Форум
Вы не имеете права писать в форум не зарегистрировавшись.
Если вы зарегистрированы на любом другом форуме проекта Theatre.Ru,
вы можете использовать эти же имя и пароль.
Забытый пароль можно восстановить.
Околотеатральный вопрос (Алёше У. и не только)
Весной прошлого года уважаемый Барин задал Мастерской вопрос: не интересно ли было бы театру пообщаться с Форумом, спросить о чём-то его участников, или, дескать, мы должны быть ОКОЛО (выделено им). Представитель театра ответил, что, мол, вы не просто около, вы рядом и очень нужны, но должна быть какая-то грань (хоть и не непроницаемая), иначе чуда не получится.
Помню, меня это удивило. Мне-то как раз казалось, что даже если нам всем разрешить присутствовать на репетициях какого-нибудь нового спектакля (скажем, каждый из нас наблюдает за репетициями у себя дома с помощью Интернет), - то рождение спектакля из такого "сора" стало бы для нас ещё большим чудом. (Разумеется, я вовсе не считаю, что это имеет смысл делать, и уж тем более не имела в мыслях никакое наше вмешательство в "процесс").
Вот от чего зритель должен быть ограждён, так это от закулисных дрязг, интриг, а так же подробностей личной жизни актёров, - но ведь это не про Мастерскую.
А вот ещё помню, что кто-то из нас в январе спрашивал, нельзя ли попасть на капустник. Тут я целиком согласна с представителем Мастерской - капустник только для своих. В самом деле, иначе это уже будет спектакль, а не капустник. Мне и не хочется на капустник (совершенно честно говорю).
А вот знаете, какая у меня есть в принципе неосуществимая мечта? - вот когда они 4 месяца читали "Войну и мир", сидеть где-нибудь тихо в уголке и слушать. Именно "Войну и мир". Но это даже не "несбывшееся", а "несбываемое". Вот.
Прошу понять меня правильно: ни в коем случае не навязываюсь Мастерской в собеседники, я за всю жизнь даже автографа ни разу не попросила ни у одного актёра.
Мне просто понять интересно. Один из моих любимых поэтов сказал:"...нет объяснения у чуда". И я тоже в этом не сомневаюсь. А тут оказывается, что его так легко можно разрушить? Что-то тут не так.
Думаю, всё наоборот: чем больше знаешь о театре и больше пытаешься понять, тем сильней ощущение - театр это необъяснимое волшебство. Я заблуждаюсь?
Очень-очень мне понравилась года три назад беседа с Карэном Бадаловым (на радио "Маяк", если не ошибаюсь). И о театре, и о жизни, и о "кризисе среднего возраста". Много было интересных мыслей. Уважение к театру от таких бесед только растёт, а ощущение чуда - только усиливается.
А с нами (с Форумом) мне кажется, сложнее разговаривать, чем с радиожурналистом. Там видишь живого человека, понимаешь, что от него можно ждать, а тут нас так много и все такие разные. Они ведь и так выходят на сцену, а для этого требуется немалая отвага сердца. А после выходить ещё и перед Форумом, наверно, тяжело.
Меня очень интересует мнение всех присутствующих. Что скажете?
С уважением, Наташа.
Re: Околотеатральный вопрос (Алёше У. и не только)
Уважаемая Наташа Д., спасибо, за то, что подняли еще одну интересную тему.
Хочу предложить свои ответы на Ваши вопросы.
1) "...Боюсь, что актёры, если, не дай Бог, читают нас, видят - как мы тут порой общаемся... "
Актеры Мастерской замечательные, думающие люди, поэтому уверен, что они нас поймут и простят, если что не так. Хотя интересно было бы у них самих узнать, читают ли они наш форум и как к нему относятся.
На мой взгляд, у нас замечательный форум, в котором живут интересные и разные по своим мыслям и взглядам люди, но объединенные теплыми чувствами к театру, литературе, кино, русскому языку по правилам, русскому языку без правил, нерусскому языку (список можно продолжать)!
Наш форум √ это своего рода личность, которой присущи свои индивидуальные черты, отнюдь не идеальные, наверное, поэтому не позволяющие никому расслабляться и скучать. И более того, находить ответы на интересующие вопросы или находить вопросы на интересные ответы.
