RuEn

Здоровый дух

Фестиваль «Золотая маска» обрел спортивную доблесть

Оба жюри «Золотой маски- 2005» — драматическое и музыкальное выдали объективные решения по абсолютному большинству пунктов премиального списка. Победили сильнейшие, и в этом смысле идея провести церемонию закрытия в спортивном духе пришлась как нельзя кстати.

Без церемоний

На билетах слово «церемония» было зачеркнуто, а рядом пропечатано: спортивно-оздоровительное мероприятие. Слоган гласил: «О, спорт, ты мир, а мир, как известно, — театр». Сочинила все это режиссер Нина Чусова, известная театральная выдумщица, и упрекнуть ее практически не в чем: вечер в Театре им. Моссовета прошел вполне бодро. В фойе стояли тренажеры, декорация была стилизована под спортивную площадку, листочки с именами лауреатов доставали из баскетбольных мячей. Из лож, размахивая шарфами, скандировали речевки фанаты, а распоряжаться мероприятием актрисе Инге Оболдиной помогал спортивный комментатор Василий Уткин. Но главное, на сцену для вручения «Масок» выходили Ирина Роднина, Владислав Третьяк и баскетбольная команда ЦСКА. Люди спорта вызвали у театральной публики радость и умиление. А также гордость за театр, представший в столь выгодном отражении. 

Опера: триумф Новосибирска

Второй год подряд «Золотая маска» за лучший оперный спектакль достается Новосибирскому театру оперы и балета. В этом году это означало больше, чем признание профессионального качества. Постановка «Аиды» как раз уязвима, если рассматривать ее как последовательно воплощенную художественную идею. Она скорее знак курса, выбранного лидерами молодого поколения, искренними и модными одновременно. «Аида» оказалась способна расколоть и сплотить общество. Расколоть — по эстетическим предпочтениям. Сплотить — вопреки цеховым. Постановщик оперы Дмитрий Черняков, в энный раз ставший лауреатом «Маски», справедливо сказал о том, что опера начинает восприниматься как неотъемлемая часть современного театра. На спектакль сбежались далеко не только операманы, но и вся московская художественная тусовка. А пресса, аккредитованная на фестивале, будучи уверена, что жюри под предводительством Родиона Щедрина «Аиду» прокатит, сговорилась выдать ей приз критики. Но сражение между официальным судом и партией прогресса не состоялась: новосибирский спектакль наградили и судьи, и критики — причем последние впервые за историю фестиваля отдали свои предпочтения не драматическому спектаклю, а опере.

Директору Новосибирского театра Борису Мездричу у себя дома сильно достается за оперный арт-хаус, которому он дал ход в крупном государственном театре. Но в Москве союз сибиряков со столичными мастерами приносит победы. Лучшей певицей признали москвичку Ирину Макарову, ярко сыгравшую в «Аиде» Амнерис. Ложкой дегтя стало то, что премией обнесли дирижера Теодора Курентзиса, которому пришлось бороться с акустикой Кремлевского дворца и неритмичным Радамесом. Но в победе команды его вклад был одним из решающих. 

В этом году дирижерский конкурс на «Маске» был редкостно сильным — при том что Валерий Гергиев декларативно запретил себя номинировать. Дирижерская «Маска» досталась Александру Анисимову, сделавшему в ростовском театре работу европейского класса — оперу Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».

Большой театр, попавший в целых семь номинаций, был удостоен лишь премии за лучшую мужскую роль — ее получил опытный американский легионер Роберт Хейл, спевший «Летучего голландца», — и спецприза за работу хора. Присутствие оперы Большого театра на фестивале растет с каждым годом, что абсолютно закономерно. Но побеждает тот, кто эффектнее рискует, — а в данном случае это были новосибирцы.

Весьма показательно, что в номинации «Оперетта/мюзикл» тоже победил Новосибирск — музыкальный спектакль «В джазе только девушки», выпущенный местным Театром музкомедии, выиграл у технологичного московского мюзикла «Ромео и Джульетта», а персональную награду получил стильно танцевавший «простак» Александр Выскрибенцев.

Балет: американский Петербург

Интрига балетного конкурса заключалась в соперничестве двух балетов Большого («Ромео и Джульетта» в постановке тандема Доннеллан — Поклитару и «Магриттомания» русско-американского хореографа Юрия Посохова) и спектакля «Форсайт в Мариинском». На таком фоне меркли даже очередная программа балетов Баланчина из Мариинки и баланчинская же «Серенада», представленная Пермским театром.

Петербург, заполучив главного хореографа современности Уильяма Форсайта, продолжил свой путь последовательного освоения мировых шедевров. Большой более радикально отряхнул прах последних бесславных десятилетий, но выбрал другой вариант интеграции в мировую лигу — нашел постановщиков, способных создавать спектакли на цивилизованном международном уровне.

