Форум
#театрнатаганке
Вы не имеете права писать в форум не зарегистрировавшись.
Если вы зарегистрированы на любом другом форуме проекта Theatre.Ru,
вы можете использовать эти же имя и пароль.
Забытый пароль можно восстановить.
Мамаша Кураж
Вчера были еще на одном спектакле по Брехту. Первым был знаменитый «Добрый человек из Сезуана» на Таганке, а вчера — «Мамаша Кураж» в театре Фоменко.
Спектакль Любимова — это как шоколадка «Аленка», ее знают и любят наши родители, это удачный рецепт на долгие годы, и хотя сейчас уже тренд на здоровое питание, следим за калориями, чтобы не перегружать, но можно себе иногда позволить.
Спектакль Фоменко совершенно другой... Вообще, главное в театре Брехта не сопереживать героям, а быть рациональным, иметь собственное суждение, осмыслить проблему.
Увидеть проблему можно на разных уровнях. Например, сложные обстоятельства (война, 90-ые и пр.) в которые встраивается человек. И если он в себе при этом убивает силу и храбрость (Эйлиф – старший сын), честность (Швейцеркас-средний сын) и доброту (дочь Катрин), то эти сложные обстоятельства никогда не кончатся.
Спектакль собранный, сыгранный, хорошо оформленный. Мы видим современный «фургон»: передвижной светлый ларек, которых много в Москве (у станции метро «Марксисткая» почти такой же) — яркую на фоне всех остальных «мамашу», умеющую торговать, но которую торговля истощает и она превращается в «бабушку», разложившую у станции метро на газетке товары с блошиного рынка.
Ее хорошие «качества» — дети. Однако они и с самого начала выглядят не очень, убогонькими, а со временем тоже трансформировались: смелость в жестокость, честность в глупость, доброта может разговаривать только немного во сне, а так всегда молчит. Ими не занимались, их не развивали, и они ушли за ненадобностью. Мне спектакль понравился, он очень в духе Брехта — в свободе выбора «своих» тем для анализа.
#мамашакураж #театрнатаганке #добрыйчеловекизсезуана
Re: Воля и мир Каменьковича
По поводу Вашего "ровного" отношения к Таганке мне пришло в голову интересное предположение. Известно, что каждый стОящий (не будем брать в расчет середнячков) театр имеет свой стиль, на который не всегда сходу настроишься. Прекрасно помню свой первый спектакль фоменок ("Владимир III"). Рядом сидели девушки (полагаю, завсегдатаи Мастерской), которые в первом действии очень часто смеялись над тем, что мне особенно смешным не казалось. И только где-то в конце 1-го действия я понял, что это были характерные для фоменок того периода "фишки" (я так их стал потом называть): оживляющие ход спектакля многозначительные паузы, сопровождаемые некоторыми жестами, мимикой... ну я затрудняюсь это точно определить, но именно эти "фишки" придавали особое очарование спектаклям. Полагаю, Вы меня понимаете. Я потом "научился" их сходу "ловить", тоже смеялся (возможно вызывая недоумение соседей-новичков). Так было до "Трех сестер", где эти "фишки" исчезли (ну, на мой еще раз подчеркиваю дилетантский взгляд), что, как мне кажется вызвало недоумение у "пишущей братии"; если Вы помните первые отзывы на "Трех сестер" были "вежливо негативными". Помнится, на Форуме я возмущался этому :). Но к чему я об этом пишу: даже у Мастерской было что-то не воспринимающееся сходу.
Стиль Таганки коренным образом отличался от всего, что было на сцене в то время. Для человека более-менее уже привыкшего к психологическому театру, полагаю, многое казалось вычурным, надо было "настроиться" на этот новый стиль (после Мастерской, например, у меня любой режиссерский прием выполненный "ради приема" вызывает раздражение), а если было неосознанное желание "не поддаваться ажиотажу вокруг этого явления", то понятно, что Таганка Вам "не показалась". У меня -другое дело. Я был абсолютно "чистым листом", и "на мне" можно было что угодно "писать". Начал я ходить туда, можно сказать, случайно: военная кафедра была в районе нынешней Авиамоторной, надо было ехать через Таганку. И кому-то из девчонок пришла в голову мысль: ребята, проезжая мимо утром записывались в очередь на продажу билетов, а девчонки (которые в этот день были свободны) подъезжали к 12-ти часам и выкупали билеты. На самые массово идущие спектакли так можно было попасть. По счастью это были и замечательные спектакли ("Антимиры", в частности). Так я пристрастился к походам в театр. Ну а потом начались "мои университеты" (я об этом уже писал). А потом я "вырос" из Таганки. Много лет спустя имел неосторожность сходить на их спектакль - бррррр... Все эти нарочитые режиссерские приемы стали просто раздражать. Но еще долго "психологический театр" был для меня ругательством. Пока не увидел фоменок и не влюбился в этот стиль. :)
Но вернусь к Таганке. Сейчас, с "высоты" прошедших лет, мне захотелось понять, а что же осталось в "сухом остатке" от впечатлений тех просмотров. А пожалуй только следующее:
1) Поэтический театр. Все поэтические спектакли до сих пор "живут" в моей памяти ("Антимиры", "Павшие и живые", "Пугачев"). Это, пожалуй главное. И когда вспоминают о Высоцком в Таганке я вспоминаю не Гамлета, а его Хлопушу в "Пугачеве" ("...Проведите! Проведите меня к нему! Я хочу видеть этого человека!!").
2)Потрясающий "А зори здесь тихие". Эти горящие свечи при выходе со спектакля в полутемном фойе! Считаю, этот спектакль на порядок сильнее аналогичного фильма.
3) Замечательный спектакль "Под кожей Статуи Свободы", который мне удалось посмотреть 1 раз премьерным (помню, единственный раз, когда я дежурил ночь перед продажей билетов) и который оказался "жертвой" нашего потепления взаимоотношений с США. Ходили слухи, что его сняли чуть ли не по просьбе Рейгана.
А пожалуй ничего другого не вспоминается. Точнее, не вспоминается с теплотой. Видел несколько раз "Гамлета" - каждый раз уходил без сильных впечатлений. Было несколько спектаклей, которые выделялись остротой иносказательной критики (так называемые "фиги в кармане"). Например, "Пристегните ремни". Но так это было важно в ТО, закрытое для открытой критики время. И вообще, когда пришла перестройка и стало возможно открыто критиковать как существующую власть, так и нашу историю, мне пришло такое сравнение этих "Фиг в кармане": "Стрельба из пушек по воробьям".
Вот такой "итог" я для себя подвел, благодаря Вашему замечанию, что Таганка Вас не впечатлила. :) А задал я вопрос про Таганку, честно говоря, в надежде, что раз мы оказались почти ровесниками - вдруг "тусовались" в одной компании возле Таганки.
#театрнатаганке #владимирiiiстепени #трисестры
Re: Воля и мир Каменьковича
К сожалению, нет времени ответить подробно: срочная работа. Но этот эффект - "пренебрежение ажиотажем" - и мне знаком. Под этим "соусом" я так и не посмотрел ни одного спектакля в театре Сатиры с участием Миронова, да и других замечательных артистов. Теперь, когда поздно, страшно жалею. Особенно, почему-то, жалею о "Трехгрошовой опере". Причем я этот спектакль дважды пропустил: сначала в Сатире, а потом в Сатириконе :(. Увы! Театральное искусство недолговечно. Лучшие спектакли рано или поздно уходят и остаются жить только в нашей памяти (частично их жизнь продлевается видео-записями, но это, согласитесь, "совсем другая песня").
А по поводу Таганки — отдельный разговор. Кое-какие мысли пришли и хотелось бы поделиться с Вами (и высказать свое предположение, почему Вам Таганка "не показалась", да и посмотреть на это "явление культуры" с "высоты" пройденных лет). Только наш разговор "уехал" на другую страницу. Неудобно. Может, начнем новую тему? Или вариант: я вчера описал впечатления о посещении "Моряков и шлюх". Можно там.
Надеюсь, что разговор продлится :) У нас, как выясняется, достаточно много совпадений в восприятии спектаклей.
#театрнатаганке #театрсатиры #театрсатирикон #морякиишлюхи
Re: Воля и мир Каменьковича
Вот здорово! Наконец, я услышал сравнение 2-х спектаклей! Огромное спасибо! Я подозревал об этом, но не мог с уверенностью сказать (по уже высказанной причине).
А, может, Вы и Таганку в полной силе застали? Определенный период она была для меня "всем". Можно сказать, она была моими "первыми университетами". Чтобы попасть на действительно стоящие спектакли, я с первой электричкой приезжал в Москву, "подлетал" к театру, записывался в список на остатки с брони (если попадал в 1-ю четверку - был страшно рад) и потом весь день там проводил время. Это как клуб был "по интересам". Там я "пристрастился" к настоящему кино ("Иллюзион" то был рядом), по "наводке" стал интересоваться серьезной литературой, ну и т.д. Естественно, весь (ну, почти весь) репертуар был просмотрен по несколько раз. Так было пока я не увидел "Тиля" и не "переключился" на Ленком. Там было, конечно, проще и я пересмотрел тоже весь репертуар.
Но вернемся к Таганке. Так удалось застать расцвет театра?
#тиль #театрнатаганке