Кстати, вот не могу сообразить, слово "идеальный" √ это сугубо субъективная оценка или существует объективный критерий идеальности чего-либо. Например, существует "идеально сыгранная пьеса" или нет?
Или в искусстве эталонов не бывает?
2)"Главный интересующий меня вопрос - может ли несколько более углублённое знание и понимание театра (беседы с людьми театра, чтение театральных воспоминаний или, тем более, таких книг как "Об искусстве актёра" Михаила Чехова (он сам определил её как "подгляд" творческого процесса)) разрушить для зрителя ощущение чуда? "
Я думаю знания, тем более углубленные, разрушить ничего не могут. Как правило, разрушает незнание.
Профессия актера √ это одна из сложнейших профессий, Вы даже сами об этом упоминали в одном из сообщений. И знание того, каким трудом давалась роль, через какую пытку (физическую или душевную) прошел актер, чтобы на сцене видели правдивый, непререкаемый образ героя, живущего рядом с нами, а не играющего в жизнь, - это знание только многократно увеличит ощущение чуда. Вспомнился образ Евгения Леонова в "Поминальной молитве"...
И так же знание того, как осуществлялась та или иная постановка...
А сцена √ это как раз то место на Земле, где врать страшно и стыдно. Возможно, именно поэтому у хорошего актера на сцене всегда возникает желание выжать из себя все, чтобы ему поверили, и зритель увидел то, что актер хотел до него донести.
Андрею Ч.
Уважаемый Андрей Ч.!
Спасибо, что поддержали нашу беседу.
Про что-то "идеально" созданное в искусстве могу сказать только, что вот бывает же у нас ощущение, что ничего не нужно менять - можно только испортить. Но само это ощущение субъективное.
Мне только не очень понравилось словосочетание "непререкаемый образ героя" - это какое-то насилие над моей психикой. Вот "убедительный" - другое дело.
С уважением, Наташа.
Re: Андрею Ч.
Вы правы, убедительный будет лучше непререкаемого. Спасибо за уточнение!
Re: Околотеатральный вопрос (Алёше У. и не только)
Здравствуйте, Наташа. Как сразу много вопросов заключено в Вашем сообщении! Попробую ответить за себя. Конечно, грань, как мне кажется, должна быть, а то воспоминания, о том, как все начиналось, продолжалось и длилось, могут заглушить впечатления от спектакля. Хотя на счет ╚Войны и мира╩ - полностью с Вами согласна. Понаблюдать за тем, как актеры читают роман целиком по ролям, было бы просто невероятно интересно.
Пообщаться на форуме с кем-нибудь из Мастеров √ мое давнее желание. Вопросов имею вагон и маленькую тележку. Правда, я не думаю, что общаться с форумом сложнее, чем с журналистами. Мы же общаемся, а вот с журналистами мне как-то не приходилось. Вообще, мне нравятся всякого рода обсуждения, после просмотра чего-либо. Когда сидит режиссер, съемочная группа, актеры, и любой посмотревший может высказать свои впечатления, задать вопрос. По ТВЦ в ╚Открытом проекте╩ спектакли обсуждают, всегда с удовольствием смотрю.
А вот интервью всегда читаю (слушаю, смотрю) с интересом, но и с небольшим волнением, т.к. очень часто актер (актриса┘), нравившиеся до этого, оказываются абсолютно неинтересными (далее по списку) людьми в жизни. Справедливости ради, с актерами Мастерской такого не случалось ни разу. Они всегда наоборот, даже превосходят все ожидания.
Re: Околотеатральный вопрос (Алёше У. и не только)
Вот, вот, Ксаник, Вашей "маленькой тележки" они и боятся! Не надо пугать Мастерскую! Всего-то пара вопросиков. А то вот и Барину что-то "навеяло".
Ксаник и Алёше
Братцы, а я ведь вообще о другом говорила - не интересно ли ИМ нас о чём-то спросить? Ну, а то, что нам интересно - в этом, думаю, никто и не сомневается.
Re: Ксаник и Алёше
А мы заметили! Но, как справедливо сказала Ксаник, впрос не к нам.
Re: Ксаник и Алёше
На такой вопрос, наверное, Вам только сами актеры и смогут ответить, если захотят.
Re: Околотеатральный вопрос (Алёше У. и не только)
Спасибо, Ксаник, что откликнулись. А то весь день мы с Алёшей У. беседуем вдвоём и больше ни души. БВГ за городом, Барин, как десятилетний мальчишка, не вылезает из кинотеатров - и выходит, что больше разговоры о театре никому и не интересны? За что же нас упрекали? И почему тогда сами не предлагают новые темы? Не всё ж нам о "рваных колготках" в самом деле.
А с Вами я только насчёт "мы же общаемся" не согласна. Боюсь, что актёры, если, не дай Бог, читают нас, видят - как мы тут порой общаемся...
Re: Околотеатральный вопрос (Алёше У. и не только)
Уважаемая Наташа!
Внимательно прочел Ваши сообщения в этой ветке и не совсем понял, какие дополнительные знания Вы хотите получить. О Театре вообще (так это, конечно, не может повлиять на появление чуда, т. е. просмотр конкретного спектакля) или о конкретном спектакле до его появления на свет (а вот здесь ответ не так прост)?
Предположим второе. Когда я читал Ваш вопрос, мне невольно вспомнились воспоминания Стругацкого о написании сценария к ╚Сталкеру╩ (см. ниже ╚Тарковский┘, Barin, 24 марта╩) и замечательная мысль о невозможности выразить словами то, что САМ РЕЖИССЕР хочет показать в фильме. Поэтому, безусловно, на появление чуда (читай восторга от спектакля) никакие беседы повлиять не смогут. Но и НИЧЕГО НЕ ДАДУТ (как мне кажется). И вообще, как и уважаемая Ксаник, я с некоторым трепетом (даже скорей с опаской) читаю различные интервью артистов (по тем же причинам, что и она).
Так же как и Вы, категорически против знания любых возможных склок, интриг и т.д., ну и, конечно, против попыток узнать что-либо о личной жизни артистов.
А теперь о прогонах и капустниках. Я помню, когда в юности почти все свободное время проводил ╚рядом╩ с Театром на Таганке, то попасть на прогон и ТЕМ БОЛЕЕ КАПУСТНИК было просто голубой и неосуществимой мечтой. Почему ╚рядом╩? Да потому что, чтобы попасть на спектакль, надо было приехать желательно с первым поездом метро, записаться в список на остатки с брони, который уже завели представители таганковской мафии (они, правда, называли себя колхозом). И Ждать (да, да, с большой буквы). До 16 часов (времени переклички) можно было бы уехать домой, но я жил загородом, поэтому предпочитал проводить время где-то рядом (в кассовом зале, или в ╚Иллюзионе╩). В 16 часов была перекличка, и уж тогда нужно было не отходить далеко и надеяться, что кто-то из ╚сильных мира сего╩ не выкупит оставленную бронь. За 5 минут до начала начинался ╚момент истины╩. Частенько ничего не доставалось, ну а когда заветный билет оказывался в руках, сколько было счастья! Худо-бедно, я пересмотрел таким образом весь репертуар, да еще и не по одному разу (вот только на ╚Жизнь Галилея╩ с Высоцким удалось попасть только 1 раз). Так вот (это на Ваш вопрос о повторном просмотре непонятого спектакля), у меня были случаи, когда спектакль ╚доходил╩ со второго раза (например, ╚Час пик╩ со Смеховым). Но, как правило, если спектакль нравился, то нравился каждый раз: замечательные поэтические спектакли (╚Антимиры╩, ╚Пугачев╩, ╚Павшие и живые╩, ╚Под кожей статуи Свободы╩), трогающий до глубины души ╚А зори здесь тихие!╩, просто хорошие ╚Добрый человек из Сезуана╩, ╚10 дней, которые потрясли мир╩. А уж если спектакль не ╚доходил╩ до конца, то и повторное посещение, как правило, не помогало (я, конечно, не помню всего, давно это было). Эх.. Уж извините, что так многословно, но вот писал и как бы переживал все опять.
Ну да вернемся к нашим баранам. Так вот. А сейчас я, пожалуй, и не хочу на капустник, потому что понимаю, что, скорее всего, шутки на нем будут мне непонятны, а уровень исполнительского мастерства может разочаровать.
Слушать читку романа? Я, честно говоря, и не пойму, какое удовольствие от этого можно получить.
Наташенька, а как Вы себе представляете, о чем может хотеть спросить нас артист Мастерской?
Для БВГ
Дорогой БВГ!
