Осенняя заметка о летнем впечатлении
Бывает, что вдруг, трудно сказать почему, снова потянет на когда-то виденный спектакль. Понимаешь, что он идет годы и годы, давно мог выветриться, как чаще всего и бывает. К тому же за окном разгар позднего лета, люди в Москве бродят, как сонные мухи. У актеров вот-вот начнется отпуск. Совсем не тот случай, когда нужно спешить в театр. Испортить себе былую радость, то и дело воскресающую в душе, замутить прежнее впечатление легче легкого. Так стоит ли рисковать? Оказалось – стоит.
Речь идет об одном из последних созданий Петра Фоменко – “Бесприданнице” А. Н. Островского.
Свидетельствую: зал битком, словно конец июля – это самый пик сезона. Спектакль свеж, как на премьере, краски его нисколько не потускнели. Фоменки разных поколений ничуть не берегут себя на сцене, самоотдача, как в лучшие времена, полнейшая. Подмостками всецело владеет пленительно печальный дух старого романса: Фоменко чувствовал его, как никто, и сам изумительно пел романсы (слава Богу, записи сохранились). Публика на “Бесприданнице”, как всегда в этом театре, отзывалась на малейшее движение актерских душ. Словом, у всех тихое театральное счастье.
Лучшее в спектакле, понятно, – Лариса в исполнении Полины Агуреевой. Так, собственно, было и прежде. Кто из видевших эту “Бесприданницу” не помнит сцену, которая на премьере была кульминацией, высшей точкой всей постановки – песню Ларисы. Тогда вспоминались слова Феди Протасова, внимающего цыганской “невечерней”: “тут не свобода, тут воля!”. И на этот раз Полина Агуреева пела так, что в зале наступила та особая, ни с чем не сравнимая тишина, сопутствующая мгновениям, ради которых, может быть, и существует театр.
Стало быть, ничего неожиданного, что расходилось бы с давним впечатлением, в “Бесприданнице” лета 2017 года не было? Пожалуй, не было. Кроме последней сцены.
Может быть, я ошибаюсь, но мне показалось, что Агуреева в финале рассказала совсем иную историю, чем привыкли видеть в пьесе Островского и чем то, что она сама играла в первых спектаклях. Возможно, впрочем, тогда я просто не смог избавиться от засевшей в памяти традиционной трактовки.
На этот раз в предсмертной сцене актриса сыграла другое, чем сотни прежних Ларис, несчастных жертв денежных расчетов. Она сыграла абсолютное, безраздельное счастье. Счастье души, только что пережившей высший миг женской судьбы – ночь любви с давно и без удержу любимым человеком. Хмельное счастье тела, потрясенного слияньем с плотью возлюбленного, священным – вопреки всему на свете – актом любви, даровавшим всей ее жизни, всем ее мукам и унижениям смысл и оправдание. Лариса не слепа, она знает, что там, за Волгой, ей досталась последняя, прощальная ночь, что Паратов ее предал и жизнь ее кончена. Но горечь этого сознания не мешает чувствовать, что высшая цель всей жизни достигнута и что этой ночи никому у нее не отнять. Ее тело, все ее существо обретает вдруг головокружительную свободу. Она сидит босая, раскинув складки свободного платья по ступеням лестницы, и вы чуть ли не физически ощущаете, как, в сущности, она – обманутая, подло брошенная – блаженно счастлива. Лариса твердо знает: лучше, чем теперь, ей больше никогда не будет. Значит, незачем дальше тянуть постылую жизнь. Слова благодарности, которые она посылает убившему ее, – непритворны.
Все благие рассуждения “островсковедов” об участи женщины, обреченной быть предметом купеческого торга (“я – вещь” и так далее) кажутся худосочными перед этим неудержимым потоком женского счастья.
Простой урок старым и молодым коллегам, да и себе самому: нужно, нужно ходить на старые спектакли.
Источник: «Экран и Сцена»
Речь идет об одном из последних созданий Петра Фоменко – “Бесприданнице” А. Н. Островского.
Свидетельствую: зал битком, словно конец июля – это самый пик сезона. Спектакль свеж, как на премьере, краски его нисколько не потускнели. Фоменки разных поколений ничуть не берегут себя на сцене, самоотдача, как в лучшие времена, полнейшая. Подмостками всецело владеет пленительно печальный дух старого романса: Фоменко чувствовал его, как никто, и сам изумительно пел романсы (слава Богу, записи сохранились). Публика на “Бесприданнице”, как всегда в этом театре, отзывалась на малейшее движение актерских душ. Словом, у всех тихое театральное счастье.
