RuEn

Жажда жизни

Миндаугас Карбаускис, поставивший «Рассказ о семи повешенных» Леонида Андреева в Театре под руководством Олега Табакова, в очередной раз исследует пограничное состояние между жизнью и смертью.

Фабула рассказа незатейлева: полиция раскрывает готовящееся покушение на министра, арестовывает пятерку молодых террористов — младшей 19, старшему 28 лет, над ними быстро вершат суд и выносят смертный приговор. Но режиссер не останавливается на этих событиях, не выясняет, кто прав, кто виноват, его интересует другое: как герои распоряжаются последними часами. Сережа Головин (Александр Скотников) делает гимнастику по Мюллеру, которая отлично укрепляет мышцы, а потом вдруг понимает, что это ему теперь ни к чему, что, напротив, надо, чтобы в теле осталось как можно меньше жизни. У Муси (Яна Сексте), еще совсем девчонки с двумя тугими косичками, от возбуждения горят глаза, когда она представляет себя среди мучеников, пострадавших за общее дело. Вернер (Алексей Комашко) напоследок разыгрывает сложную шахматную партию, пытаясь отогнать тревожные мысли. Василия Каширина (Алексей Усольцев) надвигающаяся смерть лишает способности думать и чувствовать, превращает в большую тряпичную куклу. Таня Ковальчук (Дарья Калмыкова) заботится о товарищах, тепло прощается с каждым. К революционерам добавляют двух уголовников — батрака Янсона (Александр Воробьев), убившего своего хозяина, а теперь твердящего словно в забытьи: «Меня не надо вешат», и разбойника Цыганка (Дмитрий Куличков), воспринимающего казнь как очередную забаву.

Карбаускис наделен талантом точно и тонко раскладывать прозу на голоса, из монолита текста извлекать живые театральные сценки. Чего стоит только тот эпизод, где Цыганку предлагают стать палачом, и он воображает себя в кумачовой рубахе на залитой светом площади. А когда оказывается, что место уже занято, не расстраивается — в мечтах он уже достаточно налюбовался собой. Дмитрий Куличков, один из самых интересных молодых актеров сегодня, покоряет способностью жонглировать ролями: сдержанные, рассудительные интонации рассказчика тут же сменяются бесшабашными, озорными выходками Цыганка. Благодаря кропотливой работе в спектакле сложился сильный актерский ансамбль, в котором каждый уверенно ведет свою партию, не заслоняя при этом других. 

Не смотря на мрачность темы, постановка наполнена мягким юмором и удивительным жизнелюбием. Карбаускис не столько хочет показать, как страшно умирать, сколько, как хорошо на свете, братцы, жить. Как здорово в морозный солнечный день скатиться со смехом и визгом с ледяной горки, а потом вбежать в теплое помещение и греться, подпрыгивая, похлопывая себя руками, обнимаясь и целуясь с друзьями. И если семерке осужденных эти нехитрые радости уже недоступны, то зрителям молодой, но мудрый режиссер советует ценить каждое мгновение.