RuEn

Форум

#александракесельман

Пугачёв

6 июля, 17:42, Xrom

В рамках проходящего в нашем городе XIV Международного Платоновского фестиваля искусств московский театр «Мастерская Петра Фоменко» представил спектакль по поэме Сергея Есенина «Пугачёв» в постановке актера театра Фёдора Малышева. Спектакль был показан на сцене театра оперы и балета 15 и 16 июня.

Несценичных текстов не существует

К этому, написанному для сцены, но не совсем сценичному в привычном смысле слова тексту театры обращаются не часто. И, конечно же, возникает сравнение со спектаклем Таганки, поставленным Юрием Любимовым с Владимиром Высоцким в роли беглого каторжника Хлопуши. И, конечно же, это было первое, о чем спросили режиссера на пресс-подходе после окончания спектакля. Федор Малышев ответил, что, во-первых, несценичных текстов не существует, а во-вторых, он не только не «отстраивается», не соревнуется с легендарным спектаклем, а напротив, используя все его достижения, продолжает работать в этом направлении. И надо признать, что во многом ему это удается.

В поэме, написанной в 1921 году, речь идет о крестьянской войне 1773–1775 годов под предводительством Емельяна Пугачева, объявившего себя императором Петром III. События в ней предельно сконцентрированы: бегство калмыков от притеснений местных управленцев, стихийный бунт на Яике, как в то время назывался Урал, и убийство царицыных (действие происходит в правление Екатерины II) людей, жесткая реакция на это властей, обретение лидера в лице Пугачева, победное шествие его войска, сокрушительное поражение, выдача Пугачева властям.

В нашей культурной памяти образ Пугачева неразрывно связан с историей Петруши Гринева и капитанской дочки Маши Мироновой. И зачином спектакля послужит сказ об Орле и Вороне из упомянутой пушкинской повести в изложении Калики (Владимир Топцов), который на протяжении спектакля с древним, возможно, аутентичным музыкальным инструментом в руках будет комментировать происходящее, как бы заглядывая в будущее, зная начало и конец этой истории. А Скоморох (Владислав Ташбулатов), напротив, будет мгновенно реагировать на происходящее здесь и сейчас – то вдруг вскрикнет птицей, и этот пронзительный горловой звук накалит, сгустит атмо­сферу сцены, то выдаст «небылицы в лицах, небывальщины», как в шутливо-сказочной форме скоморохи изображали «жизнь навыворот». В постановке используется стилизация, сочиненная Высоцким для спектакля Любимова. И эта своего рода цитата прямо указывает на связь двух постановок.

Аплодисменты всей постановочной группе

Мы увидели сложносочиненный и виртуозно, если говорить об актерской технике, исполненный спектакль. Аплодисменты всей постановочной группе – сценография (художник-постановщик Евгения Шутина), музыкальная и пластическая наполненность (музыкальное оформление и сопровождение – Рафкат Бадретдинов, хормейстер Елена Амирбекян, хореограф Виталий Довгалюк), невероятно выразительная световая партитура (художник по свету Степан Синицын) в своей органической соразмерности придали этому масштабному действу эпический размах.

Огромная, чуть не под колосники, конструкция легко трансформируется, переорганизовывая пространство – от непреодолимой стены на авансцене в начале спектакля до клетки, ставшей последним обиталищем Пугачева, откуда в финале вырвется луч света, скользнет по лицам зрителей, и все погрузится во тьму, история завершится.

Слаженность актерского ансамбля восхищает

Само действие очень динамично, картины сменяются мгновенно, мизансцены простроены так, что занимают все пространство сцены, что как бы масштабирует происходящее, придает ему особый размах и соответствует ритму есенинского стиха. Постоянная смена ритмов – еще одно достоинство спектакля: тотемный танец, ритуальный, воинственный, хороводные игры с Козой, побасенки про Стеньку Разина, персонажи в харях, – все это вовлекает нас в круговерть жизни на российских просторах. Атмосферу бескрайности степей сменяет ожесточенность ближнего боя – актеры легко взлетают на верхние ярусы сценической конструкции, так же легко вновь оказываются на сцене и уже перемещают декорационные элементы, организовывая новое место действия. При этом режиссеру удается избежать грубой иллюстративности. В одной из сцен Пугачев (Владимир Свирский) на большой скорости выполняет движение, сходное с вращением. И все это опирается на поэтическое слово. И ни разу никто не сбился, не запнулся, не выпал из общего ряда. Высокий профессиональный уровень и слаженность актерского ансамбля вызывают восхищение. Единственным недостатком, на мой взгляд, было неполное актерское погружение в проживание внутренней жизни персонажа. Однако не убеждена, что это можно отнести к качеству спектакля в целом, допускаю, что это было свойственно конкретному (первому) показу на незнакомой площадке.