Лучшее в спектакле, понятно, – Лариса в исполнении Полины Агуреевой. Так, собственно, было и прежде. Кто из видевших эту “Бесприданницу” не помнит сцену, которая на премьере была кульминацией, высшей точкой всей постановки – песню Ларисы. Тогда вспоминались слова Феди Протасова, внимающего цыганской “невечерней”: “тут не свобода, тут воля!”. И на этот раз Полина Агуреева пела так, что в зале наступила та особая, ни с чем не сравнимая тишина, сопутствующая мгновениям, ради которых, может быть, и существует театр.
Стало быть, ничего неожиданного, что расходилось бы с давним впечатлением, в “Бесприданнице” лета 2017 года не было? Пожалуй, не было. Кроме последней сцены.
Может быть, я ошибаюсь, но мне показалось, что Агуреева в финале рассказала совсем иную историю, чем привыкли видеть в пьесе Островского и чем то, что она сама играла в первых спектаклях. Возможно, впрочем, тогда я просто не смог избавиться от засевшей в памяти традиционной трактовки.
На этот раз в предсмертной сцене актриса сыграла другое, чем сотни прежних Ларис, несчастных жертв денежных расчетов. Она сыграла абсолютное, безраздельное счастье. Счастье души, только что пережившей высший миг женской судьбы – ночь любви с давно и без удержу любимым человеком. Хмельное счастье тела, потрясенного слияньем с плотью возлюбленного, священным – вопреки всему на свете – актом любви, даровавшим всей ее жизни, всем ее мукам и унижениям смысл и оправдание. Лариса не слепа, она знает, что там, за Волгой, ей досталась последняя, прощальная ночь, что Паратов ее предал и жизнь ее кончена. Но горечь этого сознания не мешает чувствовать, что высшая цель всей жизни достигнута и что этой ночи никому у нее не отнять. Ее тело, все ее существо обретает вдруг головокружительную свободу. Она сидит босая, раскинув складки свободного платья по ступеням лестницы, и вы чуть ли не физически ощущаете, как, в сущности, она – обманутая, подло брошенная – блаженно счастлива. Лариса твердо знает: лучше, чем теперь, ей больше никогда не будет. Значит, незачем дальше тянуть постылую жизнь. Слова благодарности, которые она посылает убившему ее, – непритворны.
Все благие рассуждения “островсковедов” об участи женщины, обреченной быть предметом купеческого торга (“я – вещь” и так далее) кажутся худосочными перед этим неудержимым потоком женского счастья.
Простой урок старым и молодым коллегам, да и себе самому: нужно, нужно ходить на старые спектакли.
Источник: «Экран и Сцена»
Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- «Я — верный пес»Евгения Милова, «Коммерсант-Стиль», 30.12.2017
- Павел Яковлев: «Когда можно коснуться любви
»Ирина Тарабрина, «Musecube.org», 30.12.2017
- Фоменки спели песнь про Север дальнийДарья Андреева, «Страстной бульвар, 10», 12.2017
- Не на скорую рукуСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.11.2017
- Амбарцум Кабанян: «В детстве я был чудесным тормозом»Евгения Шафранек, «MixNews», 16.11.2017
- Галина Тюнина: в реальность телесериалов я не верюНиколай Караев, «Postimees», 26.10.2017
- Дмитрий ЗАХАРОВ: «Чичиков поломанный – и внешне, и внутренне»Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- Осенняя заметка о летнем впечатленииАлексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- Северный реквиемМарина Шимадина, «Театрал», 10.2017
- А мы пойдем на Север…Лариса Каневская, «Мнение», 20.09.2017
- «Проклятый Север» обосновался на КутузовскомСветлана Наборщикова, «Известия», 20.09.2017
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Галина Тюнина: «Шекспир подал нам руку»Надежда Сикорская, «Наша газета», 13.09.2017
- Иван Поповски: «Сумасшествие любви»Надежда Сикорская, «Наша газета», 11.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- Летняя премьера в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Абрамова, «Ревизор.ru», 7.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- «Фоменки»: портрет на фоне «Мастерской»Борис Войцеховский, «Мослента», 26.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- Три золотых аиста на лазоревом поле ФракассаАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Полина Кутепова: «Всегда опаздываю с выводами»Татьяна Власова, «Театрал-online», 15.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- Полина Кутепова: «Играть как дети»Ольга Романцова, «Театральная афиша», 03.2017
- Мастерская Петра Фоменко поставила эксперимент над игрой актеров на сценеАнна Бояринова, «Вечерняя Москва», 27.02.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Кристоф Рок: «Русские гораздо романтичнее французов»Наталья Васильева, «Известия», 23.02.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Испанцы в Дании не дают скучатьАлексей Ширинкин, «Metro», 14.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Кристоф Рок: театр это всегда открытиеНаталья Курова, «РИА Новости», 31.01.2017
- Любовь, только любовьВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- «У нас с русскими разные уши» — и другие открытия французского режиссера в Мастерской Петра ФоменкоЯна Жиляева, «ForbesLife», 30.01.2017
- «Мыло» времен НаполеонаСветлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017