Про капустник - не согласна с Вами. С удовольствием смотрю те фрагменты, что появляются в "Видеотеке" на сайте. Все шутки понятны, уровень мастерства ничуть не разочаровывает, наоборот.

А про чтение романа... Просто очень я люблю такое домашнее чтение вслух и представляю, как это должно быть чудесно в актёрском исполнении (если даже в семейном - здорово).

О чём нас хотели бы спросить актёры? - откуда ж мне знать. Но мы же какое-никакое дыхание зала, так сказать. Или им всё ясно по нашим рукоплесканиям, крикам "Браво", кашлю и звонкам мобильных телефонов?

С уважением, Наташа.

Просто музыка навеяла

26 марта 2006, 21:33, Barin

"Идём отсюда, Маугли, - тебе не годится видеть то, что здесь будет".

Re: Просто музыка навеяла

26 марта 2006, 22:00, Наташа Д.

"Храброе сердце и учтивая речь, - сказал он (Каа). - С ними ты далеко пойдёшь в джунглях".

Так-то, уважаемый Барин, храброе сердце у вас имеется, а вот учтивая речь... Перестанете выражаться, может, и приоткроют перед нами завесу?

Опять опечатка!

26 марта 2006, 22:02, Наташа Д.

Тысяча извинений - "Вас", разумеется,- неизменно с большой буквы. Опечатки нас с Алёшей просто преследуют сегодня!

Re: Барину и Наташе

26 марта 2006, 22:38, Алеша У.

"Здесь будет великая битва" - что, опять? А опечатка - пустяк.

Re: Барину и Наташе

26 марта 2006, 23:28, Barin

Воистину - великая книга "Jungle book", на все случаи жизни!

Re: Барину и Наташе

26 марта 2006, 23:40, Наташа Д.

Так же как и "Master and Margret", и "Monday"...

Re: Барину и Наташе

27 марта 2006, 00:28, Алеша У.

Ещё есть Козьма Прутков, "Максимы" Ларошфуко, словарь Даля - и все на все случаи жизни.

Re: Барину и Наташе

27 марта 2006, 00:44, Barin

Вот-вот! Хорошо ещё, что какие-нибудь "12 стульев" никто не упомянул.

Кстати, может быть не стоит, конечно, дразниться, но завтра (нет, теперь уже сегодня, 27-го марта), в 13:45, по тарелке НТВ-плюс будет телеспектакль "Выстрел" 1981 года с Филатовым и Янковским (постановка Петра Наумовича Фоменко). Мало ли - вдруг эта информация кому-нибудь пригодится? Я только что последние десять минут случайно поймал, завтра - повторение.

Re: Барину и Наташе

27 марта 2006, 14:07, Алеша У.

"Выстрел" - это чудно (ударение на "у"), жаль не удастся посмотреть. А про "12 стульев" - верно, забыли, и ещё и "Золотой теленок", и Сергей Довлатов, и даже "Малыш и Карлсон" (и многая, многая, многая..) - практически каждая вещь на все случаи жизни. Неслабая в данном случае у Вас, командор, позиция - цитата из "Jungle book", или "Monday", который "begin at Sаturday" (так ведь, Наташа?) и - над схваткой. А тут баталия идёт такая, что бойцы забывают с чего начали!

Re: Барину и Наташе

27 марта 2006, 14:45, Наташа Д.

"...at Saturday", of course.

А он вечно так, Алёша: столкнёт нас лбами, а сам только цитирует всех без конца.

Re: Барину и Наташе

27 марта 2006, 14:23, Barin

Отчего же "над"? Иногда бывает и "в"!

Re: Барину и Наташе

27 марта 2006, 21:59, Алеша У.

И это - верно!

Re: Барину и Наташе

27 марта 2006, 01:11, Barin

Пардон, совсем забыл: канал "Ностальгия".

Re: Барину и Наташе

27 марта 2006, 00:40, Наташа Д.

И после этого Вы хотите нам сказать, что не отличаете Лютеции от Гельвециев?

Re: Барину и Наташе

27 марта 2006, 13:13, Алеша У.

Нет, Наташа, хотел сказать , что не бывал ни в одной, ни в другой, в отличие от Барина, беседовавшего с кардиналами в Ватикане.

Re: Барину и Наташе

27 марта 2006, 14:28, Наташа Д.

Да, да - я так Вас и поняла, дорогой друг. Да что там - некоторые и Перлюстраций не видели, как своих ушей.
А Барина в Ватикане помню по прошлогоднему Форуму. Не преминул же рассказать - дескать, мы тоже не лыком шиты...

Re: Барину и Наташе

27 марта 2006, 15:59, Barin

Вы разочарованы?

Re: Барину и Наташе

27 марта 2006, 16:13, Наташа Д.

Что Вы тоже не лыком шиты? - ну что Вы, досточтимый Барин! Напротив, очень рада за Вас и горжусь знакомством!

Разочарована? Вы меня ни с кем не путаете?

