«Мыло» времен Наполеона
Актеры «Мастерской Петра Фоменко» продемонстрировали ценное умение носить исторические костюмы
«Мастерская Петра Фоменко» впервые в России поставила «Испанцев в Дании», одну из пьес «Театра Клары Гасуль» Проспера Мериме. Спектакль предназначается любителям неторопливых костюмных драм. Сторонникам динамичных сюжетов лучше выбрать другой досуг.
1808 год. Наполеон, одержавший победу при Аустерлице, еще владеет половиной Европы. На затерянном в северных широтах острове Фюн томятся испанские офицеры и французский резидент со свитой. Офицеры стремятся в родную Испанию, где в это время разворачивается борьба за независимость, и вступают в сговор с англичанами.
Об этом резиденту (Павел Яковлев) доносит очаровательная соотечественница мадам де Куланж (Мария Большова), прибывшая на остров вместе со своей не менее очаровательной матушкой — мадам де Турвиль (Полина Айрапетова), тоже мастерицей шпионского ремесла. Однако на пути дочки неожиданно возникает пылкий испанский полковник Хуан Диас (Денис Аврамов), а мама столь же неожиданно встречает потерянного сына (Андрей Михалев)
Режиссер Кирилл Пирогов назвал своей спектакль фатальной мешаниной. Звучит увлекательно, но отчасти дезориентирует доверившегося режиссерским определениям зрителя. «Мешанина» действительно имеется — тут и шиллеровская романтика, и горячность испанской комедии плаща и шпаги, и намеки на французский классицизм, и водевиль, и балет. Мелодрама соседствует с детективом, фарс — с трагедией. Исторические персонажи (например, национальный герой Испании маркиз де Романо и постоянно упоминаемый ставленник Наполеона принц Понтекорво) успешно смешиваются с вымышленными.
А вот фатализма, увы, не наблюдается. Никакой рок над героями не довлеет. Всё в их руках. Как от имени Клары Гасуль и завещал Мериме, создавший остроумную пародию на популярное в первой четверти позапрошлого столетия театральное «мыло».
Уважение к литературному источнику, проявившееся в нежелании основательно его укоротить, — достоинство спектакля и одновременно его главный недостаток. Три часа действия, в котором ход и исход событий понятны практически сразу («мыло», сэр!), — нелегкое испытание даже для любителей театральных изысков, а их — отдадим должное постановочной команде и актерам — в спектакле достаточно.
Хороша, например, дощатая декорация, имитирующая в зависимости от обстоятельств дом, двор, кабинет, палубу корабля (художник-постановщик Максим Обрезков). В безукоризненном стиле выдержаны реквизит и аксессуары. Границы между сценой и зрительным залом в старом здании «Мастерской» практически нет, так что столы, кушетки, саквояжи, медальоны и прочие рукотворные предметы быта можно рассмотреть во всех нюансах.
Исторические костюмы (художник — Мария Данилова) подаются с шиком и видимым удовольствием: редкий случай в современном театре. Мундиры, сюртуки, туники а-ля антик, ботфорты и туфельки с лентами актеры носят как вторую кожу, будто ничего другого в их гардеробе не было. Кроме того, все исполнители хорошо двигаются и без проблем соответствуют заданному темпоритму, который режиссер то замедляет до прострации, то убыстряет до вихря.
Разнообразное интонирование пространных бесед и со вкусом подобранное музыкальное сопровождение (Сен-Санс, Равель, Сарасате, Сибелиус) тоже можно записать в актив спектакля. Хотя, повторюсь, при избыточном объеме сценической информации никакие режиссерские и актерские ухищрения не спасают от зевоты
1808 год. Наполеон, одержавший победу при Аустерлице, еще владеет половиной Европы. На затерянном в северных широтах острове Фюн томятся испанские офицеры и французский резидент со свитой. Офицеры стремятся в родную Испанию, где в это время разворачивается борьба за независимость, и вступают в сговор с англичанами.
Об этом резиденту (Павел Яковлев) доносит очаровательная соотечественница мадам де Куланж (Мария Большова), прибывшая на остров вместе со своей не менее очаровательной матушкой — мадам де Турвиль (Полина Айрапетова), тоже мастерицей шпионского ремесла. Однако на пути дочки неожиданно возникает пылкий испанский полковник Хуан Диас (Денис Аврамов), а мама столь же неожиданно встречает потерянного сына (Андрей Михалев)
Режиссер Кирилл Пирогов назвал своей спектакль фатальной мешаниной. Звучит увлекательно, но отчасти дезориентирует доверившегося режиссерским определениям зрителя. «Мешанина» действительно имеется — тут и шиллеровская романтика, и горячность испанской комедии плаща и шпаги, и намеки на французский классицизм, и водевиль, и балет. Мелодрама соседствует с детективом, фарс — с трагедией. Исторические персонажи (например, национальный герой Испании маркиз де Романо и постоянно упоминаемый ставленник Наполеона принц Понтекорво) успешно смешиваются с вымышленными.
