Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»
Недавняя премьера театра «Мастерская Петра Фоменко» спектакль «Амфитрион» по пьесе Мольера. Его можно с полным правом назвать «спектаклем с французским акцентом». Во-первых, сам первоисточник, а во-вторых, режиссер-постановщик француз Кристоф Рок. К тому же время от времени на сцене звучит французская речь.
По сюжету верховный бог Юпитер воспылал страстью к земной женщине Алкмене, жене полководца Амфитриона. Подобное с всемогущим Юпитером не раз случалось. Чтобы овладеть предметом своей страсти он принимал то облик быка, то змея…Знаменательно, что всякий раз от связи верховного божества с земной женщиной на свете появлялись герои. На сей раз Юпитер явился к Алкмене в образе ее супруга, и она ни о чем не подозревая провела с ним ночь любви. А потом явился настоящий муж и началась сущая неразбериха. На этой коллизии и строится сюжет. Кстати, от связи с Алкмены с Юпитером на свет в положенное время появился Геракл. Написанная в 17 веке комедия великого французского драматурга о взаимоотношениях богов и людей имела отношение к реалиям того времени. В ней Мольер в аллегорической форме повествовал о связи короля Людовика XIV и маркизы де Монтеспан. Адюльтер разворачивался на глазах обманутого мужа, который был вынужден молча сносить измену жены. Как никак, до нее снизошел сам монарх. Но как давно все это было. И казалось бы, «что нам Гекуба, что мы Гекубе». Тем более, что в пьесе нет никаких подтекстов, которые можно было бы соотнести с современностью. Но режиссер вместе с артистами сделали почти невозможное: получился и классический театр, и настоящий зрелищный спектакль, смотреть который одно удовольствие.
Интересная находка – эдакое зазеркалье, в которое попадает зритель с первых же минут (сценограф Орели Тома). Главный сценический элемент – огромное зеркало в глубине сцены, которое и создает это колышущееся пространство. Где же еще должны обитать боги, как в не в некоем зазеркалье? Там и ведут свой диалог богиня Ночь и Меркурий. Не сразу понимаешь, что это вовсе не артисты – Полина Кутепова и Иван Верховых а их отражения. Создается впечатление, что они движутся едва ли не по натянутому канату. Тем более, что оба работают со страховками. Но постепенно сцена приподнимается, и действующие лица словно раздваиваются. Этот эффект отражения будет присутствовать на протяжении всего спектакля, усиливая эффект двойственности, на котором собственно и построен сюжет. Кстати, Полина Кутепова в «Амфитрионе» появляется сразу в двух ролях: сначала она богиня Ночь, а потом служанка Алкмены Клеантида. Ее госпожу Алкмену играет Ксения Кутепова. Присутствие на сцене сестер-близнецов еще больше усиливает эффект двойственности – и в очередной раз тут надо отдать должное режиссеру. Именно сестры Кутеповы стали центром всего спектакля, на фоне которых остальные артисты слегка померкли. Конкуренцию им составляет лишь Карэн Бадалов. Он просто бесподобен в роли находчивого и трусоватого Созия, которому удается смешить зал.
Когда-то сам Мольер, обладавший комическим даром, выходил на сцену в этой роли. Хотя надо признать, всех артистов «фоменок», как их обычно ласково называют, отличает умение сочетать в любой роли естественность и нарочитую театральность. И «Амфитрион» в этом смысле не исключение. Порой кажется, что речь идет вовсе не о своеволии богов, а просто о людях с их характерными слабостями: страстью, ревностью, тщеславием. Вот тут зеркало помогает внести еще один смысл: жизнь богов это отражение жизни земных людей, и наоборот. Тем более, что режиссер всех своих героев одел в современные одежды. Актер Владимир Топцов, играющий Юпитера, в облике Амфитриона необычайно похож на актера Андрея Казакова в роли Амфитриона. К тому же оба расхаживают в современных костюмах, в пиджаках типа френч одного цвета. На Алкмене и ее служанке – платья и туфли из нашего времени.