Re: Барину и Наташе

27 марта 2006, 22:04, Алеша У.

М я рад за Вас! Достойный представитель нашего Отечества!

Re: Барину и Наташе

28 марта 2006, 00:33, Barin

Анекдот про Васю Спичкина и его встречу с Папой Римским знаете?

Re: Барину и Наташе

28 марта 2006, 11:34, БВГ

Не знаю. Расскажите!

Анекдоты

28 марта 2006, 12:54, Barin

Рассказал, - смотрите почту.

Re: Анекдоты

30 марта 2006, 11:57, Алеша У.

А как же все остальные? Мы тоже хотим! Или столь низкий жанр не достоин Форума?

Барину

28 марта 2006, 00:50, Наташа Д.

Во-первых, Вам не удастся нас разочаровать!
А во-вторых, у меня есть только два любимых анекдота, других не знаю и не хочу знать.

Re: Барину

28 марта 2006, 11:25, Barin

Да что Вы говорите? Позвольте поинтересоваться: а что Вы любите на завтрак?

Re: Барину

28 марта 2006, 15:19, Наташа Д.

Что ж, извольте: на завтрак я каждый день рассказываю себе два любимых анекдота (один про пингвина, а другой - про корову), чтобы к вечеру не было больно за неправильно прожитый день. Но Вам я их не расскажу, а расскажу многоуважаемому БВГ и только ему (смотрите почту) за то, что он один здесь способен меня правильно воспитать.

Впрочем, давно пора прекратить этот обмен банальностями. Речь ведь шла не о стиле, а о сути вещей (вступать Мастерской с нами в диалог или нет и не убьют ли они в нас этим ощущение чуда).

А "разочарованную" Вам из меня всё равно не удастся сделать, НЕ ДОЖДЁТЕСЬ!

С неизменным уважением, Наташа.

Re: Барину и Наташе

27 марта 2006, 22:09, Алеша У.

"М" следует читать как "И". Уж не обратиться ли в комитет по реформе русского языка?

Re: Околотеатральный вопрос (Алёше У. и не только)

26 марта 2006, 12:56, Алеша У.

Даже и не знаю, что сказать. Понятно, я не против пообщаться с актёрами (и не только). Возможно они против общения в интернете, коли уж за год не стали? Вопросов-то, думаю, будет немало, хотя и принуждать к ответу никто не станет, все же понимают.

Re: Околотеатральный вопрос (Алёше У. и не только)

26 марта 2006, 13:52, Наташа Д.

Вы правы, Алёша, но, простите, Вы невнимательно читали моё письмо. Главный интересующий меня вопрос - может ли несколько более углублённое знание и понимание театра (беседы с людьми театра, чтение театральных воспоминаний или, тем более, таких книг как "Об искусстве актёра" Михаила Чехова (он сам определил её как "подгляд" творческого процесса)) разрушить для зрителя ощущение чуда?
Я утверждаю обратное, но очень интересно мнение других.

Вот, например, уважаемому БВГ мешает даже предварительное чтение пьесы. А я, наоборот, очень люблю знать заранее, что же иду смотреть. К тому же с детства люблю читать пьесы. (Увы, опять солидарна с уважаемым Барином. Надеюсь, что хотя бы разные пьесы мы читали в детстве. Я - Шварца, Габбе, Маршака, Михалкова, Шестакова. Не сомневаюсь, что Барин начал если не с Чехова, то уж с Ибсена - точно. А Шекспира в раннем детстве не читал только ленивый, как мне кажется).

Re: Околотеатральный вопрос (Алёше У. и не только)

26 марта 2006, 15:42, Алеша У.

Я думаю, никакое знание разрушить это ощущение не может, если оно вообще возникает. Не силен я в литературе, посвященной театру, в моем "багаже" лишь отрывки, читанные по случаю, да воспоминания людей театра, ну и "Театральный роман", конечно. Это - пробел, ведь знание - сила. Кому ж сила помешала? А с БВГ я согласен в той части, что когда есть выбор, следует сначала - смотреть, потом - читать. Но и тут valeks и ridendo, ну и Барин, естественно, заставили призадуматься и пересмотреть позиции - вышло, что прочитанная пьеса зачастую в театре "оживает", с прозой сложнее, однако хорошая постановка не бледнеет от чтения (а плохая, она плохая и есть, пусть тут всё и субъективно). А идея общения с театром на форуме недурна! Вот решился бы кто-нибудь из актёров пожертвоать толику времени, не обязательно же нужно просиживать часами, и отвечать решительно на всё и всем!

Re: Околотеатральный вопрос (Алёше У. и не только)

26 марта 2006, 15:54, Наташа Д.

Спасибо, Алёша! Мне бы хватило и одного только первого предложения в Вашем ответе. Это мне и хотелось услышать хоть от кого-нибудь. Именно так:"Если оно вообще возникает". Тогда уже ничего не страшно и ничего не может помешать.

    ×

    Подписаться на рассылку

    Ознакомиться с условиями конфиденцильности

    Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия политики конфиденциальности