Музыкальная и звуковая партитура тоже ритмизует и собирает спектакль в единое целое. Звучащая а`капелла, на несколько мужских голосов старая каторжанская песня «Куда летишь, кукушечка» резко оборвется на третьем куплете. Ее почти речитативом допоет-договорит Калика, заметно приглушив лирический пафос, придав ее содержанию документальность факта. Звучат в спектакле и женские голоса. Плакальщиц, кроме актрис Александры Кесельман и Елизаветы Бойко, исполняют студентки мастерской Евгения Каменьковича (художественного руководителя театра) в ГИТИСе.

Пустых сцен просто нет

В спектакль введен и несет существенную смысловую нагрузку персонаж покойного императора, в программке обозначенного как Петр III, слух (Томас Моцкус). Парик, несколько размытые гримом черты лица, колокольчик в руке и характерный смешок. В свой малиново-пурпурный в цвет царской власти камзол он облачит Пугачева, решившего объявить себя «чудесно спасенным» императором, а когда тот будет разбит, заберет царские одежды обратно, осторожно обнюхав камзол и брезгливо поморщившись при этом – на трон посягнул, самозванец? Или в момент, когда мы узнаем, что отряды Пугачева терпят поражение, появится на заднем плане, проведя за собой убиенных, ставших первыми жертвами бунтовщиков, как бы намекая на возмездие за преступно пролитую кровь – ведь «целовали крест», «клялись», присягая Екатерине.

Пустых сцен в спектакле просто нет. Вот появляется Хлопуша (Тагир Рахимов), звучит знаменитое «Я хочу видеть этого человека» (актер, отдадим ему должное, читает монолог по-своему, никого не копируя), и рассыпанные по сцене казаки в своей массе как бы противостоят ему. Но по мере повествования его рассказ увлекает их и Хлопуша уже на первом плане, он лидер мнения, а они, пластически перегруппировавшись, устремляются за ним…

Бывают спектакли, вызывающие огромный эмоциональный отклик, который быстро переживается и не то чтобы забывается, но его острота затухает вместе с аплодисментами. А от таких спектаклей, как Пугачев, остается долгое послевкусие – о нем продолжаешь размышлять, прокручиваешь в памяти какие-то сцены, порой даже приходишь к неожиданным выводам.

Надежда Роготовская
#пугачёв #фёдормалышев #владимирсвирский #тагиррахимов #владимиртопцов #владиславташбулатов #евгенияшутина #рафкатбадретдинов #еленаамирбекян #виталийдовгалюк #степансиницын #александракесельман #елизаветабойко #евгенийкаменькович #платоновскийфестиваль

Светлые души - отлично, только за писателей обидно ))

30 января, 05:06, ДСС

Посмотрели совсем свежий спектакль «Светлые души, или О том, как написать рассказ».
Главное впечатление: смотреть новый спектакль фоменок безусловно стоит!
Но, обо всем по порядку.
На мой взгляд, главная неудача – режиссерская трактовка роли Лектора/Писателя. Актер Александр Моровов играет этакого легкомысленного паяца. Или даже того хуже: интеллигент, который паясничает - раньше в Советском союзе это был такой стандартный типаж для изображения бестолкового интеллигента.
Мол, вы же понимаете, сочинительство – это такая (хи-хи) легкомысленная тема. Хотя, тема творчества писателя вполне себе серьезная. Если вспомнить Василия Шукшина, так и вообще трагическая тема. А поскольку спектакль по рассказам Шукшина, то и Лектор, и Писатель (герой инсценировки рассказа «Воскресная тоска»), вполне естественно, воспринимаются как альтер эго Шукшина.
Собственно, об этом (пресловутые муки творчества) прямым текстом говорит и сам герой рассказа «Воскресная тоска»: «Меня охватывает тупое странное ликование (как мне знакомо это предательское ликование). Я пишу. Время летит незаметно. Пишу! Может, завтра буду горько плакать над этими строками, обнаружив их постыдную беспомощность, но сегодня я счастлив не меньше Сереги».
В общем, глядя на Лектора/Писателя – не то, что Станиславский, но даже трехлетний ребенок не поверит, что этот человек знает, как написать рассказ. Более того, этому персонажу вообще все равно – как сочинять рассказ, о чем сочинять и зачем сочинять.
Наверно, можно было попробовать играть с оглядкой на экранные образы, созданные самим Шукшиным. Ну, или на худой конец попробовать сыграть Евгения Цыганова, который играет Шукшина. (Шутка, конечно, но Цыганов удивительным образом выглядит абсолютно достоверно в любой своей роли, играет как дышит).
Повторюсь, что образ Лектора/Писателя – это неудача именно режиссерской трактовки, потому что дальше в инсценировке рассказа «Светлые души» Александр Моровов (Михайло) играет прекрасно.
Вторая инсценировка «Кукушкины слезки» оставляет странное ощущение неловкости. (Каюсь, я в этом момент с тоской подумал о том, что в антракте скорее всего уйду).
Вот смотришь на актеров, они говорят такими специальными нарочитыми голосами, стараются, изображают героев Шукшина. А ты смотришь на колесо телеги, которое крутится, крутится (отличная, кстати, придумка художника-постановщика Юлианы Лайковой!) и с неловкостью ждешь, когда же это закончится.
Но! Дальше рассказ «Беспалый» и полный восторг! Все прекрасно. И тонкий подтекст имени Фрейда «игры в доктора», и точное попадание актеров в характеры. А когда начинается сцена деревенского застолья в зале уже абсолютное счастье. И отдельная, специальная награда для зрителей – это персонажи Галины Кашковской и Михаила Крылова. У обоих всего по одной реплике, но глаз невозможно оторвать.
Рассказ «Внутренне содержание» - и опять абсолютно точное попадание, опять отличная игра с тонкими актерскими интонациями. Вениамин Краснянский, Денис Аврамов, Елизавета Бойко, Александра Кесельман – все прекрасны!
Рассказ «Версия» еще одна бесспорная удача. Михаил Крылов и Галина Кашковская играют блестяще и с наслаждением. И это наслаждение передается зрителям. Реальный пример. Настолько была живая игра актеров, что, когда герой Михаила Крылова восклицает: - А вот, кто поедет со мной в город? - одна девушка с нашего ряда громко и с чувством выкрикнула: - Я, я поеду! Только меня никто не зовет!
Мы сначала решили было, что это «подсадная», тем более что девушка встала и решительно направилась к сцене. Но, тут же возник молчаливый охранник, который ловко ее притормозил. А Михаил Крылов не менее ловко выкрутился, сымпровизировав: - Нам не девушка, нам мужик нужен в попутчики!
В общем, идите и смотрите! И будет вам счастье. Начиная с «Беспалого» и до самого конца спектакля – точно!
#светлыедуши #александрморовов #михаилкрылов #евгенийцыганов #юлианалайкова #вениаминкраснянский #денисаврамов #елизаветабойко #александракесельман #галинакашковская

