RuEn

Дочка мамаши Кураж

В «Мастерской Петра Фоменко» премьера: поставили «Мамашу Кураж». Пьеса Бертольта Брехта обрела в новой постановке и новое звучание. 

Многим зрителям история Брехта хорошо известна: в 1960-х его пьеса с успехом прошла по всем театрам страны. Сегодня же она воспринимается как классика. Действие пьесы происходит во время Тридцатилетней войны, весной 1624 года. Торговка Анна Фирлинг по прозвищу Кураж следует в фургоне за военными. Вместе с ней её взрослые сыновья – старший Эйлиф и младший Швейцеркас, а также немая дочь Катрин. Но вскоре дети отделяются от матери волею судеб. Эйлиф отбивает у крестьян ценой их жизни 20 голов скота, и этот поступок признают «подвигом». А Швейцеркас становится казначеем Финского полка и, конечно, прихватывает с собой мать с сестрой. Казалось бы, пришло время жить – не тужить, однако белая полоса в жизни Кураж и её детей длится недолго…

Новая постановка привлекает зрителя по многим причинам. И одна из них – Ирина Горбачёва, исполнительница роли Катрин, прославившаяся в социальной сети, где набрала почти два миллиона подписчиков, что по современным меркам невероятно много.

Выпускница Щукинского училища, актриса «Мастерской Петра Фоменко», украинка Ирина Горбачёва – поветрие времени. Слава к ней пришла так же быстро, как к героям некогда популярного телешоу «Шесть кадров». У себя на страничке в соцсети она не боится показаться некрасивой или странной и тем самым привлекает к себе внимание. И произносит парадоксальные монологи. Подписчики её странички каждый день ждут, что же она учудит, в каком образе предстанет. Есть у неё и успехи в театре: за спектакль «Сон в летнюю ночь» она номинирована на «Золотую маску — 2016» в категории «Лучшая женская роль».

В спектакле по Брехту у неё совершенно иной образ, чем тот, в котором её привыкли видеть. И становится понятно, насколько широк её актёрский диапазон. Актриса играет только телом, жестами, глазами. Она нашла баланс между тем, чтобы не вести себя, как в пантомиме, и в то же время чтобы было непонятно, что у неё в голове.

Впрочем, и саму классическую пьесу «Мамаша Кураж» режиссёр Кирилл Вытоптов значительно видоизменил. Так, знаменитые зонги Брехта (моменты, когда актёры поворачиваются лицом в зал и коротко рассказывают о том, что только что произошло на сцене) выглядят тут совсем иначе. Они представляют собой готовые номера в разных музыкальных стилях – джазовом, фламенко…

Главную героиню, мамашу Кураж, играет Полина Кутепова. Она тоже иная, чем у Брехта. Если у него Кураж – авантюрная, циничная и хваткая торговка Анна Фирлинг, скитающаяся по миру с тремя детьми и предлагающая всем сапоги, патроны и водку, то у Вытоптова это слабая мятущаяся женщина, которая не идёт за войной, но та настигает её.

Да и Полина Кутепова не огромная и громоздкая, какой привыкли видеть на сцене мамашу Кураж в исполнении Светланы Крючковой и Валентины Талызиной, а худенькая, хрупкая, женственная. В начале спектакля она прекрасная бизнес-леди, а под занавес – фактически бродяжка из подземного перехода. Ходит с клетчатыми баулами, как у челноков, и торгует куклами Барби…

Брехт очень спешил закончить пьесу к 1938 году – к этому времени пророчили наступление Второй мировой войны. Так и случилось, и Брехт не успел со своим литературным предупреждением. Этой же цели стремился добиться и Кирилл Вытоптов: всеми силами показать, что война – это плохо.

Источник: газета «Гудок»
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности