RuEn

Форум

#елизаветабойко

Пугачёв

6 июля, 17:42, Xrom

В рамках проходящего в нашем городе XIV Международного Платоновского фестиваля искусств московский театр «Мастерская Петра Фоменко» представил спектакль по поэме Сергея Есенина «Пугачёв» в постановке актера театра Фёдора Малышева. Спектакль был показан на сцене театра оперы и балета 15 и 16 июня.

Несценичных текстов не существует

К этому, написанному для сцены, но не совсем сценичному в привычном смысле слова тексту театры обращаются не часто. И, конечно же, возникает сравнение со спектаклем Таганки, поставленным Юрием Любимовым с Владимиром Высоцким в роли беглого каторжника Хлопуши. И, конечно же, это было первое, о чем спросили режиссера на пресс-подходе после окончания спектакля. Федор Малышев ответил, что, во-первых, несценичных текстов не существует, а во-вторых, он не только не «отстраивается», не соревнуется с легендарным спектаклем, а напротив, используя все его достижения, продолжает работать в этом направлении. И надо признать, что во многом ему это удается.

В поэме, написанной в 1921 году, речь идет о крестьянской войне 1773–1775 годов под предводительством Емельяна Пугачева, объявившего себя императором Петром III. События в ней предельно сконцентрированы: бегство калмыков от притеснений местных управленцев, стихийный бунт на Яике, как в то время назывался Урал, и убийство царицыных (действие происходит в правление Екатерины II) людей, жесткая реакция на это властей, обретение лидера в лице Пугачева, победное шествие его войска, сокрушительное поражение, выдача Пугачева властям.

В нашей культурной памяти образ Пугачева неразрывно связан с историей Петруши Гринева и капитанской дочки Маши Мироновой. И зачином спектакля послужит сказ об Орле и Вороне из упомянутой пушкинской повести в изложении Калики (Владимир Топцов), который на протяжении спектакля с древним, возможно, аутентичным музыкальным инструментом в руках будет комментировать происходящее, как бы заглядывая в будущее, зная начало и конец этой истории. А Скоморох (Владислав Ташбулатов), напротив, будет мгновенно реагировать на происходящее здесь и сейчас – то вдруг вскрикнет птицей, и этот пронзительный горловой звук накалит, сгустит атмо­сферу сцены, то выдаст «небылицы в лицах, небывальщины», как в шутливо-сказочной форме скоморохи изображали «жизнь навыворот». В постановке используется стилизация, сочиненная Высоцким для спектакля Любимова. И эта своего рода цитата прямо указывает на связь двух постановок.

Аплодисменты всей постановочной группе

Мы увидели сложносочиненный и виртуозно, если говорить об актерской технике, исполненный спектакль. Аплодисменты всей постановочной группе – сценография (художник-постановщик Евгения Шутина), музыкальная и пластическая наполненность (музыкальное оформление и сопровождение – Рафкат Бадретдинов, хормейстер Елена Амирбекян, хореограф Виталий Довгалюк), невероятно выразительная световая партитура (художник по свету Степан Синицын) в своей органической соразмерности придали этому масштабному действу эпический размах.

Огромная, чуть не под колосники, конструкция легко трансформируется, переорганизовывая пространство – от непреодолимой стены на авансцене в начале спектакля до клетки, ставшей последним обиталищем Пугачева, откуда в финале вырвется луч света, скользнет по лицам зрителей, и все погрузится во тьму, история завершится.

Слаженность актерского ансамбля восхищает

Само действие очень динамично, картины сменяются мгновенно, мизансцены простроены так, что занимают все пространство сцены, что как бы масштабирует происходящее, придает ему особый размах и соответствует ритму есенинского стиха. Постоянная смена ритмов – еще одно достоинство спектакля: тотемный танец, ритуальный, воинственный, хороводные игры с Козой, побасенки про Стеньку Разина, персонажи в харях, – все это вовлекает нас в круговерть жизни на российских просторах. Атмосферу бескрайности степей сменяет ожесточенность ближнего боя – актеры легко взлетают на верхние ярусы сценической конструкции, так же легко вновь оказываются на сцене и уже перемещают декорационные элементы, организовывая новое место действия. При этом режиссеру удается избежать грубой иллюстративности. В одной из сцен Пугачев (Владимир Свирский) на большой скорости выполняет движение, сходное с вращением. И все это опирается на поэтическое слово. И ни разу никто не сбился, не запнулся, не выпал из общего ряда. Высокий профессиональный уровень и слаженность актерского ансамбля вызывают восхищение. Единственным недостатком, на мой взгляд, было неполное актерское погружение в проживание внутренней жизни персонажа. Однако не убеждена, что это можно отнести к качеству спектакля в целом, допускаю, что это было свойственно конкретному (первому) показу на незнакомой площадке.

Музыкальная и звуковая партитура тоже ритмизует и собирает спектакль в единое целое. Звучащая а`капелла, на несколько мужских голосов старая каторжанская песня «Куда летишь, кукушечка» резко оборвется на третьем куплете. Ее почти речитативом допоет-договорит Калика, заметно приглушив лирический пафос, придав ее содержанию документальность факта. Звучат в спектакле и женские голоса. Плакальщиц, кроме актрис Александры Кесельман и Елизаветы Бойко, исполняют студентки мастерской Евгения Каменьковича (художественного руководителя театра) в ГИТИСе.

Пустых сцен просто нет

В спектакль введен и несет существенную смысловую нагрузку персонаж покойного императора, в программке обозначенного как Петр III, слух (Томас Моцкус). Парик, несколько размытые гримом черты лица, колокольчик в руке и характерный смешок. В свой малиново-пурпурный в цвет царской власти камзол он облачит Пугачева, решившего объявить себя «чудесно спасенным» императором, а когда тот будет разбит, заберет царские одежды обратно, осторожно обнюхав камзол и брезгливо поморщившись при этом – на трон посягнул, самозванец? Или в момент, когда мы узнаем, что отряды Пугачева терпят поражение, появится на заднем плане, проведя за собой убиенных, ставших первыми жертвами бунтовщиков, как бы намекая на возмездие за преступно пролитую кровь – ведь «целовали крест», «клялись», присягая Екатерине.

Пустых сцен в спектакле просто нет. Вот появляется Хлопуша (Тагир Рахимов), звучит знаменитое «Я хочу видеть этого человека» (актер, отдадим ему должное, читает монолог по-своему, никого не копируя), и рассыпанные по сцене казаки в своей массе как бы противостоят ему. Но по мере повествования его рассказ увлекает их и Хлопуша уже на первом плане, он лидер мнения, а они, пластически перегруппировавшись, устремляются за ним…

Бывают спектакли, вызывающие огромный эмоциональный отклик, который быстро переживается и не то чтобы забывается, но его острота затухает вместе с аплодисментами. А от таких спектаклей, как Пугачев, остается долгое послевкусие – о нем продолжаешь размышлять, прокручиваешь в памяти какие-то сцены, порой даже приходишь к неожиданным выводам.

Надежда Роготовская
#пугачёв #фёдормалышев #владимирсвирский #тагиррахимов #владимиртопцов #владиславташбулатов #евгенияшутина #рафкатбадретдинов #еленаамирбекян #виталийдовгалюк #степансиницын #александракесельман #елизаветабойко #евгенийкаменькович #платоновскийфестиваль

Светлые души - отлично, только за писателей обидно ))