Лишь Ночь в самом начале спектакля выглядит как истинная богиня, но и ей на глазах у публики помощники меняют парик. Никакой тайны, все на виду. Герои даже время от времени спускаются в зал. Режиссер Кристоф Рок, приступая к этой постановке, признался, что его завораживает исследование вертикали: боги-люди, власть-простой человек. В сюжете о шутке богов (обычно эта пьеса разыгрывалась как комедия об адюльтере) режиссер, по его признанию, попытался поднять разговор о силе судьбы и границах морали для тех, кто оказался «наверху» и обладает неограниченной властью. Наверное, все это есть в спектакле. Но об этом предпочитаешь не задумываться, наслаждаясь зрелищем, игрой света и тени, тем же зазеркальем. А еще прекрасной игрой актеров. Все-таки большая их заслуга в том, чтобы спектакль стал успешным.
И Карэн Бадалов, и сестры Кутеповы в ряду звезд первой величины не только в театре «Мастерская Петра Фоменко», но и в кинематографе. Успешная, состоявшая и в театре и в кино актриса Полина Кутепова уверена, что настоящий артист должен уметь все: « Идеальный актер должен иметь отличный голос, владеть своим телом не хуже, чем артист балета. Должен уметь быть спонтанным. Но главное, я думаю, это умение существовать в игре. Играть как дети, для которых игра – образ жизни. Актер должен быть наивным и в то же время очень умным, но в нужный момент становиться глупым и, как животное, доверяться инстинктам».
По сюжету верховный бог Юпитер воспылал страстью к земной женщине Алкмене, жене полководца Амфитриона. Подобное с всемогущим Юпитером не раз случалось. Чтобы овладеть предметом своей страсти он принимал то облик быка, то змея…Знаменательно, что всякий раз от связи верховного божества с земной женщиной на свете появлялись герои. На сей раз Юпитер явился к Алкмене в образе ее супруга, и она ни о чем не подозревая провела с ним ночь любви. А потом явился настоящий муж и началась сущая неразбериха. На этой коллизии и строится сюжет. Кстати, от связи с Алкмены с Юпитером на свет в положенное время появился Геракл. Написанная в 17 веке комедия великого французского драматурга о взаимоотношениях богов и людей имела отношение к реалиям того времени. В ней Мольер в аллегорической форме повествовал о связи короля Людовика XIV и маркизы де Монтеспан. Адюльтер разворачивался на глазах обманутого мужа, который был вынужден молча сносить измену жены. Как никак, до нее снизошел сам монарх. Но как давно все это было. И казалось бы, «что нам Гекуба, что мы Гекубе». Тем более, что в пьесе нет никаких подтекстов, которые можно было бы соотнести с современностью. Но режиссер вместе с артистами сделали почти невозможное: получился и классический театр, и настоящий зрелищный спектакль, смотреть который одно удовольствие.
Интересная находка – эдакое зазеркалье, в которое попадает зритель с первых же минут (сценограф Орели Тома). Главный сценический элемент – огромное зеркало в глубине сцены, которое и создает это колышущееся пространство. Где же еще должны обитать боги, как в не в некоем зазеркалье? Там и ведут свой диалог богиня Ночь и Меркурий. Не сразу понимаешь, что это вовсе не артисты – Полина Кутепова и Иван Верховых а их отражения. Создается впечатление, что они движутся едва ли не по натянутому канату. Тем более, что оба работают со страховками. Но постепенно сцена приподнимается, и действующие лица словно раздваиваются. Этот эффект отражения будет присутствовать на протяжении всего спектакля, усиливая эффект двойственности, на котором собственно и построен сюжет. Кстати, Полина Кутепова в «Амфитрионе» появляется сразу в двух ролях: сначала она богиня Ночь, а потом служанка Алкмены Клеантида. Ее госпожу Алкмену играет Ксения Кутепова. Присутствие на сцене сестер-близнецов еще больше усиливает эффект двойственности – и в очередной раз тут надо отдать должное режиссеру. Именно сестры Кутеповы стали центром всего спектакля, на фоне которых остальные артисты слегка померкли. Конкуренцию им составляет лишь Карэн Бадалов. Он просто бесподобен в роли находчивого и трусоватого Созия, которому удается смешить зал.
Когда-то сам Мольер, обладавший комическим даром, выходил на сцену в этой роли. Хотя надо признать, всех артистов «фоменок», как их обычно ласково называют, отличает умение сочетать в любой роли естественность и нарочитую театральность. И «Амфитрион» в этом смысле не исключение. Порой кажется, что речь идет вовсе не о своеволии богов, а просто о людях с их характерными слабостями: страстью, ревностью, тщеславием. Вот тут зеркало помогает внести еще один смысл: жизнь богов это отражение жизни земных людей, и наоборот. Тем более, что режиссер всех своих героев одел в современные одежды. Актер Владимир Топцов, играющий Юпитера, в облике Амфитриона необычайно похож на актера Андрея Казакова в роли Амфитриона. К тому же оба расхаживают в современных костюмах, в пиджаках типа френч одного цвета. На Алкмене и ее служанке – платья и туфли из нашего времени.
