Форум
Все сообщения пользователя ilko
Вы не имеете права писать в форум не зарегистрировавшись.
Если вы зарегистрированы на любом другом форуме проекта Theatre.Ru,
вы можете использовать эти же имя и пароль.
Забытый пароль можно восстановить.
Re: ПАРКОВКА. Вернемся к условию задачи
Ветка началась с обращения Kotya_28 к администрации театра, с пожелания доброго вечера и убедительной просьбы решить этот вопрос с учетом прав и жителей дома в том числе.
Администрация театра проигнорировала обращение, как и предполагала a-sandra.
В пылу полемики с поклонниками театра автор обращения пренебрегает орфографией и не заботится о стиле. Что ж, бывает. Не страшно.
Интересно другое: правда ли, что театр нанимал эвакуаторы? Кому принадлежит закрытая парковка? Почему автор обратился к администрации на страницах форума? Может быть, другие способы добиться справедливости не принесли результата?
Спрашиваю просто из любопытства. Я незаинтересованное лицо.
Поздравление с наступающим Рождеством
Ну вот, по поводу моего поздравления с Новым годом все высказались, потом помолчали — и тихий ангел пролетел:) Можно подвести черту.
В разговоре приняли участие, кроме меня, десять человек, темы хватило на неделю. Двое меня поддержали, двое подвергли яростной уничижительной критике и само поздравление и лично его автора. Хороший результат.
Оскорбления меня не очень затронули, я был к ним готов. Позабавил меня образ амазонки Кати7, замахивающейся на меня шашкой; правда откуда еще и кипящее масло возьмется, не понял, ведь на штурм крепости я не шел пока:) Тронул до глубины души и briedis, который не поленился тщательно изучить мои отзывы, чтобы потом цитировать меня как классика марксизма-ленинизма:) Надеюсь, это пойдет ему на пользу. Ну и хватит об этом.
В сухом остатке имеем следующее: часть зрителей, любящих и понимающих старые спектакли театра, считают "пробы и ошибки" всего лишь пробами и увы, ошибками. А Lennik немного ранее написала еще и о том, что, по ее мнению, цены на Летние осы очень завышены. Наверное, она права, негоже одинаково оценивать шедевры и "пробы", а тем более менять их друг на друга (как случилось со спектаклем на 8 января, когда ОАСД поставили вместо Летних ос) . Не так давно на старой сцене театра шел студенческий Пушкинский дом с ценой на билеты, если мне не изменяет память, от 100 до 1000. Вот это был правильный подход. Так театр оценивал тогда пробы и ошибки, довольно интересные, кстати, пробы...
Оживленная полемика выявила и то, что я подозревал с самого начала: умные, корректные, скромные, с чувством юмора, реплики, такие, как у Никник и a-sandra, остаются без внимания. На активное выражение своего мнения, своей позиции можно спровоцировать только текстом, высказанным в нарочито вызывающей, невозможной форме. Увы! Вот такая картина получается.
Что же - а теперь я в самом деле от души поздравляю и театр, и его зрителей с наступившим Новым Годом и наступающим Рождеством, всем желаю здоровья, счастья, успехов, хорошего настроения, отдельно bredis и Кате7 пожелаю развивать в себе чувство юмора, ждем окончания периода ошибок в театре и начала эпохи новых проб, новых открытий, новых шедевров.
С праздником всех вас!
#новыйгод #сновымгодом
Re: сделайте нам вкусно и красиво
Можно и без мордобоя, только о чем? Если о Египетской марке еще можно хоть как-то разговаривать, то о Последних свиданиях и Летних осах, - нет уж, увольте.
Вот Каменькович заявляет, что он гордится и Египетской маркой и Последними свиданиями. А до этого он гордился Даром. Ну Дар еще туда-сюда, но вообще такая гордость вызывает лишь недоумение. В афише, кроме Войны и мира, Трех сестер, ОСАД и Волков и овец, можно гордиться даже Пятью вечерами Рыжакова, но никак не тем, что выпускается в последнее время.
Говорить не только не о чем, но, кажется, и не с кем. Я поднял волну собственно с единственной целью - прервать хор поклонников, вечно поющих осанну и сравнивающих качество буфета в Мастерской и Вахтанговском. А то единственный сдержанно-критический отклик на Летние осы и тот не поддержали, заболтали. Так можно очень быстро развратить своих любимцев, и тогда конец театру.
Спасибо за беседу. Всего доброго.
#египетскаямарка #летниеосыкусаютнасдажевноябре #последниесвидания #дар #последниесвидания #войнаимир #трисестры #однаабсолютносчастливаядеревня #волкииовцы
Re: сделайте нам вкусно и красиво
Не так давно на форуме всерьез обсуждали качество тортиков в буфете
Вот вам пример поведения посетителя кофеен, девиз которых - сделайте нам вкусно и красиво
Красиво - на сцене, вкусно - в буфете
Есть хороший анекдот
Подходит женщина к продуктовому ларьку и заказывает:
- Дайте бутылку водки, пачку презервативов и "чупа-чупс"
- А "чупа-чупс" зачем?
- Для удовольствия
Я хожу в театры уже тридцать лет. За это время мне неоднократно приходилось пересматривать один и тот же спектакль два, а то и три раза, но чаще - для удовольствия, а не для того, чтобы увидеть там что-то новое. Хороший спектакль видно сразу, - при условии, что знаком с литературным первоисточником.
Re: Дар
Покопался в записях и нашел черновик своего отзыва на "Дар":
"Метафизическая галантность". ("Дар" Набокова в МПФ)
Мне кажется, что:
- спектакль будет понятен и принят в первую очередь теми, кто с детства помнит, как книги пахнут, и как по-разному;
- в спектакле речь идет о Чернышевском, Пушкине, Гоголе, Тургеневе, и даже Прусте, - а ощущается почти физически присутствие Чехова, Достоевского с Анной Сниткиной, Джойса... И это хорошо;
- смотреть это можно бесконечно, четырех часов мало:) Эстетическое удовольствие испытываешь необычайное;
- спектакль и похож на Улисса и После занавеса, и в то же время сильно от них отличается;
В спектакле абсолютно раскрыты основные темы первоисточника, а именно, показано, что "Дар"
- является одновременно и исследованием творческого процесса, и его продуктом, причем исследование и продукт, "метатекст" и текст многократно проецируются друг на друга, создавая бесконечную перспективу зеркальных отражений;
- можно рассматривать как воспоминание о рае, поиски рая - с идеальной матерью, идеальным отцом, идеальной возлюбленной, и обретение его в конце концов - через творчество... Обретение рая - сверхзадача, обладающая экзистенциальным и эстетическим значением одновременно;
- имеет три основных темы: писательский дар, судьба, работа судьбы и трагедия раздвоения (в мечте герой соединяется с дорогим и любимым, наяву - с постылым и чужим и т. д.)
Перечитал сейчас и понял, что отзыв получился сумбурным и невнятным, а, как известно, только тот, кто ясно мыслит, ясно излагает:) За совет спасибо, воспользуюсь (в отношении Дара), что касается ЕМ и Триптиха, - боюсь, тут мне будет сложнее исправить свое первое впечатление.
#дар
Re: Египетская марка как образец театрализованного продукта
"Конвертируемость" спектаклей определяется географией гастрольных поездок.
Больше не знаю, что пояснять. Вроде и так понятно.
Что же, я очень рад за вас и завидую. Давно у меня не было такого потрясения, какое вы испытали после Египетской марки. В Мастерской так было только на Трех сестрах...
#египетскаямарка #трисестры
Re: нет шансов
Мне кажется, что вы ошибаетесь
и в том, что для альтернативного высказывания выбираете заносчивую форму (... если б я собиралась что-либо кому-то доказывать:))
и в том, что полагаете наличие "шанса" у зрителя.
Проблема превращения театров в развлекательные центры сегодня - самая актуальная. Еще совсем недавно можно было увидеть шикарные спектакли как минимум в пятнадцати театрах, сегодня же круг сузился втрое. То, что происходит в Гоголь - центре, тоже не так однозначно, чтобы посылать туда походя незнакомых людей.
Конечно, у зрителя есть шанс переквалифицироваться в слушателя и и читателя и переждать смутное время в филармонических концертных залах или дома за книжкой, выбираясь в театр не два раза в неделю, а раз в месяц и очень выборочно. К сожалению.
#гогольцентр
Египетская марка как образец театрализованного продукта
Подробный отзыв на Египетскую марку я написал еще 19 мая. Это даже не спектакль, а литературно-музыкальный вечер, театрализованный продукт, изготовленный по привычным лекалам, но с пренебрежением к конкретным особенностям поэтики повести. Египетская марка - произведение сложное, приводящее в ступор даже филологов, а в Мастерской подошли к его инсценировке легко, пританцовывая, и в результате получился продукт, изящный и аппетитный, способный привлечь посетителей ресторанов, клубов и кофеен.
Из последних спектаклей Мастерской только Дар может называться спектаклем, то есть действительно является произведением сценического искусства. Египетская марка же стоит первой в ряду выпущенных в последние два года "продуктов", характеризующих Мастерскую не как выдающийся Театр, а как развлекательно-досуговый центр, сервисное предприятие.
Конечно, нет шансов, что в Мастерскую может придти ставить Туминас, что можно вернуть Поповски и Карбаускиса. И нет шансов, что придет режиссер другой крови. А жаль.
#египетскаямарка #дар
Re: Поздравление с Новым годом
"Опустить"? - ну что вы, нет такого слова в моем лексиконе.
А любимый- это правда. Потому поздравление вышло тревожное, что любимый. А за постороннего, нелюбимого - разве станешь беспокоиться?
Поздравление с Новым годом
Дорогие актеры, режиссеры, художники, сотрудники постановочной части, все те, кто сохраняет и создает спектакли Мастерской Петра Фоменко!
Поздравляю вас с наступающим Новым годом, желаю здоровья и новых творческих успехов, а главное - желаю, чтобы и к вам в театр, и к вам на форум пришел требовательный зритель. Который не расхолаживал бы вас разговорами о том, что нужно верить в чудеса, что вы самые великие, талантливые, что без вас солнце померкло бы и земля остановилась. А тот, который напомнил бы вам, что со времен Русского человека (или во времени смерти Петра Наумовича) вы не создали ни одного спектакля, который мог бы стать "конвертируемой валютой" и был "пригоден к употреблению" еще где-нибудь, кроме родных стен МПФ. Ни одного спектакля, в котором вы не повторились бы, ни одного, которым можно было бы всерьез заинтересовать кого-либо еще, кроме какого-то количества ревностных поклонников да еще тех, праздных, которые уверены, что в вашем театре они приобщаются... и проч.
Ваши возможности очень велики. Так не бойтесь! Приглашайте новых режиссеров! Делайте не на словах, а на деле "пробы" и "ошибки", потому что никакими "пробами" и не пахнет в последних ваших спектаклях, это все те же, и все то же, в десятый раз найденное и эксплуатируемое.
Удачи вам, смелости, авантюризма, высоких идей, бесшабашности! Иначе состаритесь до времени, и -кому вы тогда будете нужны, с вашим замшелым, доморощенным аристократизмом?
Смелее! и у вас все получится. Счастья, здоровья, и еще раз - требовательных зрителей вам!
#новыйгод #сновымгодом #пробыиошибки #русскийчеловекнаrendezvous
Спасибо за ответ и хорошую новость
Если театр будет самостоятельно продавать электронные билеты через сайт, мы сэкономим десять процентов комиссионных, которые теперь приходится платить компании Тикетлэнд (или приезжать специально за билетами в кассу театра, а это, увы, путь неблизкий). Спасибо за исчерпывающий ответ на мои вопросы, извините за настойчивость.
Re: Электронный билет? Вопрос к администрации
Спасибо за ответ.
Для того, чтобы увидеть, что обе руки у контролера-билетера свободные, не требуется особой наблюдательности, но на добром слове спасибо. Вы меня заинтриговали: это что же за "самая полная информация о каждом зрителе, совершившем покупку", которую, по вашим словам, содержит отчет? На распечатанном бланке электронного билета указывается фамилия, имя и отчество покупателя, но не зрителя, потому что я, купивший билет, могу его подарить - и тогда у зрителя и покупателя личные данные будут разными. Вы будете сличать ФИО в билете с паспортом? Потом, в случае копирования электронных билетов (все бывает) - как указано компанией Тикетлэнд, доступ на мероприятие будет открыт только по тому билету, который был предъявлен первым. Это возможно при сканировании, как же будете поступать вы при наличии двойных билетов? Театр Вахтангова в этом случае поступает так: билетер на входе сканирует штрих-код со всех билетов, вне зависимости от места их приобретения. Может быть, это разумно? Как вы думаете?
Электронный билет? Вопрос к администрации
Здравствуйте.
На сайте ticketland теперь есть возможность приобретать электронный билет, в том числе и на спектакли Мастерской, оплачивая его банковской картой и распечатывая на принтере. В то же время я сегодня на входе в театр не увидел в руках билетного контролера сканера для считывания штрих-кода электронного билета. Не могли бы вы пояснить, возможен ли проход в театр по электронному билету ticketland и как это происходит?