30 января, 05:06, ДСС

Посмотрели совсем свежий спектакль «Светлые души, или О том, как написать рассказ».
Главное впечатление: смотреть новый спектакль фоменок безусловно стоит!
Но, обо всем по порядку.
На мой взгляд, главная неудача – режиссерская трактовка роли Лектора/Писателя. Актер Александр Моровов играет этакого легкомысленного паяца. Или даже того хуже: интеллигент, который паясничает - раньше в Советском союзе это был такой стандартный типаж для изображения бестолкового интеллигента.
Мол, вы же понимаете, сочинительство – это такая (хи-хи) легкомысленная тема. Хотя, тема творчества писателя вполне себе серьезная. Если вспомнить Василия Шукшина, так и вообще трагическая тема. А поскольку спектакль по рассказам Шукшина, то и Лектор, и Писатель (герой инсценировки рассказа «Воскресная тоска»), вполне естественно, воспринимаются как альтер эго Шукшина.
Собственно, об этом (пресловутые муки творчества) прямым текстом говорит и сам герой рассказа «Воскресная тоска»: «Меня охватывает тупое странное ликование (как мне знакомо это предательское ликование). Я пишу. Время летит незаметно. Пишу! Может, завтра буду горько плакать над этими строками, обнаружив их постыдную беспомощность, но сегодня я счастлив не меньше Сереги».
В общем, глядя на Лектора/Писателя – не то, что Станиславский, но даже трехлетний ребенок не поверит, что этот человек знает, как написать рассказ. Более того, этому персонажу вообще все равно – как сочинять рассказ, о чем сочинять и зачем сочинять.
Наверно, можно было попробовать играть с оглядкой на экранные образы, созданные самим Шукшиным. Ну, или на худой конец попробовать сыграть Евгения Цыганова, который играет Шукшина. (Шутка, конечно, но Цыганов удивительным образом выглядит абсолютно достоверно в любой своей роли, играет как дышит).
Повторюсь, что образ Лектора/Писателя – это неудача именно режиссерской трактовки, потому что дальше в инсценировке рассказа «Светлые души» Александр Моровов (Михайло) играет прекрасно.
Вторая инсценировка «Кукушкины слезки» оставляет странное ощущение неловкости. (Каюсь, я в этом момент с тоской подумал о том, что в антракте скорее всего уйду).
Вот смотришь на актеров, они говорят такими специальными нарочитыми голосами, стараются, изображают героев Шукшина. А ты смотришь на колесо телеги, которое крутится, крутится (отличная, кстати, придумка художника-постановщика Юлианы Лайковой!) и с неловкостью ждешь, когда же это закончится.
Но! Дальше рассказ «Беспалый» и полный восторг! Все прекрасно. И тонкий подтекст имени Фрейда «игры в доктора», и точное попадание актеров в характеры. А когда начинается сцена деревенского застолья в зале уже абсолютное счастье. И отдельная, специальная награда для зрителей – это персонажи Галины Кашковской и Михаила Крылова. У обоих всего по одной реплике, но глаз невозможно оторвать.
Рассказ «Внутренне содержание» - и опять абсолютно точное попадание, опять отличная игра с тонкими актерскими интонациями. Вениамин Краснянский, Денис Аврамов, Елизавета Бойко, Александра Кесельман – все прекрасны!
Рассказ «Версия» еще одна бесспорная удача. Михаил Крылов и Галина Кашковская играют блестяще и с наслаждением. И это наслаждение передается зрителям. Реальный пример. Настолько была живая игра актеров, что, когда герой Михаила Крылова восклицает: - А вот, кто поедет со мной в город? - одна девушка с нашего ряда громко и с чувством выкрикнула: - Я, я поеду! Только меня никто не зовет!
Мы сначала решили было, что это «подсадная», тем более что девушка встала и решительно направилась к сцене. Но, тут же возник молчаливый охранник, который ловко ее притормозил. А Михаил Крылов не менее ловко выкрутился, сымпровизировав: - Нам не девушка, нам мужик нужен в попутчики!
В общем, идите и смотрите! И будет вам счастье. Начиная с «Беспалого» и до самого конца спектакля – точно!
#светлыедуши #александрморовов #михаилкрылов #евгенийцыганов #юлианалайкова #вениаминкраснянский #денисаврамов #елизаветабойко #александракесельман #галинакашковская

Светлые души или о том, как написать рассказ

26 января, 23:37, БВГ

Спектакль премьерный, по рассказам Шукшина. Ожидал многого. Однако начало, скажем прямо, разочаровало. Спектакль получился неровным. Вступление лектора вообще никуда не годилось. Сразу скажу, что его "лекторская" часть спектакля постепенно улучшалась и к концу действия даже толковые мысли стали высказываться, актер (Александр Моровов) заиграл более естественно.
В первом рассказе ("Воскресная тоска") неплохая сцена была с поездкой на телеге. Во втором ("Беспалый") - немного оживляло действие сцена с гостями. Ну опять же, даже в этой сцене немного раздражало некоторое переигрывание (например, с неоднократным падением сидящей с краю дамы). И в некотором "переигрывании" вижу недоработку режиссёра.
Второе действие исправило ситуацию, пожалуй, прежде всего за счёт хорошей игры актеров. В рассказе "Внутреннее содержание" в первую очередь очень хороши были Вениамин Краснянский и Денис Аврамов, игравшие братьев Винокуровых. Впрочем хороши были и девушки Елизавета Бойко и Александра Кесельман. Надо сказать, что этот рассказ был, на мой взгляд, лучшим из пяти, там всё было к месту, без переигрываний.
В следующем рассказе ("Версия") безусловно блистал Михаил Крылов. Одно удовольствие было его наблюдать. Как актер Крылов просто превосходен, а вот про его режиссерскую деятельность я бы так не сказал. Остальные актёры что-то не запомнились.
Ну и последний рассказ ("Светлые души") порадовал. Очень хорош был Александр Моровов, да и Александра Кесельман играла неплохо.

P.S. Немного испортило настроение очередная "игра с залом" Крылова. Вот зачем было приглашать на сцену, да не только приглашать, а и буквально вытаскивать зрителя из первого ряда! Нет, есть вероятность, что это хороший знакомый Крылова (спектакль премьерный, на первом ряду сидело несколько человек явно из театральной среды), но всё равно это покоробило меня.
#светлыедуши #михаилкрылов #александракесельман #александрморовов #вениаминкраснянский #денисаврамов #елизаветабойко

Re: Легкое дыхание

11 января, 15:15, БВГ

Прошу прощения! Это я напутал: память на лица у меня отвратительная, как правило артистов (если это не старый состав) я не узнаю по лицам. Мне нравится игра персонажа, смотрю, кто его играет по программке ну т.д. А в этот раз во-первых, забыл купить бумажную, а программку с сайта прочёл невнимательно. Прежде всего мне понравилась игра Лизы Бойко (первой девушки Героя, писательницы) и почему-то после просмотра программки запомнилось, что всех девушек героя она играет, включая проститутку (не перепроверил когда писал отзыв). Причём был настолько в этом уверен, что вчера пытался в качестве подтверждения привести здесь ссылку на программку :), вот только вчера что-то случилось с сайтом, не удавалось на него войти. В общем виноват.
И получается мне понравились не только игра Титова, Бойко, но и Строковой.
#lёгкоеdыхание #верастрокова #юрийтитов #елизаветабойко

Re: Легкое дыхание

9 января, 13:09, Мария Клочкова

Скорее всего была замена. Бойко уже вводилась вместо Полины Айрапетовой в Легкое дыхание. Видимо, и тут был ввод.
#lёгкоеdыхание #полинаайрапетова #елизаветабойко

Re: Легкое дыхание

9 января, 13:08, Мария Клочкова

Давно никто не писал про Лёгкое дыхание! спасибо вам!

Один из самых лёгких для восприятия и смешных спектаклей. Когда у меня знакомые, которые мало ходят в театр, но хотят сходить и развеяться, спрашивают совета, отправляю их на Лёгкое дыхание. Каждый раз благодарят и радостно спрашивают, а что еще есть такого замечательного и весёлого - дальше уже идем в развитие, и я предлагаю им сходить на "Сон в летнюю ночь", где они заодно радостно узнают Веру Строкову в главной роли. Ну а дальше уже можно и спектакли на подумать/погрустить предлагать)))

Так и сама в компании друзей, приятелей (пока сводишь всех!))) посмотрела спектакль раз 6 точно. Мне нравится его актуальность - тот же Трамп на обложке журнала был что пять лет назад актуален, что сейчас. Сцена в поезде и смерть под парусом - шедевр в принципе. Рассказ про армейское курение - вообще один из самых пронимающих.

Мне, кстати, очень нравится именно больничная канва - и сцену в реанимации обожаю, особенно, когда Аврамов поет песню о Кубе. Ну и когда герой поступает в первый раз, и ему медсестра говорит столько метких фразочек. Самое прекрасное, что каждый просмотр все равно смешно, как в первый раз, спектакль не надоедает, и параллельно наблюдаю реакцию друзей, которые пришли впервые, у них глаза горят и щеки болят от смеха потом, это бесценно.

По исполнителям. Лучшая комбинация, это, конечно, Титов/Аврамов/Яковлев/Строкова/Айрапетова.
Бойко не воспринимаю, но она всё чаще исполняет роль Полины, вот и на роль Веры, значит, ввелась.
#lёгкоеdыхание #сонвлетнююночь #верастрокова #денисаврамов #юрийтитов #павеляковлев #полинаайрапетова #елизаветабойко