Светлые души или о том, как написать рассказ

26 января, 23:37, БВГ

Спектакль премьерный, по рассказам Шукшина. Ожидал многого. Однако начало, скажем прямо, разочаровало. Спектакль получился неровным. Вступление лектора вообще никуда не годилось. Сразу скажу, что его "лекторская" часть спектакля постепенно улучшалась и к концу действия даже толковые мысли стали высказываться, актер (Александр Моровов) заиграл более естественно.
В первом рассказе ("Воскресная тоска") неплохая сцена была с поездкой на телеге. Во втором ("Беспалый") - немного оживляло действие сцена с гостями. Ну опять же, даже в этой сцене немного раздражало некоторое переигрывание (например, с неоднократным падением сидящей с краю дамы). И в некотором "переигрывании" вижу недоработку режиссёра.
Второе действие исправило ситуацию, пожалуй, прежде всего за счёт хорошей игры актеров. В рассказе "Внутреннее содержание" в первую очередь очень хороши были Вениамин Краснянский и Денис Аврамов, игравшие братьев Винокуровых. Впрочем хороши были и девушки Елизавета Бойко и Александра Кесельман. Надо сказать, что этот рассказ был, на мой взгляд, лучшим из пяти, там всё было к месту, без переигрываний.
В следующем рассказе ("Версия") безусловно блистал Михаил Крылов. Одно удовольствие было его наблюдать. Как актер Крылов просто превосходен, а вот про его режиссерскую деятельность я бы так не сказал. Остальные актёры что-то не запомнились.
Ну и последний рассказ ("Светлые души") порадовал. Очень хорош был Александр Моровов, да и Александра Кесельман играла неплохо.

P.S. Немного испортило настроение очередная "игра с залом" Крылова. Вот зачем было приглашать на сцену, да не только приглашать, а и буквально вытаскивать зрителя из первого ряда! Нет, есть вероятность, что это хороший знакомый Крылова (спектакль премьерный, на первом ряду сидело несколько человек явно из театральной среды), но всё равно это покоробило меня.
#светлыедуши #михаилкрылов #александракесельман #александрморовов #вениаминкраснянский #денисаврамов #елизаветабойко

Воды животворящие

26 января, 23:13, osmonruna

«Чающiе движенiя воды» - это постановка, повествующая вовсе не о расколе русской церкви, не об утрате любви и терпения, о чем нам недвусмысленно намекает программа. Отнюдь. Это история о единении, русской соборности, той истинной народности, что «всем мiром» молится «о благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех…», связывая позапрошлый уже, век XIX, и наш суетный и поспешливый XXI. Напоминая. Проповедуя. Очищая. Наполняя живой водой протянутые горстью ладони.

Многостраничная хроника Николая Лескова «Соборяне» уложилась в почти четырехчасовое действие, не потеряв самого главного – атмосферы русской глубинки, провинциального патриархального быта, в котором страсти кипят – куда там Санкт-Петербургу! – и куётся сила русского народа, в основе которой вера в Бога, правду и справедливость.