«Маски» за лучший спектакль, лучшую женскую (Наталья Сологуб) и мужскую (Андрей Меркурьев) роли досталась «Форсайту в Мариинском». Действительно, сегодня любое соревнование с этим концентратом лучших работ лучшего хореографа мира выглядит попыткой паровоза взлететь за космическим кораблем. А ведь еще пять лет назад Форсайт был для любой мариинской сильфиды чем-то вроде научной фантастики.

Современный танец — самая захватывающая балетно-танцевальная часть «Маски» последних лет в этом году оказалась самой невыразительной. Эксперты вытянули в финал целых семь спектаклей, но почти все они выпадают в общий серый осадок. Так что гвоздем «Маски» в этом разделе стала презентация книги Екатерины Васениной «Российский современный танец. Диалоги» — первой в России, посвященной этому динамично развивающемуся жанру. А вот награда, выданная среднестатистическому Эксцентрик-балету Сергея Смирнова и их спектаклю «Тряпичный угол» — прокол жюри. Приятно, что единственный.

Драма: в Москву, в Москву

Премиальный сюжет в разделе драмы требует разве что минимальных комментариев. Во-первых, за вычетом двух спецпризов все «Золотые маски» остались в Москве, а значит, жюри под председательством театроведа Инны Соловьевой, отставив в сторону соображения политкорректности, судило спектакли исключительно с эстетических позиций. 

Во-вторых, хорошо, что два действительно лучших спектакля были разведены по разным номинациям. В итоге «Скрипка Ротшильда» Камы Гинкаса (МТЮЗ) выиграла в «большой форме», «Когда я умирала» Миндаугаса Карбаускиса (Театр п/р О. Табакова) — в малой. Лучшим художником справедливо был назван Сергей Бархин, выстроивший в «Скрипке Ротшильда» целый городок из ладных свежеструганых гробов. Лучшим режиссером стал Миндаугас Карбаускис — «Золотая маска», таким образом, официально подтвердила очевидное: 33-летний Карбаускис, всегда чуравшийся сравнений с ровесниками, не нуждается ни в каких оговорках про новое поколение — он спокойно и уверенно встал вровень с признанными лидерами сегодняшнего русского театра.

Радостно, что «Золотую маску» за лучшую женскую роль получила Ирина Пегова — замечательная Соня из «Дяди Вани» (в постановке опять-таки Карбаускиса). Хотя тут у жюри был трудный выбор: и Евдокия Германова («Когда я умирала»), и Алла Покровская (мхатовские «Мещане») играли в этом сезоне превосходно. Но отдать приз Ирине Пеговой за ее первую большую и значительную роль — это ведь и в самом деле красиво.

Наверняка непросто было выбирать и между работами Валерия Баринова («Скрипка Ротшильда») и Константина Райкина («Ричард III» в «Сатириконе»). Возможно, в этом пункте жюри учло то, что «Скрипка Ротшильда» и так получает две «Золотые маски». Но можно поверить и критикам, смотревшим «Ричарда III» не только на премьере, и со всей ответственностью заявляющим, что сейчас Райкин играет намного мощнее, чем на первых показах. «Ричарду III» достался, кстати, и приз зрительских симпатий, учрежденный компанией Nestle, которая на всех фестивальных показах угощала публику кофе и раздавала анкетки для голосования. 

Наши аплодисменты — решению отдать приз «Новация» спектаклю «Апокалипсис» театра «Тень» (о котором «Ведомости» писали вчера). Очередные овации — спектаклю легендарной Пины Бауш «Мойщик окон» («Золотая маска» за лучшие гастроли сезона).

Хмыкнуть можно разве что по поводу спецприза с формулировкой «за соединение национальных традиций с поэтикой европейского авангарда» — это про якутский «Макбет» по пьесе Ионеско (Саха-театр им. Ойунского). Впрочем, этот бодрый спектакль с отлично тренированными артистами вполне соответствовал спортивному стилю церемонии. Второй спецприз драматическое жюри отдало актеру Александру Ронису, сыгравшему Калафа в «Pro Турандот» Андрея Могучего. Тут хмыкать не станем: забавный был этот Калаф.

От статуса к сути

На 11-м году жизни фестиваль «Золотая маска», похоже, обрел идентичность. Сама процедура отбора, конкурса и показа была хорошо отработана в первое десятилетие. Но сам фестиваль шарахался в поисках собственного смысла. Он то стремился доказать статус национальной театральной премии, помпезно проводя заключительные церемонии на сцене Большого театра, то скатывался к стилю задушевных посиделок актерской братии и награждал себя капустниками на сценах попроще. Теперь статус доказывать уже не надо, и от излишнего официоза можно легко остаться в стороне. На церемонии официальных лиц почти не наблюдалось. Разве что символическое вбрасывание мяча поручили Михаилу Швыдкому.

«Золотая маска» образца 2005 г. стала праздничным, но рабочим мероприятием со здоровым процентом состязательности. Это доказали и качественная работа жюри, и церемония с красивой идеей отражения театральных достижений в зеркале спорта.
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности