RuEn

Форум

#георгийтовстоногов

Re: Моцарт «Дон Жуан». Впечатления

6 ноября 2021, 23:56, БВГ

Удивительный спектакль. Вот вроде вчера (т.е., конечно, сегодня ночью) всё что хотел написал, однако сегодня с утра невольно возвращаюсь к спектаклю, осмысливаю...
1. Как-то выстроился жизненный путь Режиссера. Когда-то ему удалось создать ряд нестандартных, противоречащих общепринятому спектаклей (например, совместить музыку Моцарта с песнями эстрадного певца или с народными), при этом он встречал сопротивление, но работая с коллективом единомышленников (те самые актеры, что активно участвуют во втором действии: Александр, Полина, Игорь, Розалия) ему удается получить признание (в том числе за рубежом). Затем власти предержащие решают "прикормить" Режиссера: ставят во главе "академического" театра, разрешают выезжать за рубеж по контрактам. В театре (куда он, конечно же, взял всех единомышленников) он попадает в совершенно другую среду: полно лизоблюдов, подхалимов, а возглавляет всё это Помреж - человек который может достать и устроить всё (он говорит в таких случаях "Да без проблем"). Для режиссера он исполнителен (хотя и не чист на руку: помните, когда вся труппа дружно рассматривает деньги из гонорара Режиссера, все возвращают ассигнации Александру, а Помреж оставляет себе), а для подчиненных - "царь и бог". Постепенно Режиссер начинает "почивать на лаврах", теряет связь с единомышленниками (позволяет "закрыть" спектакль, в котором Александр блистал, что приводит к психологическому срыву того; чем-то, вероятно, обижает Полину и она уезжает за рубеж; позволяет спиться Игорю). Результат – творческий потенциал Режиссера стремится к нулю. Чувствуя приближение конца жизненного пути, Режиссер пытается возродить то, что утерял. Об этом, собственно говоря, и спектакль. Мне кажется (я, правда не уверен до конца в этой идеи), что значительная часть второго действия – предсмертные воспоминания или грезы Режиссера.
2. Кто прототип Режиссера? Понятно, что это обобщающий образ, несколько талантливых режиссеров последних десятилетий могли бы в той или иной мере соответствовать ему. Однако.
2.1. Про Товстоногова я упоминал. На него указывает манера двигаться и говорить, выбранная Цыгановым. Да и любимое блюдо Товстоногова (сациви) ненавязчиво на это указывает. Кроме того, этой версии способствует то, что Георгий Александрович имел 2 достаточно непродолжительных брака и официально одного внебрачного сына. Все женщины – актрисы. И наконец, умер Товстоногов по дороге с Генеральной репетиции спектакля «Визит старой дамы». В пользу этой версии говорит и то, что первоначально Товстоногов прославился на стороне несколькими спектаклями и лишь потом приглашен в БДТ. Противоречит этой версии то, что Георгий Александрович никогда не ставил оперы, да и почти до самой смерти его спектакли продолжали оставаться качественными.