Это история о духовных скрепах. О той подвижнической роли, которую берёт на себя рядовое поповство, совершая свой каждодневный молитвенный труд. Жизнь протоирея Савелия Туберозова (Иван Верховых) и его жены Натальи Николаевны (Александра Кесельман) от начала и до конца действия перекликается с житием протопопа Аввакума и супруги его, отправившейся вслед за мужем в ссылку; как и протопопица Настасья Марковна – одна детей не родившая, другая терявшая, – «ино еще побредём». У Савелия эта связь не по факту, но по сути своей: жажда подвига духовного, невозможность отказаться от своих убеждений, опала, одиночество, смирение и утешение в признании единомышленников и любви народной.

И Отец Савелий, и Отец Захарий (Николай Орловский) – те надёжные камни фундамента, на котором стоит город Старгород. В нем есть всё, что необходимо для счастья русскому человеку, чтобы «жить не тужить»: вымоленный дождь, лес, река, местные предания и даже свой почти юродивый «Комиссар» Данилка (Степан Пьянков). Конечно, вместе с «новыми людьми» доходят и сюда современные «революционные» веяния: женская эмансипация в лице акцизницы Дарьи Бизюкиной (София Лукиных), естественные науки, продвигаемые учителем Варнавой Препотенским (Михаил Крылов), – но это неизбежные проявления эпохи, пока не способные возмутить глубинное течение жизни. «Воды глубокие плавно текут. Люди премудрые тихо живут» (из Пушкина, как сказал бы Ермошка (Степан Владимиров), что берёт на себя в этой постановке функцию просвещения невежественных зрителей).

И то, против тех нечестивцев, что попирают сложившийся, устоявшийся, привычный порядок (даже в дневнике протоирею писать не о чем), яростно выступает неистовый воин Христов, бывший казак, а ныне дьякон Ахилла Десницын (Владимир Свирский), в рьяности, запальчивости и необразованности своей сначала не видя, не замечая, что истинное зло разрушает не напоказ, а медленно проникая в самую основу бытия, выязвляя, отравляя праведное житьё-бытьё Старгорода. Цензор Отец Троадий (Александр Моровов), стоящее над ним духовенство следуют букве устава, требуют сухой риторики, по их мнению, защищающей государственную власть и церковный закон, но не могущей тронуть народную душу. Она, душа эта, напитанная соборностью, – настоящий внесценический персонаж спектакля – слышится и в рассказе об общем молении как старообрядцев, так и принявших никоновские реформы по утраченной Деевской часовне, и в шуме горожан – народных заступников, пришедших на защиту отстраненного от службы протопопа, и читается в тексте «мирского» ходатайства за Савелия. Звучит она и в сцене на рауте, где собрались уважаемые лица: духовенство, представители власти, видные люди города и гости из столицы. В череду незатейливых провинциальных развлечений, народных куплетов и скабрёзных анекдотов врывается мощный бас Ахиллы с прошением «Многая лета», прославляющим Державу Российскую и христолюбивое русское воинство. И к нему присоединяются все присутствующие, независимо от статуса и убеждений, даже подлец Термосесов (Александр Мичков). Это песнопение словно нить, протянувшаяся из прошлого в наше настоящее – не фрагмент актерской игры, но посыл ко всем сидящим в зале, ибо «где двое или трое собраны во имя Моё, там и Я посреди них» (Мф:18-20).
Это объединяющее соборное начало заложено в саму идею постановки, где нет второстепенных, проходных ролей. От философских исканий Отца Савелия и помещицы Марфы Подомасовой (Екатерина Смирнова) до скорбей бездетной протопопицы и радостей простого быта почмейстерши (Лилии Егоровой), чье служение (чиновничье и театральное) поддерживается бережностью и уважительностью обращения на сцене. А каждый образ, воплощённый писателем, точно, практически идеально выверен актерским типажом.

Даже абсолютное, казалось бы, зло в лице секретаря князя Борноволокова (Денис Аврамов) не так однозначно. Термосесов, хоть и, по мнению узнавших его ближе, «скотина» (а у скота, как известно, «души нет»), но Александру Мичкову в полной мере удалось показать двойственность своего героя. Большой талант, умения, достигнутые годами учений, стараний и подчинения, неблагодарно используются сильными мира сего, потому что у таких, как он, нет ни денег, ни прав по рождению, ни покровительства. «За вас, чистокровных, ведь дядья да тётушки хлопочут, а мы, парвенюшки, сами о себе печемся». Остается только беспринципность. И не случайно носит персонаж библейское имя Измаил; как и его предшественник, лишенный права первородства, Термосесов становится первым, но добивается вожделенной свободы и перспективы карьерного роста подлостью. Без сокрушения, что разрушает мирный быт Старгорода, и по навету – честную жизнь Отца Савелия.
Это слабые поддаются, становятся предателями, сильные же страдают и несут свой крест. Но лишь праведники получают возможность свершения своего духовного подвига, когда жизнь превращается в житие.

