«Божественная комедия. Вариации» Данте в Мастерской Фоменко
Юрий Титов, молодой режиссёр Мастерской Фоменко, после успешной постановки по Мопассану и искромётного театрального стендапа по творчеству французского певца, замахнулся на «Божественную комедию» Данте. Над инсценировкой «горного кряжа мировой литературы», как обозначил её переводчик Михаил Лозинский, он работал семь лет и в итоге уместил эпическую мистерию в полтора часа. Юрий Титов предпочитает малую сцену, и даже грандиозный труд поэта-изгнанника не побудил его переехать в зал побольше. Камерное пространство поначалу вызывает оторопь: как можно здесь изобразить бесконечность? Впрочем, увидел же Вильям Блейк небо в чашечке цветка и огромный мир в песчинке. Но с появлением среди античных колонн Архангела, Данте и Вергилия восприятие пространства неожиданно меняется.
Секрет во вращении зрительского сектора, дающего обзор на 360 градусов, а это значит, что постановка задействует все четыре стороны Старой сцены. Такая конструкция впервые появилась в спектакле «Рыжий» четырнадцать лет назад и воссоздана сегодня в «Божественной комедии». Что и говорить, подобный трюк даёт ощущение полного погружения в повествование, а впечатление Данте от ада ощущаются буквально физически, ведь каждый поворот означает новый круг преисподней. Кроме того, Юрий Титов, собственнолично воплощающий Данте, и Николай Орловский в образе Вергилия вращаются вместе со зрителями и даже с адской фурией борются в зрительских рядах. Но не только своеобразная интерактивность низводит персонажей с их почти мифологического пьедестала – режиссёр не побоялся иронии и тонкого юмора.
Как бы ни кичились отдельные филологи знанием текста Данте, всё же основная их масса не продвинулась дальше ада, справедливо отмечая, что именно красочно живописуемые муки грешников до сих пор питают интерес обывателя к тяжеловесному шедевру эпохи треченто. Вот и в постановке Юрия Титова основное время посвящено геенне огненной – тут тебе и хрестоматийные черти с вилами, и свечение адского пламени, и прелюбодеи, и чревоугодники, и казнокрады – грехи всё те же, а потому, как отмечают создатели действа, современный человек, наблюдая за героями поэмы, совершает путешествие по глубинам своей души и ищет ответы на свои вопросы. По мере преодоления инфернальных уровней потустороннего бытия всё больше проступает дыхание возрожденческой эстетики, темноту прогоняет свет, адские стенания сменяются ангельским пением, Данте встречает свою Беатриче, в сердцах и умах воцаряется Любовь.
Разумеется, наивно полагать, что в полтора часа уместятся всё содержание и многослойность эпической комедии, потому «фоменки» честно добавляют к названию спектакля слово «вариации», а на титульном листе программки указывают «пробы и ошибки» – намёк на то, что спектакль вышел из экспериментальной лаборатории. Впрочем, когда это пугало столичного театрала? Юрию Титову можно сказать «спасибо» и за изящную постановку, и за возможность услышать стихи Данте в переводе Лозинского, и за воспоминание о христианской Европе, а ещё – почему-то хочется верить – за то, что многие, придя домой, захотят достать с книжной полки увесистый фолиант и осилить наконец труд великого флорентийца целиком.
Источник: Cabinet de l'art
Секрет во вращении зрительского сектора, дающего обзор на 360 градусов, а это значит, что постановка задействует все четыре стороны Старой сцены. Такая конструкция впервые появилась в спектакле «Рыжий» четырнадцать лет назад и воссоздана сегодня в «Божественной комедии». Что и говорить, подобный трюк даёт ощущение полного погружения в повествование, а впечатление Данте от ада ощущаются буквально физически, ведь каждый поворот означает новый круг преисподней. Кроме того, Юрий Титов, собственнолично воплощающий Данте, и Николай Орловский в образе Вергилия вращаются вместе со зрителями и даже с адской фурией борются в зрительских рядах. Но не только своеобразная интерактивность низводит персонажей с их почти мифологического пьедестала – режиссёр не побоялся иронии и тонкого юмора.
Как бы ни кичились отдельные филологи знанием текста Данте, всё же основная их масса не продвинулась дальше ада, справедливо отмечая, что именно красочно живописуемые муки грешников до сих пор питают интерес обывателя к тяжеловесному шедевру эпохи треченто. Вот и в постановке Юрия Титова основное время посвящено геенне огненной – тут тебе и хрестоматийные черти с вилами, и свечение адского пламени, и прелюбодеи, и чревоугодники, и казнокрады – грехи всё те же, а потому, как отмечают создатели действа, современный человек, наблюдая за героями поэмы, совершает путешествие по глубинам своей души и ищет ответы на свои вопросы. По мере преодоления инфернальных уровней потустороннего бытия всё больше проступает дыхание возрожденческой эстетики, темноту прогоняет свет, адские стенания сменяются ангельским пением, Данте встречает свою Беатриче, в сердцах и умах воцаряется Любовь.
Разумеется, наивно полагать, что в полтора часа уместятся всё содержание и многослойность эпической комедии, потому «фоменки» честно добавляют к названию спектакля слово «вариации», а на титульном листе программки указывают «пробы и ошибки» – намёк на то, что спектакль вышел из экспериментальной лаборатории. Впрочем, когда это пугало столичного театрала? Юрию Титову можно сказать «спасибо» и за изящную постановку, и за возможность услышать стихи Данте в переводе Лозинского, и за воспоминание о христианской Европе, а ещё – почему-то хочется верить – за то, что многие, придя домой, захотят достать с книжной полки увесистый фолиант и осилить наконец труд великого флорентийца целиком.
Источник: Cabinet de l'art
Татьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 15.07.2024
- Премьера спектакля «Светлые души, или О том, как написать рассказ»Наталья Романова , «Звезды мегаполиса», 2.12.2024
- «Светлые души, или О том, как написать рассказ». По рассказам Василия ШукшинаНикита Балашов, «Ревизор.ru», 2.12.2024
- Премьера спектакля «Светлые души, или О том, как написать рассказ»«The Vanderlust», 25.11.2024
- В «Мастерской Фоменко» покажут «Светлые души» ШукшинаЕлена Алдашева, «Театръ», 24.11.2024
- Дарья Коныжева: «Для меня главное в искусстве возможность творить»Дарья Парчинская, «Смена», 11.2024
- Популярный театр обратился к «Божественной комедии»Марина Райкина, «Московский комсомолец», 3.08.2024
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- Между волком и вошьюТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.07.2024
- «Божественная комедия. Вариации» Данте в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 15.07.2024
- “Божественная комедия. Вариации”: 7D-аттракцион в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 9.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- Юрий Титов: «Вера — это всегда усилие»Екатерина Данилова, «Театральный журнал», 29.06.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Скифское буйство и нежное хулиганство: «Мастерская Петра Фоменко» выпускает «Пугачёва»«Театральный журнал», 13.06.2024
- Илья Любимов: «Я урбанизированный цифровой человек»Кирилл Горячок, «Ведомости. Город», 11.06.2024
- Екатерина Новокрещенова: Я – за неподдельность и искренностьАнна Чепурнова, «Труд», 7.06.2024
- «Божественная комедия. Вариации»Никита Балашов, «Ревизор.ru», 4.06.2024
- Афиша с 27 мая до 2 июня«The Vanderlust», 22.05.2024
- «Мастерская Фоменко» даёт «Божественную комедию»«Театральный журнал», 22.05.2024
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- «Женитьба» Гоголя на сцене: Агафья Тихоновна Купердягина желает познакомиться с дворянином с серьёзными намерениямиМария Позина, «Metro», 9.04.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Роль в жизниАнтон Иванов, «Men Today», 04.2024
- ОЛЬГА БОДРОВА: «Иногда просто нужно положиться на судьбу»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- Афиша с 18 по 24 марта«The Vanderlust», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- «Онегин» в кино, Италия в Москве и чудеса архитектуры СССР: о премьерах и выставках марта"Онегин" в кино, Италия в Москве и чудеса архитектуры СССР: о премьерах и выставках марта«ТАСС», 1.03.2024
- По мотивам Гоголя и Шекспира: главные театральные премьеры весны 2024 годаНаталья Ртищева, «Forbes», 1.03.2024
- Николай Орловский: «Сердце одинаково сильно подключается и к ролям, и к композиторским работам»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- В «Мастерской Фоменко» случится «Совершенно Невероятное Событие» по ГоголюЕлена Алдашева, «Театръ», 6.02.2024
- Афиша с 5 по 11 февраля«The Vanderlust», 5.02.2024
- 5 театральных премьер, которые не стоит пропускать этой зимойАнастасия Паукер, «Афиша-Daily», 19.01.2024