Спасибо за рассказ о Таганке, очень мало что видела (опять опоздала родиться). Могу только сказать, что мне очень понравился спектакль "Дом на набережной", а "Мастер и Маргарита" - нет. Хотя Воланд-Смехов превосходный. И по Бабелю видела ещё, но уже плохо помню.
А ответ на мой вопрос, в самом деле, не так прост, когда речь идёт о конкретном спектакле.
"Ничего не дадут" - нет, всё-таки не согласна. Всё же, думаю, это относится ко всему в жизни - чем больше знаешь, чувствуешь и понимаешь, тем больше любишь (если оно того заслуживает, конечно. Тогда любое знание только работает на это.)
Про капустник - не согласна с Вами. С удовольствием смотрю те фрагменты, что появляются в "Видеотеке" на сайте. Все шутки понятны, уровень мастерства ничуть не разочаровывает, наоборот.
А про чтение романа... Просто очень я люблю такое домашнее чтение вслух и представляю, как это должно быть чудесно в актёрском исполнении (если даже в семейном - здорово).
О чём нас хотели бы спросить актёры? - откуда ж мне знать. Но мы же какое-никакое дыхание зала, так сказать. Или им всё ясно по нашим рукоплесканиям, крикам "Браво", кашлю и звонкам мобильных телефонов?
С уважением, Наташа.
Просто музыка навеяла
"Идём отсюда, Маугли, - тебе не годится видеть то, что здесь будет".
Re: Просто музыка навеяла
"Храброе сердце и учтивая речь, - сказал он (Каа). - С ними ты далеко пойдёшь в джунглях".
Так-то, уважаемый Барин, храброе сердце у вас имеется, а вот учтивая речь... Перестанете выражаться, может, и приоткроют перед нами завесу?
Опять опечатка!
Тысяча извинений - "Вас", разумеется,- неизменно с большой буквы. Опечатки нас с Алёшей просто преследуют сегодня!
Re: Барину и Наташе
"Здесь будет великая битва" - что, опять? А опечатка - пустяк.
Re: Барину и Наташе
Воистину - великая книга "Jungle book", на все случаи жизни!
Re: Барину и Наташе
Так же как и "Master and Margret", и "Monday"...
Re: Барину и Наташе
Ещё есть Козьма Прутков, "Максимы" Ларошфуко, словарь Даля - и все на все случаи жизни.
Re: Барину и Наташе
Вот-вот! Хорошо ещё, что какие-нибудь "12 стульев" никто не упомянул.
Кстати, может быть не стоит, конечно, дразниться, но завтра (нет, теперь уже сегодня, 27-го марта), в 13:45, по тарелке НТВ-плюс будет телеспектакль "Выстрел" 1981 года с Филатовым и Янковским (постановка Петра Наумовича Фоменко). Мало ли - вдруг эта информация кому-нибудь пригодится? Я только что последние десять минут случайно поймал, завтра - повторение.
Re: Барину и Наташе
"Выстрел" - это чудно (ударение на "у"), жаль не удастся посмотреть. А про "12 стульев" - верно, забыли, и ещё и "Золотой теленок", и Сергей Довлатов, и даже "Малыш и Карлсон" (и многая, многая, многая..) - практически каждая вещь на все случаи жизни. Неслабая в данном случае у Вас, командор, позиция - цитата из "Jungle book", или "Monday", который "begin at Sаturday" (так ведь, Наташа?) и - над схваткой. А тут баталия идёт такая, что бойцы забывают с чего начали!
Re: Барину и Наташе
"...at Saturday", of course.
А он вечно так, Алёша: столкнёт нас лбами, а сам только цитирует всех без конца.
Re: Барину и Наташе
И после этого Вы хотите нам сказать, что не отличаете Лютеции от Гельвециев?
Re: Барину и Наташе
Нет, Наташа, хотел сказать , что не бывал ни в одной, ни в другой, в отличие от Барина, беседовавшего с кардиналами в Ватикане.
Re: Барину и Наташе
Да, да - я так Вас и поняла, дорогой друг. Да что там - некоторые и Перлюстраций не видели, как своих ушей.
А Барина в Ватикане помню по прошлогоднему Форуму. Не преминул же рассказать - дескать, мы тоже не лыком шиты...
Re: Барину и Наташе
Вы разочарованы?
