RuEn

Рядовая Лебедушкин нашел Отелло в казарме

В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пьесу «Мотылек»

А так все хорошо начиналось. Вышел на сцену в камуфляже чудный артист Юрий Степанов и стал надраивать красную звезду на клубной трибуне. И сразу видно — человек хороший (плохих Степанов, кажется, еще и не играл), хоть и полковник. Задумчивый, о жизни размышляет.
Вот тут-то, в самый разгар размышлений, ему и говорят: ЧП у нас в части, из ряда вон ЧП. Рядовой Лебедушкин, еще вчера бритый наголо юноша по имени Коля, взял да и превратился в красивую девушку с прической. Ясное дело, случилось все это из-за неуставных отношений. Капитан, жлоб и злопамятный человек (Тагир Рахимов), велел надеть на бедного Колю мокрые кальсоны и отправил его на мороз что-то там охранять. Вот и не вынесла душа поэта.
Обернувшись девушкой, он утверждает, что жить не может без театра, и умоляет полковника отправить его (ее) домой по причине полной бесполезности в деле защиты родины. Это начало истории. Сыгранное обаятельно и смешно, как умеют, может быть, только в «Мастерской Фоменко».
Однако если вы решили, что речь в этой пьесе об актуальных нынче армейских проблемах, то очень даже и ошибаетесь. Берите выше. Речь тут не об армии, во всяком случае, не только об армии. Речь о Душе. Да-да именно так: с большой буквы и с красной строки. Душа — это и есть несчастный Лебедушкин, он же мотылек, он же Полина Кутепова, очаровательно порхающая по сцене.
Дело, как уже было сказано, происходит в армейском клубе, где Коля Лебедушкин, называемый теперь Натальей Сергеевной, пытается приобщить к театру усталого Полковника. Сначала читает ему свое сочинение про красавицу Соль минор, оплакивающую умершего возлюбленного, потом предлагает порепетировать роль мавра в трагедии Шекспира «Отелло». Словом, всячески старается духовностью пробудить заскорузлую от муштры и приказов, уснувшую душу. И тут уже не до смеха. Кое-какие шутки на манер КВНа еще можно расслышать, но они уже не смешат. Ибо дело близится к трагической развязке — гибели Лебедушкина по вине злого Яго-Капитана. Легко догадаться, что она неизбежна.
В этом спектакле обо всем можно легко догадаться, тут все на поверхности, все бесспорно и все общеупотребимо. Кто бы спорил, что духовность спасет мир. Однако стоит ли провозглашать эту истину с пафосом первооткрывателей? Автор Петр Гладилин и режиссер Евгений Каменькович решили, что стоит. Отыграв симпатичное и живое начало, они застряли в этой духовности, как в наезженной колее, всерьез и надолго. И вот уже Полковник отпевает Лебедушкина нелепым монологом «красавицы Соль минор», и ты не знаешь, куда глаза девать от неловкости. А так все хорошо начиналось┘