RuEn

Станиславский в своей тарелке

Вручены ежегодные театральные премии

В отеле «Балчуг-Кемпински» состоялось вручение премии имени Станиславского. Марине Шимадиной показалось, что премия отметила свой десятый день рождения как-то невесело.

В этом году международной театральной премии, учрежденной благотворительным Фондом Станиславского, исполнилось десять лет. За это время наградой, носящей имя основателя русской психологической школы, были отмечены около ста российских и зарубежных актеров, режиссеров, художников, театральных педагогов, драматургов и историков театра. Причем не только те, кто в своей работе придерживался традиций системы Станиславского, но и художники совершенно других школ и направлений, чье творчество по своему внутреннему содержанию было близко духу великих замыслов и размаху задач основателя МХАТа: Анатолий Васильев и Джорджо Стрелер, Лев Додин, и Петер Штайн, Кама Гинкас и Эймутнас Някрошюс, Юрий Любимов и Тадаси Судзуки, Вячеслав Полунин и Люк Бонди, Роберт Стуруа и Оттомар Крейча. Сегодня Фонд Станиславского с гордостью заявляет о том, что собрал вокруг себя некий воображаемый клуб мировой театральной элиты, которых каждый год пополняется новыми именами.

Правда, встречаются челны этого клуба всего раз в год, на очередной церемонии. Да и тогда приехать могут не все: одних уже нет, а те далече. Чтобы собрать на юбилейной церемонии полный кворум, организаторы вечера решили украсить атриум «Балчуга», в котором проходит награждение, большими фотопортретами всех лауреатов премии за десять лет. Огромный, в несколько этажей отеля, пантеон театральных творцов выглядел действительно внушительно, и на этом фоне вручение премии нынешним лауреатам должно было смотреться вдвойне торжественно. Тем более что в этот раз ее присуждали не за конкретные достижения в текущем театральном процессе, а с юбилейной формулировкой — за вклад в искусство.

Имена отмеченных наградой по сложившейся традиции были объявлены заранее. За исключением дух молодых, но, несомненно, достигших творческой зрелости лауреатов — Галины Тюниной и Миндаугаса Карбаускиса, — награжденных за работы последних лет, героями вечера стали заслуженные мастера: актер Малого театра Валерий Баринов, сыгравший в прошлом сезоне одну из своих лучших ролей в спектакле «Скрипка Ротшильда» режиссера совсем другой школы — Кама Гинкаса, художник Давид Боровский, чьи декорации к легендарным постановкам «Таганки» уже стали классикой, а новые сценографические решения не престают удивлять и восхищать сегодня, и режиссер Юрий Погребничко, который вот уже много лет вдумчиво и неспешно, не поддаваясь порывам театральной моды, строит свой собственный театр-дом «Около дома Станиславского», к несчастью, недавно сгоревший. Члены жюри Людмила Максакова, Олег Табаков и Евгений Миронов, рассыпаясь в любезностях, вручили лауреатам памятный знак — факсимиле Станиславского и юбилейные подарки: книгу о самых знаменитых постановках «Вишневого сада», выпущенную фондом к столетию пьесы, и совершенно несоответствующую элитарному имиджу премии подарочную тарелку с портретом основателя Художественного театра.

По стечению обстоятельств на юбилейной церемонии отсутствовали почти половина лауреатов: приехать за своей наградой не смогли ни Людмила Петрушевская (зря три миловидные ведущие церемонии наряжались в небесно-голубые платья, намекая на ее пьесу «Три девушки в голубом», легшую в основу известной постановки Марка Захарова), ни театровед Майя Туровская, ни готовящаяся к юбилею Алиса Фрейндлих, ни ульяновский режиссер Юрий Копылов, отмеченный в номинации «Строитель театра». Тем большей неожиданностью для зрителей стал приезд легендарной немецкой актрисы Ютты Лампе, звезды берлинского «Шаубюне», знакомой москвичам по своим чеховским ролям в спектаклях Петера Штайна и Люка Бонди.

Трогательно благодаря жюри за оказанную ей честь, госпожа Лампе призналась, что когда она услышала про премию имени Станиславского, это было для нее приветом из другого мира и времени. Приветы из другого мира посылал гостям церемонии режиссер вечера Дмитрий Черняков. По его сценарию в этот вечер звучала исключительно музыка Джузеппе Верди — и почему-то только самые драматичные и мрачные фрагменты из опер. Таким способом режиссер, вероятно, хотел подчеркнуть утонченный вкус собравшихся, способных оценить по достоинству не только популярные оперные шлягеры. Но в результате юбилейная церемония приобрела какой-то зловещий оттенок. И хотя президент фонда Марк Захаров произнес в финале торжественную речь о светлом будущем премии, в его оптимизм как-то не верилось. Все-таки имен, достойных имени Станиславского, в нашем театре действительно осталось немного.