А вот фатализма, увы, не наблюдается. Никакой рок над героями не довлеет. Всё в их руках. Как от имени Клары Гасуль и завещал Мериме, создавший остроумную пародию на популярное в первой четверти позапрошлого столетия театральное «мыло».
Уважение к литературному источнику, проявившееся в нежелании основательно его укоротить, — достоинство спектакля и одновременно его главный недостаток. Три часа действия, в котором ход и исход событий понятны практически сразу («мыло», сэр!), — нелегкое испытание даже для любителей театральных изысков, а их — отдадим должное постановочной команде и актерам — в спектакле достаточно.
Хороша, например, дощатая декорация, имитирующая в зависимости от обстоятельств дом, двор, кабинет, палубу корабля (художник-постановщик Максим Обрезков). В безукоризненном стиле выдержаны реквизит и аксессуары. Границы между сценой и зрительным залом в старом здании «Мастерской» практически нет, так что столы, кушетки, саквояжи, медальоны и прочие рукотворные предметы быта можно рассмотреть во всех нюансах.
Исторические костюмы (художник — Мария Данилова) подаются с шиком и видимым удовольствием: редкий случай в современном театре. Мундиры, сюртуки, туники а-ля антик, ботфорты и туфельки с лентами актеры носят как вторую кожу, будто ничего другого в их гардеробе не было. Кроме того, все исполнители хорошо двигаются и без проблем соответствуют заданному темпоритму, который режиссер то замедляет до прострации, то убыстряет до вихря.
Разнообразное интонирование пространных бесед и со вкусом подобранное музыкальное сопровождение (Сен-Санс, Равель, Сарасате, Сибелиус) тоже можно записать в актив спектакля. Хотя, повторюсь, при избыточном объеме сценической информации никакие режиссерские и актерские ухищрения не спасают от зевоты
Светлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017
- «Я — верный пес»Евгения Милова, «Коммерсант-Стиль», 30.12.2017
- Павел Яковлев: «Когда можно коснуться любви
»Ирина Тарабрина, «Musecube.org», 30.12.2017
- Фоменки спели песнь про Север дальнийДарья Андреева, «Страстной бульвар, 10», 12.2017
- Не на скорую рукуСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.11.2017
- Амбарцум Кабанян: «В детстве я был чудесным тормозом»Евгения Шафранек, «MixNews», 16.11.2017
- Галина Тюнина: в реальность телесериалов я не верюНиколай Караев, «Postimees», 26.10.2017
- Дмитрий ЗАХАРОВ: «Чичиков поломанный – и внешне, и внутренне»Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- Осенняя заметка о летнем впечатленииАлексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- Северный реквиемМарина Шимадина, «Театрал», 10.2017
- А мы пойдем на Север…Лариса Каневская, «Мнение», 20.09.2017
- «Проклятый Север» обосновался на КутузовскомСветлана Наборщикова, «Известия», 20.09.2017
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Галина Тюнина: «Шекспир подал нам руку»Надежда Сикорская, «Наша газета», 13.09.2017
- Иван Поповски: «Сумасшествие любви»Надежда Сикорская, «Наша газета», 11.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- Летняя премьера в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Абрамова, «Ревизор.ru», 7.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- «Фоменки»: портрет на фоне «Мастерской»Борис Войцеховский, «Мослента», 26.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- Три золотых аиста на лазоревом поле ФракассаАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Полина Кутепова: «Всегда опаздываю с выводами»Татьяна Власова, «Театрал-online», 15.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- Полина Кутепова: «Играть как дети»Ольга Романцова, «Театральная афиша», 03.2017
- Мастерская Петра Фоменко поставила эксперимент над игрой актеров на сценеАнна Бояринова, «Вечерняя Москва», 27.02.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Кристоф Рок: «Русские гораздо романтичнее французов»Наталья Васильева, «Известия», 23.02.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Испанцы в Дании не дают скучатьАлексей Ширинкин, «Metro», 14.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Кристоф Рок: театр это всегда открытиеНаталья Курова, «РИА Новости», 31.01.2017
- Любовь, только любовьВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- «У нас с русскими разные уши» — и другие открытия французского режиссера в Мастерской Петра ФоменкоЯна Жиляева, «ForbesLife», 30.01.2017
- «Мыло» времен НаполеонаСветлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017