«Чающiе движенiя воды» из тех спектаклей, когда кажется, что на тебя нисходит Благодать. На каждого сопричастного. Не только в зале, но и на сцене. Когда всколыхнется всё, но после этой бури и грозы утишается душа. Хочется только не расплескать, не потерять, сохранить живую воду драгоценного лесковского слова, на пределе эмоциональных сил переданного нам Актерами по замыслу постановщика (Евгений Каменькович). Низкий вам поклон!
#чающиедвиженияводы #иванверховых #александракесельман #николайорловский #степанпьянков #софиялукиных #михаилкрылов #степанвладимиров #владимирсвирский #александрморовов #александрмичков #екатеринасмирнова #лилияегорова #денисаврамов #евгенийкаменькович

Re: Чающие движения воды

29 апреля 2024, 19:22, VictorN

Здравствуйте, БВГ.

Спектакль "Чающие движения воды" великолепен. Тот случай, когда спектакль намного лучше и сильнее самого оригинального произведения "Соборяне". И с грустью видишь, что с 19 века в России по сути ничего не изменилось.

Я бы отметил прежде всего Александру Кесельман. ТАК преобразиться, настолько душевно и светло сыграть матушку протопопицу Наталью Николавну - это дорогого стоит. По-моему, Александра заслуживает приза за Лучшую женскую роль.
Ещё хотел бы отметить фантастического всепроникающего Владимира Свирского с его неугомонным Ахиллкой Десницыным и, неожиданно, Александра Моровова, с его хорроровым паучьим Отцом Троадием. У всех потрясающие рисунки ролей.

P.S. Секретарь князя ТермосеСов, а не ТермосеДов
#чающиедвиженияводы #александракесельман #владимирсвирский #александрморовов

Чающие движения воды

29 апреля 2024, 16:36, БВГ

Опять спектакль, поставленный Каменьковичем, и опять "попадание в десятку". Каждый эпизод продуман, выверен. Игра ВСЕХ актеров превосходна (ну разве Владимир Свирский чуть-чуть переигрывает, на мой взгляд; понятно, что роль Ахиллы ну уж очень харАктерная, но иногда чуть странно смотрится; но, замечу, впечатления от игры актера это не портит). Это "фирменный" стиль Мастерской с времён её зарождения и я рад, что он бережно сохраняется. Я не зря подчеркнул "ВСЕХ актеров". Обычно в любом спектакле есть персонажи, несущие столь маленький вклад в представление, что даже отличному актеру не на чем себя проявить. А вот этот спектакль -редкое исключение. Все персонажи значимы и каждую роль актеры выполняют филигранно. И ещё. Говоря "каждый эпизод", я, пожалуй немного погрешил против истины. Эпизод с купанием привел меня в лёгкое недоумение. При том, что режиссёрски этот эпизод был продуман превосходно ("плаванье" по полупрозрачному занавесу - превосходная находка) - в смысловом плане был для меня непонятен. К чему он? Дальнейшее действие чуть-чуть прояснило ситуацию, но... Возможно, что это чисто моё восприятие (с моей памятью на лица я просто не узнал персонажей).

Но вернемся к осмыслению спектакля в целом. Всё первое действие в Старгороде кипят вроде бурные страсти: "новые люди" (ну или "просвещенные") против "религиозных". Борцом за традиционные устои наиболее рьяно себя проявляет дьякон Ахилла (Ахилла-воин просит себя называть) (в исполнении Владимира Свирского), наиболее яркий борец за "продвижение прогресса" - учитель Варнава (в исполнении Михаила Крылова). За всеми этими "страстями" немного снисходительно, по-отечески наблюдает и по возможности сглаживает протоиерей Савелий Туберозов (в исполнении Ивана Верховых). Но в конце спектакля прекрасно понимаешь, что все эти противоречия сопоставимы с детскими шалостями, когда в город является настоящее зло в лице Измаила Термоседова (Александр Мичков), не имеющее никаких моральных ограничений. И вот что важно: несмотря на противоречия и Ахилла, и Варнава имеют твердые моральные устои, они не способны на подлость. Несмотря на проявленную бурную деятельность Термоседов находит только одного человека в Старгороде, способного на подлость (подписание навета на Отца Савелия) и то не сразу, а под давлением угроз и обещанием денежного вознаграждения: мещанина Данилку (в исполнении Степана Пьянкова), хотя надо сказать, что тот и ранее "сливал" информацию за деньги. И каково же сильно моральное единство старгородцев, что за эту подлость этого нового Иуду сначала хотели просто утопить, а потом никто с ним не общался.
Как я уже писал, все актеры сыграли просто превосходно. Пожалуй перечислю лишь тех, что вызывали наибольшее оживление в зале (поскольку роли их были харАктерные) в порядке появления на сцене. Отец Захарий (Николай Орловский), Ахилла Десницын (Владимир Свирский), Отец Троадий (Александр Моровов), Варнава Препотенский (Михаил Крылов), Дарья Бизюкина (Ольга Бодрова), Ермошка (Степан Владимиров). Ну а как не отметить игру Ивана Верховых (Отец Савелий)! Как достойно им сыграна эта отнюдь не харАктерную роль! А игру Александры Кесельман (Наталья, жена Савелия)! Как проникновенно сыграна сцена, где она просит Савелия усыновить сиротку, поскольку она не способна к деторождению!
Хочу также отметить традиционно превосходно поставленную хореографию. Особенно она была хороша в исполнении Ольги Бодровой.

