RuEn

ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИ

В театре им. Моссовета прошла церемония награждения лауреатов театрального фестиваля «Золотая маска»

На сей раз церемонию превратили в спортивно-оздоровительное мероприятие, а на постановку позвали самую бодрую, здоровую телом и духом даму от режиссуры Нину Чусову и - попали в точку!

И если кого-то поначалу слегка шокировала разгоряченная группка a la футбольные болельщики перед входом в сад «Аквариум» да плоскоживотая дива верхом на тренажере, разминавшаяся в фойе прямо посреди театральных деятелей, то вскоре все объяснилось. Каждому гостю вручили по фирменному шарфу клуба ЦСКА (главные участники спортивно-оздоровительной церемонии), а тренажеров в Театр им. Моссовета натащили столько, что впору было открыть фитнес-клуб.

Тема «О, спорт, ты мир, а весь мир — театр» обыгрывалась неоднократно. Дескать, не помогут театру ни омолаживающие маски, ни золотые нити; долой сидячий образ жизни; даешь бег с препятствиями в виде театральной реформы и да восторжествует олимпийский принцип участия. 

Кто-то блеснул образованием и вспомнил статью Брехта «Больше хорошего спорта».

Всем вручантам и получантам надлежало явиться в спортивной форме. Самыми дисциплинированными оказались «баскетболист» учредитель ассоциации «Золотая маска» Эдуард Бояков (вот же умеет человек стильно носить хоть фрак, хоть джинсовые клеши) и «футболист» Валерий Баринов (номинант на лучшую мужскую роль и по совместительству тренер футбольной команды Малого театра).

Михаил Швыдкой в костюме и при галстуке изящно отвертелся, что пришел в форме шахматиста. Прочие остались при своих костюмах, декольте или джинсах.

Ответственность за вручение премий поделили между собой звезды театра и спорта: Инга Оболдина и спортивный комментатор Василий Уткин (ведущие), Ингеборга Дапкунайте и Владислав Третьяк, Лев Додин и Ирина Роднина, Федор Чеханков и Валентина Попова (чемпионка мира по тяжелой атлетике) и так далее.

И выяснилось, что опера сродни тяжелой атлетике (взять вес — что взять верхнее до). Оперетта бодрит, как фитнес. А в драме есть что-то от греко-римской борьбы и от парного катания (от поддержки партнера зависит, удержишься ли ты на высоте).

Атлет Владимир Турчинский даже взялся скоренько обучить певцов расширять диафрагму, надув и разорвав обыкновенную грелку.

Театральную сцену и вовсе отдали на откуп спортсменам — олимпийским чемпионкам по художественной гимнастике, борцам кэндо, мастерам спорта по велосипедному триалу. Вот уж натерпелся страху первый ряд партера, когда те прыгали на задних колесах по краю сцены, — почаще бы театр дарил такие острые ощущения! Лауреаты поднимались за своими наградами, благодарили мам, партнеров, «девушку на третьем ярусе, место 59, — мою жену» (Александр Выскрибенцев), «собаку, которая помогает мне в работе» (Сергей Бархин), «Наталью Яковлевну и Феликса Семеновича» — это маму с папой (Дмитрий Черняков, уже привыкший получать «Маски» пачками).

А параллельно на экране шла «прямая» трансляция марафонского забега с «олимпийским» огнем по улицам Москвы, снятая в духе гонки «Лицедеев» по улицам Ленинграда из фильма «Как стать звездой». Впереди — олимпиец с огнем, а за ним — группа поддержки и примкнувшие персонажи. Разволновавшийся упитанный Заяц из Театра Образцова, доктор Чехов, сбежавший с постамента в Камергерском переулке, балерина, Борис Годунов, контрабасист с контрабасом, милиционер, потерявший голову вместе с фуражкой.

Публика хохотала, но чемпионом церемонии по части радости стал разменявший девятый десяток Николай Пастухов, лауреат премии «За честь и достоинство». Его здоровому духу мог бы позавидовать любой олимпиец: «Я как-то нагрешил, пошел в церковь Нечаянной Радости, покаялся, причастился, домой пришел, телевизор включил — батюшки, да я медаль эту, „Маску“, получил. Ну разве не чудо?!»

Лауреаты премии «Золотая маска-11» за 2003-2004 год

Наталия Сологуб женская роль в балете («Форсайт в Мариинском», Санкт-Петербург)
Андрей Меркурьев мужская роль в балете («Форсайт в Мариинском», Санкт-Петербург)
«Тряпичный угол» современный танец («Эксцентрик-балет» С. Смирнова, Екатеринбург)
«Форсайт в Мариинском» балет (Мариинский театр)
Ирина Макарова женская роль в опере (Амнерис, «Аида», Театр оперы и балета, Новосибирск)
Роберт Хэйл мужская роль в опере (Голландец, «Летучий голландец», Большой театр)
Александр Анисимов дирижер («Леди Макбет Мценского уезда», Музыкальный театр, Ростов-на-Дону)
Дмитрий Черняков режиссер в оперном театре («Аида», Театр оперы и балета, Новосибирск)
«Аида» оперный спектакль и приз критики (Театр оперы и балета, Новосибирск)
Александр Выскрибенцев мужская роль в мюзикле (Миллионер, «В джазе только девушки», Театр музыкальной комедии, Новосибирск)
«В джазе только девушки» мюзикл (Театр музыкальной комедии, Новосибирск)
Зиновий Марголин художник в оперном театре («Леди Макбет Мценского уезда», Музыкальный театр, Ростов-на-Дону)
Сергей Иванников художник в кукольном театре (“Athanatomania”, театр «Сказка», Абакан)
Анна Викторова режиссер в кукольном театре («Всадник Cuprum», театр «Кукольный формат», Санкт-Петербург)
«Всадник Cuprum» спектакль кукольного театра («Кукольный формат», Санкт-Петербург)
«Апокалипсис» новация (театр «Тень», Москва)
Ирина Пегова женская роль в драме (Соня, «Дядя Ваня», Театр Олега Табакова)
Константин Райкин мужская роль в драме (Ричард, «Ричард III», «Сатирикон»)
Сергей Бархин художник в драме («Скрипка Ротшильда», МТЮЗ)
Миндаугас Карбаускис режиссер в драме («Когда я умирала», Театр Олега Табакова)
«Когда я умирала» драматический спектакль малой формы (Театр Олега Табакова)
«Скрипка Ротшильда» драматический спектакль большой формы (МТЮЗ)
«Мойщик окон» зарубежный спектакль, показанный в России (Театр танца Вупперталь под руководством Пины Бауш)
«Ричард III» приз зрительских симпатий («Сатирикон»)
Людмила Глухова («Песни дождя», театр «ЧелоВЕК», Омск), хор Большого театра, «Макбет» (Саха театр, Якутск), актер Александр Ронис («Pro-Турандот», «Приют комедианта», Санкт-Петербург) — спецпризы жюри
Георгий Хугаев (посмертно) и Николай Пастухов за честь и достоинство
Петр Сумин (губернатор Челябинской области) и компания «Аэрофлот» за поддержку театрального искусства