Легкое дыхание

7 января, 23:33, БВГ

Начинаю свое мини "турне" по спектаклям, в том числе спектаклям Мастерской. Вынужден последнее время продолжительно отсутствовать в Москве и очень скучаю по родному театру. Ведь уже более 21 года прошло с тех пор, когда Мастерская стала для меня буквально родным домом, открыла для меня много нового. Вот сегодня пришел в старое здание на "Легкое дыхание", спустился в нижнее фойе... и с совершенно неожиданным упоением рассматривал фотографии артистов-основателей. Невольно вспоминались их роли в различных спектаклях. Я так увлёкся, что впервые в жизни забыл купить программку! Ну да ладно, хорошо есть интернет и можно посмотреть составы там. Ну а теперь о спектакле.
Противоречивое впечатление оставил у меня спектакль. С одной стороны - превосходная игра артистов, прежде всего Юрия Титова (главный герой) и Елизаветы Бойко (различные девушки, встречающиеся на его жизненном пути). Причём их достоверная игра "захватывает" с первых же сцен (у меня иногда первые сцены некоторых спектаклей не сильно впечатляют). Много смешных моментов в спектакле (причём в немалой степени в этом заслуга актеров). Но вот ближе к концу спектакль как-то "проседает", действия персонажей становятся какими-то надуманными, фальшивыми я бы сказал. В наибольшей степени у меня это проявилось в сцене в больнице. И это упрёк, конечно, к автору пьесы. Никакая игра актеров не способна вытянуть провалы в сценарии. Одна из заключительных сцен (на необитаемом острове) несколько "спасает" ситуацию, но опять же в основном за счёт блистательной игры Титова и Бойко (её особенно). Меня очень порадовала эта молодая актриса (ведь в Мастерской только с прошлого года, судя по биографии). Когда она (в роли шлюхи) приготавливалась слушать лекцию Героя о вреде курения, я даже не выдержал, зааплодировал (правда поддержал меня только один человек): насколько естественно было показана "тоска по скучнейшему рассказу"!
Вот такой у меня получился "первый блин". Нельзя сказать, что уж совсем "комом" (я в целом получил в основном удовольствие от спектакля), но с маленьким "комочком".
#lёгкоеdыхание #юрийтитов #елизаветабойко

Совершенно невероятное событие

16 марта 2024, 10:56, БВГ

Чудо спектакль!! Давно уже я не получал удовольствие буквально с первых сцен (к сожалению, в большинстве последних спектаклей Мастерской удовольствие начинаю получать где-то с середины представления). Спектакль выдержан в стиле лучших спектаклей Мастерской: упор делается на блистательной игре актеров, а "рука" режиссера проявляется ненавязчиво, как правило усиливая воздействие от игры актеров. Как правило нет этаких "режиссёрских головоломок", которыми, что греха таить, любят пользоваться многие (в том числе и именитые) режиссёры. Это не значит, что работа режиссёра не видна. В постановке сцен, в отдельных эпизодах ощущаешь руку Мастера. Запомнилась превосходно срежиссированная сцена разговора Подколёсина и Агафьи Тихоновны. Ну а из "режиссерских головоломок" - восседание Подколёсина на коне при первой встрече с Агафьей: намёк что это "принц на коне".
Про игру актеров писать невозможно: почти все играли просто превосходно (ну разве Виталию Метлину в роли купца Старикова, да Елизавете Бойко в роли тети Агафьи просто не на чем было себя показать, не характерные роли; однако вот Екатерина Новокрещенова в сравнительно небольшой роли Дуняши сумела себя проявить). Хочу только остановиться на двух моментах.
1) Юрин Буторин даже на фоне превосходной игры остальных артистов выделялся в лучшую, пожалуй. Особенно запомнился его монолог-проклятие в адрес Подколёсина. На нашем представлении зал рукоплескал.
2) Когда увидел, что в роль Яичницы играет не Алексей Колубков (очень люблю этого артиста), а Василий Фирсов, расстроился. Но как выяснилось - зря! Василий Фирсов сыграл превосходно: ну так точно передал характер этого зануды! Даже невозможно стало представить кого-то другого в этой роли. И вот стало интересно: а как играет эту роль Колубков.

Ну и в заключении хочу поблагодарить всех артистов и режиссёра за этот восхитительный спектакль! Дальнейших творческих удач вам!
#СовершенноНевероятноеСобытие #юрийбуторин #василийфирсов #виталийметлин #елизаветабойко #екатеринановокрещенова #алексейколубков

    ×

    Подписаться на рассылку

    Ознакомиться с условиями конфиденцильности

    Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия политики конфиденциальности.