И в заключении хочу еще раз поблагодарить коллектив Мастерской за их замечательный труд. Новых вам творческих успехов!
#чающиедвиженияводы #евгенийкаменькович #владимирсвирский #михаилкрылов #иванверховых #александрмичков #степанпьянков #николайорловский #александрморовов #ольгабодрова #степанвладимиров #александракесельман

Вишневый сад

19 марта 2024, 20:57, БВГ

Сразу скажу, что спектакль мне очень понравился, но не так, как предыдущий («Совершенно невероятное событие»). Тот захватил с первых сцен и прежде всего игрой актеров. Режиссерская работы Евгения Каменьковича как бы отступала на второй план. «Вишневый сад» захватил не с первых сцен, а где-то после трети первого действия (пожалуй, с монолога-воспоминания Раневской) и уже не отпускал до конца. И в этом спектакле, на мой взгляд, очень важна режиссерская работа Ивана Поповски. Поскольку спектакль вызвал много разноплановых впечатлений разумно было бы излагать их по пунктам.
1. Начну с осмысления режиссерской работы. Тут же обозначу осмысление спектакля в целом.
1.1. Сценография первого действия. Сцена была расширена за счет первых 4-х рядов, но дом Раневских (точнее была выведена детская) располагался только в переднем левом углу. Основное пространство сцены почти пустовало (только одиноко стоял рояль) и было отделено от кулис полупрозрачной пленкой. Таким образом, полагаю, подчеркивалось огромное пространство вишневого сада, я бы сказал, его значимость. По поводу рояля: на нем Раневская иногда играет прекрасные мелодии, вспоминая что-то полузабытое. Возможно с роялем ассоциируется счастье.
1.2. То, что у поколения Раневской и Гаева нет будущего, что оно бездеятельно, расточительно, целиком живет прошлым, писали с момента первых постановок этой пьесы. Но вот наблюдая раз за разом сцены общения вроде бы влюбленных пар (с женской стороны – явное стремление полюбить, с мужской – бездействие; об игре актеров – далее, но очевидно, что все эти сцены срежиссированы блестяще), я подумал, что и у молодого поколения будущего нет. Мужчины либо «выше» любви (как Петя Трофимов), либо нерешительны, а может и не способны полюбить (как Лопахин), либо эгоисты до корней волос (как Гриша). Вроде Епиходов и проявляет пылкие чувства к Дуняше, но, похоже, преследующие его «22 несчастья» сказываются и здесь: нет у Дуняши любви к нему.
1.3. Превосходно срежиссирована сцена бала. Не сразу, но через некоторое время приходит мысль: «Пир во время чумы». На переднем плане Раневская страдает, старается как-то устроить счастье Ани. А на заднем плане (вокруг рояля, который, как я уже предполагал, ассоциируется с забытым счастьем) продолжается бурное веселье, которое становится всё более бурным, я бы сказал, превращается в некую вакханалию; появляются сломанные ветки вишен, с которыми носится Гриша, то устраивая себе «рога», то гоняясь за кем-то. Я бы сказал, что уже начинается разрушение вишневого сада. И ничего уже не изменит слабая попытка нескольких действующих лиц вроде как поностальгировать над этими ветками.
1.4. Символичен конец спектакля. Все уехали. К пустому дому приходит забытый всеми Фирс, ложится головой на сломанный ствол вишни и, полагаю, отходит в мир иной. Подвешенный перед отъездом Раневских на ремнях рояль падает и разбивается (помните, «счастье»). Дует сильный ветер («перемен»?), который раздувает висевшую всё действие пленку и в конце концов сдувает её частично. Старый мир рушится. Гаснет свет.
2. «Стержнем», на котором «держится» спектакль, безусловно является игра Галины Тюниной (представляет Раневскую). Необычайно точно, без переигрывания, Тюнина раскрывает всю боль, всю трагедию женщины, потерявшей первого мужа, маленького сына, обманутой и обворованной вторым мужем. Вишневый сад для неё — это последняя «весточка» из счастливого мира её детства. И ты понимаешь, что она тянет с решением о раздаче территории сада под дачи не потому что глупа, а потому что без сада этот мир окончательно уйдет в небытие. И дом без сада ей не нужен. Уверен, эта роль Галины Тюниной — одна из лучших в её карьере. Полагаю, она будет оценена по достоинству.
3. Об игре других актеров. Все сыграли хорошо, но вот в этом спектакле больше всего запомнилась игра актрис. Александра Кесельман (Аня), Мария Андреева (Варя), Ольга Бодрова (Дуняша) очень профессионально играли «без слов», особенно в «любовных» сценах. Это не значит, что актеры сыграли плохо: Рустем Юскаев (Гаев), Фёдор Малышев (Трофимов), Олег Нирян (Симеонов-Пищик), Никита Тюнин (Епиходов), Сергей Якубенко (Фирс) подтвердили свое мастерство. Но я их знал более-менее давно и ожидал хорошей игры. А вот профессионализм перечисленных молодых актрис стал для меня приятной неожиданностью.

#вишневыйсад #галинатюнина #иванпоповски #александракесельман #марияандреева #ольгабодрова #рустэмюскаев #фёдормалышев #олегнирян #никитатюнин #сергейякубенко

Комедия о трагедии

26 декабря 2023, 14:26, Taniv

Театр... Театр!!! Новогодняя атмосфера, красиво украшенное фоей театра и предвкушение повторного просмотра спектакля "Комедия о трагедии" Ожиданий было много: услышать понравившиеся монологи Фоменко, колокольный звон и песни... Но всё слегка пошло как-то не так.  Музыка была: колокола били, песни пелись. Но! Мне показалось, что есть изменения в тексте, который говорит Фоменко, и как будто даже видео с ним в концовке другое. И звук, все же очень плохого качества, иногда его голос очень тяжело разобрать. И то что его слова транслируют на экране не спасает, то не успеваешь прочесть, то светит свет в глаза, то слова изрезаны стропами которые держат платформу, то перекрыты колоколами. У меня предложение, может написать брошюру с воспоминаниями с том как Фоменко вел репетиции и какие из его цитат вошли в этот спектакль. Или выдавать планшеты, на которых можно прочесть текст, ведь те кому не видно могут приобрести бинокль))

Вот такой небольшой минус.  Да и актеры в этот раз как-то не сыгрались. Чувствовалось это даже по поклонам.  Вот такие размышления)))

Но! Какие красивые голоса: 

Ремарка - Александр Моровов; Григорий Отрепьев (Самозванец) - Владислав Ташбулатов;
Отец Мисаил, Жак Маржерет (о, ваш французский) Курбский - Александр Мичков;  Рузя,  Мальчик, Ксения - Роза Шмуклер

А вот кто играл Марину Мнишек в этот раз:
Ольга Бодрова или Александра Кесельман для меня загадка.?!! В прошлый раз мне сказали, что Кесельман, а вчера Бодрова... Но так похожи, как будто это один человек. Вот как так, почему в програмке не отмечают кто играет в этот день.

Ну и ладно) мне очень понравились все сыгранные персонажи))) 

Для меня это спектакль трансформер, каждый раз внимание привлекает что то другое, то следишь за Ремаркой, или как лже Дмитрий выезжает и  опускается на сцену с высокой лестницы,  рассматриваешь как наносится мейк ап. Марине Мнишек, или как возникает своеобразная  фигура,  изобразающая  фонтан/трон. А конь! Эта его сметрь (вроде ничего особенного) и её оплакиваниеЛжеДмитрием! Браво актерам!
#комедияотрагедии #пётрфоменко #александрморовов #владиславташбулатов #александрмичков #розашмуклер #ольгабодрова #александракесельман

Комедия о трагедии

2 декабря 2023, 21:16, Taniv

Спектакль оказался для меня сложным в восприятии, и появилось множество вопросов : это Спектакль или одна из его репетиций, а может это генеральный прогон спектакля, где режиссер дает последние наставления. Что в этой постановке так не устроило режиссера, что он отложил её постановку. Чем он остался недоволен, чего не нашел в созданных им образах.... Вот сколько вопросов.

Начало спектакля было очень необычно.
Нужно было осознать и привыкнуть к тому, что на сцене, нет где-то в зрительном зале, незримо присутствует режиссер, привыкнуть к его своеобразной речи. Когда он говорил, на сцене транслировали субтитры, но увы в начале мешал дым, который создавал в первой сцене спектакля "пар". По замыслу в первой сцене в бане парились дворяне, и вот этот "пар" очень долго рассеивался по сцене и залу, и мешал читать текст который говорил Фоменко, его голос, иногда было непонято, что он говорит, а тут этот туман... Иногда субтитры мелькали очень быстро. Вот второе действие в этом плане было лучше. Всё что говорил Фоменко можно было успеть прочесть, а может я уже привыкла к звуку его голоса.

Я не пожалела, что была на этом спектакле.
"Борис Годунов" А.С. Пушкина, это первое реалистическое произведение о борьбе за власть. Было интересно увидеть спектакль изнутри. Посмотреть то как создавались образы персонажей, интонации их голосов, походки, жесты. То как режиссер разбирал каждую сцену, роль. Услышать правдивые, а иногда едкие замечания и мысли вслух о жизни, народе, политике и правителях. Не все запомнилось. Думала, что многое из сказанного режиссером, будет напечатано в театральной програмке. Но нет, в этот раз она отражала только привычную информацию об актерах и пр.

Спасибо всем сопричастным в создании спектакля! Спасибо за то, что поделились тем как режиссер задумал и создавал этот спектакль. Браво! Особенно запомнились: юродивый (Николай Орловский) Жак Маржерет (Александр Мичков), Вальтер Розен (Михаил Крылов), Марина Мнишек и колокольный перезвон звонаря (Александра Кесельман) и песня которую пела царевна Ксения (Роза Шмуклер).
Спасибо!
(Татьяна Ореол_жизни)
#комедияотрагедии #николайорловский #александрмичков #михаилкрылов #александракесельман #розашмуклер

Чающие движения воды

1 ноября 2023, 16:16, Taniv

Спектакль "Чающие движения воды". Старгородская хроника в двух частях по роману Н. Лескова «Соборяне».

Один из сильных спектаклей, на который хочется вернуться и еще раз прожить эту историю. Лескова, особо не читала. Трудный он очень. С племянником еле еле осили один из его рассказов заданный в школе по внеклассному чтению. Много незнакомых, устаревших слов. Читали с переводчиком. Спасибо интернет.
Здесь переводчиком выступил режиссер и актеры и очень замечательная театральная программка. В первый момент была удивлена, что за потрепаную книженцию мне дают. Необычное оформление в виде состаренной, потертой обложки. Очень интересные факты успела в ней прочесть, до спектакля, о самом писателе, о расколе в церкви и тотальном контроле к свободе слова....
Чающие движения воды - очень знаковое название, в нем и отсылка к евангельской притче "о людях ожидающих исцеления от недугов", так и ироничное: т.е. ожидающих каких либо благ.
Больше всего поразили два персонажа. Кроткая, светлая, любящая всех и вся Наталья Николаева, жена Савелия (Александра Кесельман). Незримая хранительница домашнего очага. Она не ропщет на судьбу, стойко принимает все невзгоды. Ее песня такая тихая, спокойная, народная до сих пор звучит у меня в голове. С её телесным угасанием меркнет роспись на стене их дома.
А эта стена, это такой своеобразный раздел, разделение духовной и светской жизни. Где на одной половине говорят о спасении душ человеческих, а на другой праздно проживают жизнь, рассуждают о народе и его просвещении и в тоже время запрешают свякое иносказание, где в почете лесть и не дай бог какие либо изменения.
И самый мерзкий персонаж, как бы сейчас сказали, ради своего карьерного роста пройдется по головам. Измаил Термосесов (Александр Мичков) он воплощение всего самого темного: шантаж, оговор, обольщение ради выгоды, унижение того над кем получил власть, и в тоже время обаятелен в компании, поет, играет на пианино, но всегда за всеми следит, подслушивает, собирает и выдумывает компромат...
В этом спектакле есть над чем задуматься, всплакнуть и даже посмеяться...
И это спектакль не о религии, как кажется из первых минут спектакля, в нем не рассказывают о расколе в церкви. Это раскол в душе людей показанный в хронологии жизни таких далеких для нас лет, в извечной борьбе добра и зла, в выдуманном писателем Старгороде. Век то сейчас другой, а думы и чаяния не изменились...

Я прожила этот спектакль с каждым из актеров❤
Браво!
#чающиедвиженияводы #александракесельман #александрмичков

Махагония

1 ноября 2019, 00:36, БВГ

Вот и очередная премьера пришла. Впечатление от неё двоякое.
Сказать, что я не получил удовольствие от спектакля? Нет. Молодые ребята играли хорошо, местами даже ОЧЕНЬ хорошо. В первую очередь обратил на себя внимание Петр Алексеенко (в роли "главного злодея" Акулы Бегби). Затем порадовала Александра Кесельман (в роли Джени Оклахомы), порадовала и пластикой, и игрой. Местами хорош был Игорь Кузнецов (в роли Джека). Ну и вообще все ребята играли неплохо.
Но сказать, что спектакль чем-то особенным поразил тоже не могу. На мой взгляд перед заключительной сценой (которая, безусловно, была хороша) действие откровенно "просело". Причем началось это с вынесения приговора. Зачем-то уж ОЧЕНЬ долго на многочисленных экранах показывались сцены избиения Джима. Сцена съемки подготовки к казни вообще какая-то сумбурная получилась. Может конечно это так и надо, так и задумано, для усиления гнетущего настроения так сказать...
Сама сцена суда была неплоха, но попытка обращения к залу (модная с настоящее время) получилась на мой взгляд отвратительная. Мне, например, это просто испортило настроение. Нас, зрителей, откровенно смешали с грязью, мол вы точно такие-же как жители этого города. Конечно возможно, что те зрители, к которым обращались были "подставные утки", но всё равно неприятно. Ей богу хотелось сказать: "Ну хватит издеваться над зрителями. Итак понятно, что все мы подонки, которые не хотят помочь человеку".
А в целом в спектакле удались все сцены, где герои фальшивят, лукавят, лгут..., а сцены с позитивным поведением героев получились смазанными (ну, может, за исключением первого появления трех лесорубов с Аляски; там актеры играли очень правдиво и интересно; одна из лучших сцен в спектакле).
Итог. Молодые актеры безусловно сыграли хорошо, многие сцены запомнились, порадовали. Но спектакль неровен. А сцену обращения к зрителям за денежной помощью на спасение Джима надо однозначно сделать менее персонифицированной.
#махагония #пётралексеенко #александракесельман #игорькузнецов

    ×

    Подписаться на рассылку

    Ознакомиться с условиями конфиденцильности

    Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия политики конфиденциальности.