2.2. Скорее всего наибольший вклад в образ привнесен Юрием Петровичем Любимовым (основателем «Театра на Таганке»). Во-первых, как мне недавно подсказали, Дмитрий Крымов еще мальчиком играл на Таганке под руководством Любимова и манеры этого достаточно деспотичного режиссера, безусловно, оставили глубокий след в памяти мальчика. Во-вторых, то, каким образом Режиссер «сплачивает» своих бывших единомышленников (помните эти синхронные па?) очень напоминает одну из специфических особенностей стиля Таганки: интенсивные движения по сцене, как наследие стилистики Мейерхольда (напоминаю, что в основе эстетики Таганки лежали традиции, заложенные Всеволодом Мейерхольдом, Евгением Вахтанговым и Бертольдом Брехтом; именно их портреты висели в фойе театра с 1964 года). В-третьих, Любимов ставил несколько опер, в том числе «Дон Жуан» Моцарта в Венгерской Национальной опере. В-четвертых, он имел большое количество контрактов с зарубежными театрами, даже после возвращения из-за рубежа в 1988г. (4 года, 1984, Любимов был лишен советского гражданства) совмещал какое-то время работу по контрактам с руководством Таганкой, но в конце концов был вынужден от контрактов отказаться (об этом упоминается в спектакле). В-пятых, им действительно создан коллектив единомышленников (правда, в рамках одного театра, в котором он и прославился как режиссер; не было приглашения в какой-то академический театр). Но после возвращения из вынужденной эмиграции (благодаря в немалой степени усилиям лично Николая Губенко, одного из своих учеников) Любимов сорится сначала с частью своей труппы (в том числе с Губенко), а в дальнейшем и со всей труппой (и покидает театр, который создал и выпестовал). Фактически предает своих единомышленников. В этой скандальной истории есть и момент, когда во время гастролей в Чехии в июне 2011 г. актеры театра прилюдно потребовали от Любимова отдать им гонорар за сыгранный спектакль (а в спектакле есть некоторая обратная ситуация с деньгами: Режиссер отдает весь свой гонорар).
Но всё это лишь домыслы о прототипе. Только факты, от которых автор инсценировки отталкивался. А образ Режиссера живет сам по себе. В полном соответствии с тем, что говорит Режиссер в спектакле: «…Почитайте письма Моцарта… в них он весьма часто пишет грубо… дерьмо упоминается весьма часто… Вот так – автор нежнейшей и гениальной музыки может в жизни быть грубияном…» (понятно, что я передаю только смысл сказанного). Т.е. произведение часто живет своей жизнью, вне зависимости от личных достоинств или недостатков автора. И для меня это спектакль прежде всего остается спектаклем о гении и его трудном пути (опять прошу извинения за пафос).
3. И еще об одном удивительном свойстве спектакля. В нем (во втором действии) буквально несколькими штрихами рассказывается судьба нескольких людей. Например, судьба некоторого талантливого студента исключенного из института из-за хамства администратора, но сумевшего в глубинке создать шедевр. Или образ преподавателя театрального училища.
4. Наконец не могу не упомянуть о музыкальном наполнении спектакля. Казалось бы, звучат песни, которые никак не вяжутся напрямую со сценарием, но создают ТАКОЙ душевный настрой! Это, всё-таки надо смотреть и слушать.
Вот теперь, вроде, всё.
#моцартдонжуангенеральнаярепетиция #георгийтовстоногов #юрийлюбимов

Моцарт «Дон Жуан». Впечатления

6 ноября 2021, 02:08, БВГ

Наконец я сумел попасть на этот спектакль! Сразу скажу, что ощущения близки к восторгу. Причем этот спектакль нельзя отнести ни к фоменковскому стилю, ни к крымовскому (правда я ОЧЕНЬ давно смотрел спектакли этого уникального режиссера). Но начну по порядку.

Первое действие. Если опустить неожиданную возню с «освобождением» части партера для установки стола режиссера с пересадкой зрителей (которая не могу сказать, что понравилась; скорее раздражала), то оно началось для меня очень «вкусно», чему способствовали замечательная игра как Тагира Рахимова (в роли Помрежа), так и Евгения Цыганова (в роли Режиссёра). Почему-то Режиссера я сразу однозначно ассоциировал с Товстоноговым (любимое Режиссером сациви только чуть позже появилось). Какое-то время и дальше всё было весело и хорошо сыграно. Однако где-то к середине первого действия меня что-то стало раздражать, происходящее на сцене. Я даже не присоединился к аплодисментам после нескольких очередных «хохм». Ей богу, если бы у меня не было привычки досматривать любые спектакли, фильмы до конца, я бы точно ушёл со спектакля со мнением близким к тому, что озвучила здесь уважаемая sea13. Но ВСЁ изменило второе действие. Прежде всего – это отношение к действию первому. Что мы видим в первом действии:
1) Сцена (читай Театр) стандартная, «правильно оформленная». Актеры поют «заученно правильно», как требуется в тексте оперы. Но поют либо «ремесленно», либо бездарно.
2) Самодур-режиссер одного за другим расстреливает (прямо из ружья; понятно, что это яркая метафора, выражающая его недовольство) этих «правильных» артистов и ищет что-то необычное. Например, призывает старого актера Александра Михайловича (пришедшего оформлять пенсию), актрису Полину, покинувшую театр давно, уехавшую в Италию с мужем (и случайно оказавшуюся возле театра), спившегося актера Игоря, подрабатывающего в театре заведующим поворотным кругом, ну и т.д.
3) Мало того, явно намекается, что Режиссер не прочь «приударить» за актрисами, напропалую используя свое служебное положение.
В общем «налицо» явно «отрицательный тип», который «…может когда-то и сделал что-то стоящее, но давно выдохся…», да и он вообще «…далеко не Дзеффирелли, не Феллини…». В этом его со сцены открыто обвиняет Полина, демонстративно уходя. Но с «высоты» второго действия я понимаю, что ВСЁ в этом «правильном» театре буквально пропитано вычурностью, бездушием, ложью, подхалимством. И именно это раздражает старого режиссера, выводит его из себя. Да и в «во все тяжкие», насколько я понимаю, он пускается из-за того, что не видит поля для творчества. Действие заканчивается тем, что Режиссер в прямом смысле разрушает декорацию этого «правильного» театра (опуская подвешенную люстру).
Второе действие начинается с потрясающего, глубоко трагического монолога Александра Михайловича (актер Александр Моровов) о том, что он не хочет возвращаться на сцену (в том числе под «гнет» Режиссера), что ему тяжело жить, что замучили болезни. А потом происходит удивительное (и это ПОТРЯСАЮЩИЙ режиссерский прием, найденный Крымовым). Режиссер (т.е. Цыганов) начинает совершать различные па. Сначала он это делает один, затем к нему присоединяется Александр (причем делают они па синхронно). Затем Цыганов уходит со словами «Я скоро вернусь…». И о чудо! Вся труппа (из вот этих, давно покинувших сцену артистов; тех артистов, что в первом действии возмущались) начинает синхронно танцевать! И мы понимаем, что Режиссер – гений. Что из разрозненной толпы, давно забывшей как это делается, он создал ансамбль.
А затем Режиссер возвращается и начинается его потрясающий монолог о нестандартном отношении к искусству, о том, как зачастую талант вынужден уезжать в глубинку, чтобы там проявиться. Пересказывать бесполезно, зал слушал этот монолог на одном дыхании. Это «крик души» талантливого человека (хоть Товстоногова, хоть Фоменко, хоть Крымова). А затем мы видим муки творчества в буквальном смысле (извините за пафосные слова), через «не могу», через состояние при смерти. ВСЁ второе действие я просмотрел на одном дыхании. Оно в основном выполнено в трагическом тоне (хотя и было несколько смешных моментов). Пересказывать не буду.
Надо сказать о декорации 2-го действия. Первоначально это просто куски, оставшиеся от декорации предыдущего действия (не все убрали). Но по мере того, как актеры сплачиваются вокруг Режиссера, рабочие сцены создают декорации. НО! Декорации необычные. Например, что-то похожее на фронтон стоит (точнее, конечно, висит) под углом. Ну и т.д. Всё в ключе «нестандартного» театра.
В заключении
1) Все артисты сыграли достойно, но особенно запомнилась игра Тагира Рахимова, Евгения Цыганова, Александра Моровова, Розы Шмуклер (играла уборщицу Розалию).
2) Интересный «фокус» придумал Крымов: где это возможно, персонажи носят то же имя, что и играющие их артисты (например Режиссер - Евгений, Помреж - Тагир)
#моцартдонжуангенеральнаярепетиция #дмитрийкрымов #тагиррахимов #евгенийцыганов #александрморовов #розашмуклер #пётрфоменко #георгийтовстоногов

    ×

    Подписаться на рассылку

    Ознакомиться с условиями конфиденцильности