О спектакле "Египетская марка" (15 мая) подробно
Вспомнилось, что когда-то Олег Ефремов в Художественном театре говорил: главное в спектакле не "как", а "что". После предпремьерного показа спектакля "Египетская марка" в Мастерской Фоменко у нас сложилось впечатление, что хотели поставить "что", а получилось "как".
"Египетская марка" - это очень красивый, стильный, изящный, эстетически безупречный спектакль, который можно было бы считать образцом стиля Мастерской, если бы не пафосно прозвучавший в спектакле, чуть ли не программным манифестом, призыв (Мандельштама - тогдашнему Художественному Театру) к сохранению в спектаклях авторского слова и предостережение против слишком вольной интерпретации авторского замысла.
Призыв этот нам кажется сегодня особенно актуальным на фоне последней громкой премьеры Художественного Театра уже наших дней, но справедливости ради не следует ли в таком случае так же отнестись и к "Египетской марке" Мастерской Фоменко, и посмотреть, насколько она, "Марка", соответствует первоисточнику, слову и замыслу ее автора? Ставя перед собой такую задачу, мы ни в какой мере не стремимся умалить несомненных заслуг создателей спектакля, которым мы очень благодарны за прекрасно проведенный "вечер с Мандельштамом", но так уж получилось, что после предпремьерного показа у нас появились вопросы, которые нам хотелось бы задать в первую очередь инсценировщикам повести.
Фамилию главного героя, Парнок, в спектакле произносят почему-то с ударением на первом слоге: ПАрнок. Фонетические уподобления типа "...парабола соединяла Парнока с парадными..." не кажутся нам убедительными. Гораздо важнее то, что автор "Египетской марки" был близко знаком и с поэтом Валентином Яковлевичем ПарнОк, и с поэтессой Софией Яковлевной ПарнОк (замечательные стихотворения которой снова стали издаваться, а Елена Фролова, талант и умница, поет романсы на стихи Софьи Парнок), и что как Валентин, так и София могли быть прототипами главного героя повести. Более того, нам кажется, что при инсценировке создателями спектакля эта возможность была учтена (очень уж похож Федор Малышев в костюме и гриме на фотографию Валентина Парнока, опубликованную в книге "Египетская марка. Пояснения для читателя /сост. О.Лекманов и др. М. ОГИ, 2012). Так что менять ударение в произношении фамилии главного героя - мера экстраординарная, и серьезных причин для ее применения мы не увидели. Нет, в самом деле - представьте, что кто-то поставил Войну и мир и представил нам героя: князь БОлконский. Что мы ответим?
Температуру тридцать семь и три Мандельштам замерил не у Парнока, а у эпохи! Той самой больной эпохи, в которой "и страшно жить, и хорошо", "не было ни на кого управы, а сильные издевались над слабыми", и в которой "революция подобна тяжелой инфекционной болезни". Софья Парнок об этом времени напишет так:
На полпути нам путь пресек
Жестокий век. Но мы не ропщем,-
Пусть так! А все-таки, а в общем
Прекрасен этот страшный век!
И пусть ему не до стихов,
И пусть не до имен и отчеств,
И не до отдельных одиночеств,
Он месит месиво веков!
"Тридцать лет прошли как медленный пожар", у Парнока "макушка облысела в концертах Скрябина",- ничего этого тоже нет в спектакле! Отсутствует и одна из ключевых сцен повести - у парикмахера, когда Парноку льют "прямо на макушку холодную жижу"...Не забудем, что литьем воды на обритую макушку пытались лечить умалишенных (ср. у Гоголя в "Записках сумасшедшего")...
Ну и т.д. Каждому зрителю, поверхностно знакомому с историей русской литературы, нетрудно будет увидеть и эти и другие, подобные несоответствия (перечислять все замеченные мы не стали. Важно было обозначить проблему). Нетрудно - и ощущение неловкости и грусти может появиться у такого зрителя,- за спектакль, ставший очередным образцом "картинности", "красовитости", за досадную склонность авторов спектакля к стилизации.
Вместо послесловия - две цитаты:
Мандельштам писал о театре Комиссаржевской: "Сам театрик Комиссаржевской был окружен атмосферой исключительной сектантской приверженности...
Здесь дышали ложным и невозможным кислородом театрального чуда.
Петрушка прижимает к небу медную створку, чтоб изменить голос. Лучше Петрушка, чем Кармен и Аида, чем свиное рыло декламации".
Да, лучше Петрушка, чем "свиное рыло декламации", повторим и мы.
И еще одна цитата - из статьи Софьи Парнок "В поисках пути искусства":
"Нам хотелось бы, чтобы значение деятельности... не сводилось бы к роли религиозной секты, возводящей то или иное теологическое пристрастие в основу своего вероучения. Ищущий религиозной истины идет мимо сект к великим основателям религий, принесшим миру откровения. И искатель, алчущий эстетической мудрости, отвергнув кривые "направлений", должен устремлять свой шаг к неомраченному источнику эстетического опыта, к тем бесценным образцам теоретического прозрения, которые оставлены нам великими художниками... Эстетическое начало, подобно религиозному, заложено в психике человека... Не нашими словами, а из "пламя и света" рожденными произносились догадки и размышления великой эстетической мудрости...
Было бы чудом, если б строки эти "избавили от лукавого" хотя бы один молодой талант".
Re: После Спектакля СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ в Нью-Йорке
Спасибо, Миша Мазель.
Таких отзывов этот форум давно не слышал.
СТИ. Александр Обласов
Наверное, мой вопрос может показаться неуместным на форуме Мастерской,
но Студия театрального искусства выросла из того же корня, что и МПФ,
а на сайте СТИ нет форума и спросить не с кого.
Может быть, кто-то знает,
куда пропал актер СТИ Александр Обласов и почему его имя и его роли стерты с сайта СТИ, как будто и не было никогда ни ролей, ни исполнителя,
А артист очень хороший, очень добросовестный, образы создавал запоминающиеся, с "биографией".
Поделитесь, если кто в курсе дела. Спасибо.
Составы? Вопрос администраторам
Здравствуйте! Вы перестали публиковать составы спектаклей на сайте? Это очень плохо, в особенности для тех, кто идет смотреть спектакль повторно. Нельзя ли вернуть составы на место?
Памяти Фомы. МАРИНА ДАВЫДОВА о театре и культе Петра Фоменко
Памяти Фомы
Петр Фоменко в последние годы жизни перестал быть для нас просто режиссером. Он стал объектом поклонения. Всех остальных театральных деятелей можно любить. А можно и не любить. Фоменко нельзя было не любить. Его имя воспринималось почти как синоним слова ?театр?. Не любишь Фоменко, ну, значит, и театр не любишь ? о чем с тобой вообще говорить-то?
У Фоменко и впрямь много заслуг. Кажется, ему одному из всех выдающихся российских режиссеров нашего времени удалось создать свою жизнеспособную школу (кто знает имена учеников Додина или Гинкаса? Имена фоменковских учеников ? Сергея Женовача или Миндаугаса Карбаускиса ? знают все, кто вообще ходит в театр). Только он фактически оставил в театре преемника (Евгений Каменькович). Именно он сумел сформировать стиль, который, будучи индивидуальным, стал одновременно надличным. Таким, какой можно взять напрокат, не впав при этом в эпигонство. Заглянув в афишу ?Мастерской?, вы обнаружите, что ее спектакли поставлены не только самим Мастером, но и множеством самых разных людей, включая мало кому известного Юрия Буторина. И во всех них будет ощущаться стиль Фоменко. Так на полотнах старых мастеров пишут порой: ?школа Беллини?, ?школа Рубенса?.
Но все эти очевидные достижения вряд ли можно назвать истинной причиной всеобщего и безоговорочного почитания Фоменко. В конце концов, к именам Анатолия Васильева или Льва Додина тоже можно безо всякой натяжки добавлять слово ?великий?, а любимовская ?Таганка? или захаровский ?Ленком? ? театры ничуть не менее легендарные, чем ?Мастерская?, которую, к слову, режиссер создал поздно ? аж в 60 с лишним лет. Однако ж театральное сознание сотворило кумира именно из Фомы: так по-домашнему, как старого доброго знакомого, в театральной среде тоже называют только его.
В этой особой, граничащей почти что с идолопоклонством любви отразилась, как мне кажется, любовь русского интеллигентного зрителя к старой, дореволюционной культуре. Присущее героям Фоменко благородство осанки, интонаций, жестов неизменно отсылало к стати, породе и интонациям людей совсем другого времени, которое явно было режиссеру куда милее нашей с вами современности. Посмотрите на лицо его любимого артиста Алексея Эйбоженко ? это ведь человек давно ушедшей эпохи.
Фоменко беззастенчиво и самозабвенно жил не в настоящем, а в прошлом. Он фантастически потрафил этим традиционалистской части нашей театральной аудитории да и всего театрального истеблишмента, органически чуждающейся всего нового и твердо уверенной, что в настоящем ничего хорошего ? как ни ищи ? не сыщешь.
Но его традиционализм при этом всегда был немного ироничен. Ибо с самого начала Петр Фоменко обнажал театральную природу происходящего на сцене.
Ведь кроме любви к старой дворянской культуре стиль его отмечен еще и любовью к старому доброму наивному театру. И ?психологизм? его особого рода. Он не с ?системой Станиславского? существовал в диалоге, а скорее с традицией домхатовского, актерского бенефисного театра, того, о котором мы читаем у Островского (?Таланты и поклонники?, ?Без вины виноватые?) и даже у Чехова (?Чайка?), в котором властвуют премьеры и премьерши, а гример приклеивает артисту гуммозный нос и надевает на него парик.
Персонажи фоменковских спектаклей были не только людьми давно ушедшей эпохи, они были еще типажами ? комическими старухами, героями-любовниками, инженю. Он очень тонко чувствовал грань, за которой разговор о былой и дорогой его сердцу эпохе должен превратиться в разговор о театре. Не будь этой спасительной ироничной дистанции, театр Фомы, в котором порхали сильфидами обворожительные сестры Кутеповы, а благородные офицеры с достоинством носили свои мундиры, того и гляди мог скатиться в сентиментальность и старомодность. Но Фоменко умудрился саму старомодность сделать объектом тончайшей театральной рефлексии.
Все его спектакли, в сущности, о том, что только играя, переодеваясь, изменяя обличья, можно на время забыть о других, воистину опасных миражах вроде власти, земной славы, пугающего осознания важности своей культурной миссии. Только лицедействуя, можно жить в старом времени и при этом не превратиться в ископаемо-хвостатого консерватора.
Только лицедействуя, можно жить в старом времени и при этом не превратиться в ископаемо-хвостатого консерватора.
В лучшем спектакле гитисовской поры ?Волки и овцы?, который мы студентами бегали смотреть уж и не вспомню сколько раз подряд, он выпарил из Островского весь социальный пафос и превратил сюжет в оммаж старому бенефисному театру. Эту операцию он проделал потом много раз и с самыми разными авторами ? от Льва Толстого (?Война и мир?) до Жана Жироду (?Безумная из Шайо?). Никакого совмещения эстетики с этикой, не говоря уж о каком бы то ни было морализаторстве, в этих спектаклях не было вовсе. Скорее наоборот ? Фома не задавал нам нравственные ориентиры, а словно бы доказывал, как важно порой быть несерьезным. Как полезно даже на то, что любишь и что боготворишь, посмотреть отстраненно. И в жутковатой ?Смерти Тарелкина? питерского периода, и в эфирном ?Семейном счастье? времен московской ?Мастерской? он поклонялся одному лишь кумиру ? театру. В нем лишь видел спасение и отраду. В каждом homo sapiens пытался отыскать homo ludens.
Он был непростым человеком ? едким, а порой и саркастичным, но в сознании большей части театральной аудитории представал эдаким добрым рождественским дедушкой. В его последних опусах (особенно в пушкинском ?Триптихе?) разверзались подлинные бездны отчаяния, страшной тенью нависала мысль о тщете всего сущего, но для большей части зрителей его творчество стало примером вечного театрального праздника и неистребимого жизнелюбия.
Массовое сознание отсекает ненужные обертоны, оно хочет ясности и простоты. Оно жаждет кумира. И Фома с его разделяемой огромной частью населения тоской по прошлому больше других на роль кумира подходил.
Что можем мы сделать сейчас, когда он ушел от нас? Только одно ? не сотворить из него кумира! Не поддаться этому искушению. Запомнить его настоящим, сложным, ироничным, полным противоречий, всегда помнящим о спасительной театральной дистанции и твердо знающим, что дорога на небеса начинается там, где кончается зеркало сцены. Примерно в районе колосников.
Король умер. Да здравствует король!
Смерть неизбежна.
80 лет для ухода - хороший возраст. Каждый здравомыслящий мужчина удовлетворился бы этой цифрой.
Смерть скоропостижная, без долгих, изнуряющих больного и близких тяжких мучений - благо.
Болезнь перед смертью, подготавливающая близких к возможности ухода - тоже благо.
Главная цель воспитателя, родителя - сделать так, чтобы в конце концов наши дети сумели обходиться без нас. У осиротевших фоменок появился шанс,наверное, единственный в истории, шанс сохранить театр живым после ухода Учителя. Удачи вам, фоменки!