Лишь Ночь в самом начале спектакля выглядит как истинная богиня, но и ей на глазах у публики помощники меняют парик. Никакой тайны, все на виду. Герои даже время от времени спускаются в зал. Режиссер Кристоф Рок, приступая к этой постановке, признался, что его завораживает исследование вертикали: боги-люди, власть-простой человек. В сюжете о шутке богов (обычно эта пьеса разыгрывалась как комедия об адюльтере) режиссер, по его признанию, попытался поднять разговор о силе судьбы и границах морали для тех, кто оказался «наверху» и обладает неограниченной властью. Наверное, все это есть в спектакле. Но об этом предпочитаешь не задумываться, наслаждаясь зрелищем, игрой света и тени, тем же зазеркальем. А еще прекрасной игрой актеров. Все-таки большая их заслуга в том, чтобы спектакль стал успешным.
И Карэн Бадалов, и сестры Кутеповы в ряду звезд первой величины не только в театре «Мастерская Петра Фоменко», но и в кинематографе. Успешная, состоявшая и в театре и в кино актриса Полина Кутепова уверена, что настоящий артист должен уметь все: « Идеальный актер должен иметь отличный голос, владеть своим телом не хуже, чем артист балета. Должен уметь быть спонтанным. Но главное, я думаю, это умение существовать в игре. Играть как дети, для которых игра – образ жизни. Актер должен быть наивным и в то же время очень умным, но в нужный момент становиться глупым и, как животное, доверяться инстинктам».
Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Я — верный пес»Евгения Милова, «Коммерсант-Стиль», 30.12.2017
- Павел Яковлев: «Когда можно коснуться любви
»Ирина Тарабрина, «Musecube.org», 30.12.2017
- Фоменки спели песнь про Север дальнийДарья Андреева, «Страстной бульвар, 10», 12.2017
- Не на скорую рукуСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.11.2017
- Амбарцум Кабанян: «В детстве я был чудесным тормозом»Евгения Шафранек, «MixNews», 16.11.2017
- Галина Тюнина: в реальность телесериалов я не верюНиколай Караев, «Postimees», 26.10.2017
- Дмитрий ЗАХАРОВ: «Чичиков поломанный – и внешне, и внутренне»Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- Осенняя заметка о летнем впечатленииАлексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- Северный реквиемМарина Шимадина, «Театрал», 10.2017
- А мы пойдем на Север…Лариса Каневская, «Мнение», 20.09.2017
- «Проклятый Север» обосновался на КутузовскомСветлана Наборщикова, «Известия», 20.09.2017
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Галина Тюнина: «Шекспир подал нам руку»Надежда Сикорская, «Наша газета», 13.09.2017
- Иван Поповски: «Сумасшествие любви»Надежда Сикорская, «Наша газета», 11.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- Летняя премьера в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Абрамова, «Ревизор.ru», 7.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- «Фоменки»: портрет на фоне «Мастерской»Борис Войцеховский, «Мослента», 26.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- Три золотых аиста на лазоревом поле ФракассаАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Полина Кутепова: «Всегда опаздываю с выводами»Татьяна Власова, «Театрал-online», 15.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- Полина Кутепова: «Играть как дети»Ольга Романцова, «Театральная афиша», 03.2017
- Мастерская Петра Фоменко поставила эксперимент над игрой актеров на сценеАнна Бояринова, «Вечерняя Москва», 27.02.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Кристоф Рок: «Русские гораздо романтичнее французов»Наталья Васильева, «Известия», 23.02.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Испанцы в Дании не дают скучатьАлексей Ширинкин, «Metro», 14.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Кристоф Рок: театр это всегда открытиеНаталья Курова, «РИА Новости», 31.01.2017
- Любовь, только любовьВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- «У нас с русскими разные уши» — и другие открытия французского режиссера в Мастерской Петра ФоменкоЯна Жиляева, «ForbesLife», 30.01.2017
- «Мыло» времен НаполеонаСветлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017