Re: Барину и Наташе
Что Вы тоже не лыком шиты? - ну что Вы, досточтимый Барин! Напротив, очень рада за Вас и горжусь знакомством!
Разочарована? Вы меня ни с кем не путаете?
Re: Барину и Наташе
М я рад за Вас! Достойный представитель нашего Отечества!
Re: Барину и Наташе
Анекдот про Васю Спичкина и его встречу с Папой Римским знаете?
Барину
Во-первых, Вам не удастся нас разочаровать!
А во-вторых, у меня есть только два любимых анекдота, других не знаю и не хочу знать.
Re: Барину
Да что Вы говорите? Позвольте поинтересоваться: а что Вы любите на завтрак?
Re: Барину
Что ж, извольте: на завтрак я каждый день рассказываю себе два любимых анекдота (один про пингвина, а другой - про корову), чтобы к вечеру не было больно за неправильно прожитый день. Но Вам я их не расскажу, а расскажу многоуважаемому БВГ и только ему (смотрите почту) за то, что он один здесь способен меня правильно воспитать.
Впрочем, давно пора прекратить этот обмен банальностями. Речь ведь шла не о стиле, а о сути вещей (вступать Мастерской с нами в диалог или нет и не убьют ли они в нас этим ощущение чуда).
А "разочарованную" Вам из меня всё равно не удастся сделать, НЕ ДОЖДЁТЕСЬ!
С неизменным уважением, Наташа.
Re: Барину и Наташе
"М" следует читать как "И". Уж не обратиться ли в комитет по реформе русского языка?
Re: Околотеатральный вопрос (Алёше У. и не только)
Даже и не знаю, что сказать. Понятно, я не против пообщаться с актёрами (и не только). Возможно они против общения в интернете, коли уж за год не стали? Вопросов-то, думаю, будет немало, хотя и принуждать к ответу никто не станет, все же понимают.
Re: Околотеатральный вопрос (Алёше У. и не только)
Вы правы, Алёша, но, простите, Вы невнимательно читали моё письмо. Главный интересующий меня вопрос - может ли несколько более углублённое знание и понимание театра (беседы с людьми театра, чтение театральных воспоминаний или, тем более, таких книг как "Об искусстве актёра" Михаила Чехова (он сам определил её как "подгляд" творческого процесса)) разрушить для зрителя ощущение чуда?
Я утверждаю обратное, но очень интересно мнение других.
Вот, например, уважаемому БВГ мешает даже предварительное чтение пьесы. А я, наоборот, очень люблю знать заранее, что же иду смотреть. К тому же с детства люблю читать пьесы. (Увы, опять солидарна с уважаемым Барином. Надеюсь, что хотя бы разные пьесы мы читали в детстве. Я - Шварца, Габбе, Маршака, Михалкова, Шестакова. Не сомневаюсь, что Барин начал если не с Чехова, то уж с Ибсена - точно. А Шекспира в раннем детстве не читал только ленивый, как мне кажется).
Re: Околотеатральный вопрос (Алёше У. и не только)
Я думаю, никакое знание разрушить это ощущение не может, если оно вообще возникает. Не силен я в литературе, посвященной театру, в моем "багаже" лишь отрывки, читанные по случаю, да воспоминания людей театра, ну и "Театральный роман", конечно. Это - пробел, ведь знание - сила. Кому ж сила помешала? А с БВГ я согласен в той части, что когда есть выбор, следует сначала - смотреть, потом - читать. Но и тут valeks и ridendo, ну и Барин, естественно, заставили призадуматься и пересмотреть позиции - вышло, что прочитанная пьеса зачастую в театре "оживает", с прозой сложнее, однако хорошая постановка не бледнеет от чтения (а плохая, она плохая и есть, пусть тут всё и субъективно). А идея общения с театром на форуме недурна! Вот решился бы кто-нибудь из актёров пожертвоать толику времени, не обязательно же нужно просиживать часами, и отвечать решительно на всё и всем!
Re: Околотеатральный вопрос (Алёше У. и не только)
Спасибо, Алёша! Мне бы хватило и одного только первого предложения в Вашем ответе. Это мне и хотелось услышать хоть от кого-нибудь. Именно так:"Если оно вообще возникает". Тогда уже ничего не страшно и ничего не может помешать.