RuEn

Марафон открытий

В столице стартовал XXI Национальный театральный фестиваль «Золотая маска»

Один из самых представительных театральных форумов страны, на который съедутся лучшие российские спектакли прошлого сезона, открылся в минувшие выходные и завершится 11 апреля традиционной церемонией награждения победителей, которая в этот раз пройдет в Театре им. Моссовета.

Открыл фестиваль один из главных фаворитов за все время существования фестиваля «Золотая маска» — петербургский МДТ — Театр Европы. На гастроли в Москву питерцы привезли легендарную работу Льва Додина «Братья и сестры». В нынешнем году этот спектакль, ставший чудом и гордостью русской сцены, отпраздновал свое 20-летие. И в выходные то что называется «вся театральная Москва» толпилась в помещении чеховского МХТ. Журналисты и телеведущие, писатели и политики, актеры, режиссеры и студенты проникали всеми правдами и неправдами через кордоны охраны. Постановка действительно уникальна. За шесть часов, что длится спектакль, публика медленно и неотвратимо втягивается в жизнь русской деревни Пекашино: в череду ее будней и праздников, сева и уборки урожая, в круговорот любовей, измен, предательств, прощений и прощаний. И происходит то самое превращение зала, когда разнородная масса становится единым существом, о котором Вольтер мог бы с полным правом сказать: «нация собирается в партере». Заданный МДТ и Львом Додиным уровень в первый день фестиваля преподнес своего рода шкалу оценок номинантам нынешней «Маски».

Собранные в афише лучшие спектакли прошлого сезона дают представление, чем дышит русский театр. На этом фестивале одна из самых сильных конкуренций, видимо, разгорится в номинации «Новация». Занимательная кукольная придумка Ильи Эпельбаума — библейский «Апокалипсис», сыгранный в спичечном коробке, рассчитан на одного зрителя. Инновационная постановка главного креативщика нашего театра явно побивает все рекорды «маленькой сцены». Но «Апокалипсис» не единственное чудо программы. Световое инженерное шоу «Триада» московского театра «ЧерноеНЕБОбелое» соседствует с подчеркнуто «рукодельной» постановкой «Господин Кармен» питерского Русского инженерного театра. Уже хорошо известные «Маске» его создатели Максим Исаев и Павел Семченко примерили новое амплуа — рыжих клоунов, агрессивных, бесшабашных, с радостью делающих что-то непозволительное. Они с упоением то шинкуют розу, как петрушку, то выжимают в стакан с вином половую тряпку. Поиграв в слова на школьной доске, стерев всех «Кармен» и всех «Хосе», неутомимые клоуны перерезают веревочки своим марионеткам.

«Песни дождя», по определению постановщика Игоря Григурко, — спектакль-телосозерцание по мотивам светской поэзии Далай-ламы IV. Под пение-рассказ сказительницы молодые актеры омского театра «ЧелоВЕК» показывают вереницы любовных историй: счастливых и несчастных. Танец-битва приходит на смену любовному треугольнику. Прекрасные тела сплетаются, перетекают друг в друга, видно, как вибрирует каждая мышца. Головоломные цирковые трюки выполняются с такой естественной легкостью, что кажутся элементами какого-то древнего ритуального танца.

Традиционно сильна программа спектаклей малой формы (из шести наименований — три московских). Похоже, что основная борьба развернется между «Лестничной клеткой» маститого Юрия Погребничко (московский театр «Около дома Станиславского») и спектаклем «Когда я умирала» молодого Миндаугаса Карбаускиса (Театр-студия п/р Табакова). Из спектаклей провинции также любопытен «Король умирает» Э. Ионеско (омский Театр драмы).

Среди спектаклей большой формы несколько особняком стоит работа Камы Гинкаса «Скрипка Ротшильда», завершающая трилогию по рассказам Чехова на сцене столичного ТЮЗа. Гинкас поставил ясный, сильный, мудрый спектакль о самом страшном — о жизни, из которой сам человек вычеркнул смех и радость, нежность, закаты, старую вербу на берегу реки и саму реку с ее барками и берегами. Москва представлена спектаклями «Ричард III» «Сатирикона», «Дядя Ваня» «Табакерки» и «Мещане» МХТ. Из привезенных спектаклей особого внимания заслуживает «Макбет» Э. Ионеско в якутском театре им П. Ойунского. Молодой режиссер Сергей Потапов точно поймал качающийся, страшноватый ритм французского абсурдиста и его стебную интонацию в обрисовке выродившегося мира. На сцене мрачноватый цирк резвящихся ведьм-шаманок. Они кружатся по сцене, визжат, ворожат. Взмах белой простыни — и на месте седой старухи молодая красавица. Еще взмах — красавица снова превращается в старуху. В этом мире нет ни воздаяния, ни награды, ни «плохих», ни «хороших». Хоровод личин, который не остановит даже смерть Макбета.

После нескольких пустых сезонов радует кукольная программа фестиваля. Тут и не в первый раз приезжающие на «Маску» абаканский театр «Сказка» (спектакль Athanatomania) и Театр кукол из Пензы («Забытая сказка»). И новые имена: Театр актера и куклы Республики Саха из Нерюнгри (постановка «Человек») и петербургский театр «Кукольный формат» (спектакль «Всадник CUPRUM»).

Театралам Москвы надо запасаться терпением, любовью к театру и готовить себя к марафону: ведь в театре, как в жизни, возможно сделать еще много открытий. На этот раз свои открытия демонстрируют лучшие театры страны.
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности