Северный реквием
«Мастерская Фоменко» выпустила спектакль «Проклятый север» по рассказам Юрия Казакова
Грубые деревянные мостки, маленькие окна избушек, брошенная на берегу рыбацкая сеть, похожая на пену прибоя
Кажется, вот-вот пахнет соленым и свежим морским воздухом. На Старой сцене «Мастерской» выстроен небольшой кусочек архангельской деревушки, но удивительным образом в этой тесноте, во многом благодаря волшебному свету Владислава Фролова, чувствуется простор Русского Севера, который так любил Юрий Казаков.
К рассказам блестящего новеллиста-шестидесятника, сейчас не очень-то читаемого, решили обратиться актеры третьей стажерской группы «Мастерской», выпускники курса Крымова и Каменьковича, Денис Аврамов и Полина Айрапетова. Это театральное сочинение готовили в рамках традиционного формата «Проб и ошибок», которых в театре уже накопилось на солидный репертуар. Работа молодого поколения оказалось весьма удачной. Евгений Каменькович признался, что на первом показе даже не сделал артистам ни одного замечания.
Тем обиднее, что на пути к премьере встала неожиданная преграда – вдова Юрия Казакова не хотела давать разрешения на инсценировку. Но к счастью, правообладателей удалось переубедить, все-таки постановка в одном из первых московских театров – лучшее средство привлечь внимание к наследию незаслуженно забытого писателя. К тому же, в «Мастерской» всегда ценили и чувствовали хорошую прозу, умели передать уникальный авторский голос. Сразу вспоминается «Одна абсолютно счастливая деревня» Петра Наумовича Фоменко, где повесть Бориса Вахтина звучала аутентично и в то же время живо, современно.
«Проклятый север» сделан в той же легкой манере. Прозаический текст от автора передоверен персонажам, что порою дает комический эффект. Попробуйте сказать фразу «взгляд её был полон интимной нежности» от первого лица. Уже смешно. Лирические и тонкие, почти прозрачные, рассказы Казакова в театре «заземляются», приобретают игровую природу и сценическую плоть.
Артисты не пытаются убедить нас, что они и есть те самые Марфы, Матвеи и Егоры – перенесение на сцену деревенской прозы в том ключе, как это делал когда-то Лев Додин в знаменитых «Братьях и сестрах» сегодня вообще вряд ли возможно. Если для первого поколения МДТ проза Федора Абрамова была живительным источником правды, настоящей жизни, то для «фоменок» последнего созыва эта экспедиция в прошлое сродни путешествию в сказочный затонувший Китеж, в реальность которого они едва ли верят, изучая быт поморов по фильмам и роликам на YouTube. Поэтому и архангельский говор, тщательно поставленный педагогами по сценречи, здесь выглядит не естественной характеристикой героев, а яркой колоритной маской.
Кстати, маски актеры меняют виртуозно, исполняя по несколько ролей. Отличные характерные образы получились у Марии Большовой, играющей то некрасивую Соню – угловатую девушку с тонкими губами, красным носом и жалкими косичками, взахлеб читающую Цветаеву и мечтающую о большой и чистой любви (надо видеть, как она вкладывает свою ладонь в руку спящего ухажёра и неловко прижимается к ней щекой), то разбитную официантку-финку, прожженную бабенку, вечно скандалящую с мужем, а то и вовсе глухую полоумную старуху-сторожиху. Ей под стать уморительная хозяйка гостиницы в исполнении Андрея Миххалёва или вдохновенно пьющий и поющий бакенщик (Анатолий Анциферов).
Суровая жизнь поморов, не представимая без водки и крепкого матерного слова, в спектакле показана с мягкой иронией и нежностью. Рыбаки, охотники и паромщики, грубо отесанные северными ветрами, неученые мудрецы и самородки – здесь все они немного шукшинские «чудики», увиденные глазами пришлых, московских или ленинградских интеллигентов, которые в 60-е бежали на Север от суеты городов и диктата идеологии.
Но восторженные книжные мальчики и девочки или эгоистичные, зацикленные на своем таланте и признании художники здесь, среди простых людей и сермяжного быта выглядят еще смешней и нелепей. Северные белые ночи словно проявляют каждого, показывая, кто чего стоит. И в некрасивой сельской учительнице, которой пренебрегают мужики, вдруг обнаруживается внутренняя сила и достоинство. А столичная кокетка в белом пальто и перчатках, умно рассуждающая о музыке и искусстве, терпит крах по всем фронтам.
Впрочем, счастья в любви здесь не достанется никому. И местные, и чужаки – все одиноки и неприкаянны. И только северное сияние раскинется над холодной осенней землей как последнее утешение, как реквием по нашей бестолковой жизни.
Источник: «Театрал»
К рассказам блестящего новеллиста-шестидесятника, сейчас не очень-то читаемого, решили обратиться актеры третьей стажерской группы «Мастерской», выпускники курса Крымова и Каменьковича, Денис Аврамов и Полина Айрапетова. Это театральное сочинение готовили в рамках традиционного формата «Проб и ошибок», которых в театре уже накопилось на солидный репертуар. Работа молодого поколения оказалось весьма удачной. Евгений Каменькович признался, что на первом показе даже не сделал артистам ни одного замечания.
Тем обиднее, что на пути к премьере встала неожиданная преграда – вдова Юрия Казакова не хотела давать разрешения на инсценировку. Но к счастью, правообладателей удалось переубедить, все-таки постановка в одном из первых московских театров – лучшее средство привлечь внимание к наследию незаслуженно забытого писателя. К тому же, в «Мастерской» всегда ценили и чувствовали хорошую прозу, умели передать уникальный авторский голос. Сразу вспоминается «Одна абсолютно счастливая деревня» Петра Наумовича Фоменко, где повесть Бориса Вахтина звучала аутентично и в то же время живо, современно.
«Проклятый север» сделан в той же легкой манере. Прозаический текст от автора передоверен персонажам, что порою дает комический эффект. Попробуйте сказать фразу «взгляд её был полон интимной нежности» от первого лица. Уже смешно. Лирические и тонкие, почти прозрачные, рассказы Казакова в театре «заземляются», приобретают игровую природу и сценическую плоть.
Артисты не пытаются убедить нас, что они и есть те самые Марфы, Матвеи и Егоры – перенесение на сцену деревенской прозы в том ключе, как это делал когда-то Лев Додин в знаменитых «Братьях и сестрах» сегодня вообще вряд ли возможно. Если для первого поколения МДТ проза Федора Абрамова была живительным источником правды, настоящей жизни, то для «фоменок» последнего созыва эта экспедиция в прошлое сродни путешествию в сказочный затонувший Китеж, в реальность которого они едва ли верят, изучая быт поморов по фильмам и роликам на YouTube. Поэтому и архангельский говор, тщательно поставленный педагогами по сценречи, здесь выглядит не естественной характеристикой героев, а яркой колоритной маской.
Кстати, маски актеры меняют виртуозно, исполняя по несколько ролей. Отличные характерные образы получились у Марии Большовой, играющей то некрасивую Соню – угловатую девушку с тонкими губами, красным носом и жалкими косичками, взахлеб читающую Цветаеву и мечтающую о большой и чистой любви (надо видеть, как она вкладывает свою ладонь в руку спящего ухажёра и неловко прижимается к ней щекой), то разбитную официантку-финку, прожженную бабенку, вечно скандалящую с мужем, а то и вовсе глухую полоумную старуху-сторожиху. Ей под стать уморительная хозяйка гостиницы в исполнении Андрея Миххалёва или вдохновенно пьющий и поющий бакенщик (Анатолий Анциферов).
Суровая жизнь поморов, не представимая без водки и крепкого матерного слова, в спектакле показана с мягкой иронией и нежностью. Рыбаки, охотники и паромщики, грубо отесанные северными ветрами, неученые мудрецы и самородки – здесь все они немного шукшинские «чудики», увиденные глазами пришлых, московских или ленинградских интеллигентов, которые в 60-е бежали на Север от суеты городов и диктата идеологии.
Но восторженные книжные мальчики и девочки или эгоистичные, зацикленные на своем таланте и признании художники здесь, среди простых людей и сермяжного быта выглядят еще смешней и нелепей. Северные белые ночи словно проявляют каждого, показывая, кто чего стоит. И в некрасивой сельской учительнице, которой пренебрегают мужики, вдруг обнаруживается внутренняя сила и достоинство. А столичная кокетка в белом пальто и перчатках, умно рассуждающая о музыке и искусстве, терпит крах по всем фронтам.
Впрочем, счастья в любви здесь не достанется никому. И местные, и чужаки – все одиноки и неприкаянны. И только северное сияние раскинется над холодной осенней землей как последнее утешение, как реквием по нашей бестолковой жизни.
Источник: «Театрал»
Марина Шимадина, «Театрал», 10.2017
- «Я — верный пес»Евгения Милова, «Коммерсант-Стиль», 30.12.2017
- Павел Яковлев: «Когда можно коснуться любви
»Ирина Тарабрина, «Musecube.org», 30.12.2017
- Фоменки спели песнь про Север дальнийДарья Андреева, «Страстной бульвар, 10», 12.2017
- Не на скорую рукуСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.11.2017
- Амбарцум Кабанян: «В детстве я был чудесным тормозом»Евгения Шафранек, «MixNews», 16.11.2017
- Галина Тюнина: в реальность телесериалов я не верюНиколай Караев, «Postimees», 26.10.2017
- Дмитрий ЗАХАРОВ: «Чичиков поломанный – и внешне, и внутренне»Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- Осенняя заметка о летнем впечатленииАлексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- Северный реквиемМарина Шимадина, «Театрал», 10.2017
- А мы пойдем на Север…Лариса Каневская, «Мнение», 20.09.2017
- «Проклятый Север» обосновался на КутузовскомСветлана Наборщикова, «Известия», 20.09.2017
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Галина Тюнина: «Шекспир подал нам руку»Надежда Сикорская, «Наша газета», 13.09.2017
- Иван Поповски: «Сумасшествие любви»Надежда Сикорская, «Наша газета», 11.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- Летняя премьера в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Абрамова, «Ревизор.ru», 7.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- «Фоменки»: портрет на фоне «Мастерской»Борис Войцеховский, «Мослента», 26.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- Три золотых аиста на лазоревом поле ФракассаАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Полина Кутепова: «Всегда опаздываю с выводами»Татьяна Власова, «Театрал-online», 15.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- Полина Кутепова: «Играть как дети»Ольга Романцова, «Театральная афиша», 03.2017
- Мастерская Петра Фоменко поставила эксперимент над игрой актеров на сценеАнна Бояринова, «Вечерняя Москва», 27.02.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Кристоф Рок: «Русские гораздо романтичнее французов»Наталья Васильева, «Известия», 23.02.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Испанцы в Дании не дают скучатьАлексей Ширинкин, «Metro», 14.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Кристоф Рок: театр это всегда открытиеНаталья Курова, «РИА Новости», 31.01.2017
- Любовь, только любовьВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- «У нас с русскими разные уши» — и другие открытия французского режиссера в Мастерской Петра ФоменкоЯна Жиляева, «ForbesLife», 30.01.2017
- «Мыло» времен НаполеонаСветлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017