RuEn

Победителям устроили сцену

Объявлены лауреаты «Золотой маски»

В Театре имени Моссовета состоялось закрытие фестиваля «Золотая маска» и церемония награждения лауреатов одноименной национальной театральной премии «Золотая маска» (телеканал «Россия» будет транслировать ее завтра). Из Театра имени Моссовета — ТАТЬЯНА Ъ-КУЗНЕЦОВА и РОМАН Ъ-ДОЛЖАНСКИЙ.

Закрытие «Золотой маски» режиссер Нина Чусова поставила в стиле спортивного мероприятия — возможно, тему подсказала спортивная терминология, которую из года в год используют театральные критики, описывая конкурс «Золотая маска». Театр Моссовета был украшен эмблемами спортклубов, вел церемонию популярный комментатор Василий Уткин вместе с Ингой Оболдиной, призы вручали известные спортсмены, поддержанные драматическими актерами. Страсти кипели как на футболе.

Музыкальный театр оценивала судейская коллегия под предводительством Родиона Щедрина. Из 14 членов жюри только 3 разбираются в балете: Майя Плисецкая (которую представлять не надо), Наталья Касаткина (экс-солистка Большого, балетмейстер и худрук Театра классического балета) и Мария Ратанова (критик и историк балета). Ввиду малочисленности компетентных судей балетные результаты могли быть самыми непредсказуемыми. Однако оказались на удивление адекватными (то есть совпадающими с мнением корреспондента Ъ). Приз за лучший спектакль получил «Форсайт в Маринке», лучшей балериной и лучшим танцовщиком оказались солисты этой программы Наталья Сологуб и Андрей Меркурьев. Еще по ходу фестиваля было понятно, что Пермский театр оперы и балета (с баланчинской «Серенадой») и московский Большой (с «Магриттоманией» Юрия Посохова и нашумевшим «Ромео и Джульеттой» английского режиссера Деклана Доннеллана и молдавского хореографа Раду Поклитару) Мариинке не конкуренты. Однако на приз претендовала и другая программа петербуржцев — «Приношение Баланчину» вместе с главной балериной театра Ульяной Лопаткиной. Забаллотировав сразу две иконы XX века (господина Баланчина и госпожу Лопаткину) и отметив неименитых солистов в авангардном репертуаре, судьи поддержали руководство Мариинки, не желающее превращать театр в музей и готовое к вызовам нового века, а заодно и продемонстрировали прогрессивность взглядов.

В современном танце, увы, малосведущими оказались все члены жюри. Зал ахнул, когда «Золотую маску» получил «Тряпичный угол» екатеринбургского «Эксцентрик-балета» Сергея Смирнова — непомерно растянутый эстрадный номер на старобалетную тему «и куклы имеют сердце». Возможно, судей подкупила незатейливость высказывания и хорошая физподготовка артистов, изображающих марионеток, но к современному танцу эти ужимки и прыжки не имеют отношения. Жертвой жюри в который раз пали екатеринбургские «Провинциальные танцы» со спектаклем Lazy Susan — поэтичный мир хореографа Татьяны Багановой фатально недоступен любому составу судей.

Не секрет, что нынешняя программа драматического театра в целом оказалась слабее, чем, например, год назад. Таковы были «предлагаемые обстоятельства» сезона 2003-2004 годов. Ни петербургские, ни провинциальные спектакли, по общему мнению, не могли составить достойной конкуренции столице. Жюри выбрало в качестве лучшего спектакля большой формы «Скрипку Ротшильда» Московского ТЮЗа в постановке Камы Гинкаса — не лучшая постановка даже этого режиссера, но все-таки работа мастера. Два года назад на «Маске» побеждал предыдущий спектакль из его чеховской трилогии — «Дама с собачкой».

И все-таки триумфатором нынешнего фестиваля по части драматического нужно считать не господина Гинкаса, а молодого режиссера Миндаугаса Карбаускиса. Помимо «Золотой маски» за спектакль «Когда я умирала» (Театр-студия Олега Табакова) он получил еще и приз за лучшую режиссуру. А актриса Ирина Пегова, исполнившая роль Сони в «Дяде Ване» все того же господина Карбаускиса, награждена за лучшую женскую роль. Вообще фаворитом конкурса считалась Алла Покровская, потрясающе сыгравшая в «Мещанах» Художественного театра. Но, видимо, по убеждению большинства членов жюри, раздраженных творчеством Кирилла Серебренникова по определению, любой актер или актриса, сотрудничающие с этим режиссером, лишают себя права на награду. Что касается Константина Райкина с его шекспировским Ричардом III, то тут неожиданности не случилось. Кто лучше всех сыграл — тот и стал триумфатором.

В оперном мире триумфатором стал другой молодой режиссер — Дмитрий Черняков. Его «Аида», поставленная в Новосибирском театре оперы и балета, забрала целых три «Маски» — за лучший спектакль, лучшую режиссуру и лучшую женскую партию (Ирина Макарова — Амнерис). Вообще, «Аида», потерявшаяся на сцене Кремлевского дворца, в Москве прошла не лучшим образом. Но режиссуру жюри все-таки «разглядело», а вот дирижер Теодор Курентзис пал жертвой кремлевской акустики. В итоге лучшим дирижером (тоже вполне справедливо) признан Александр Анисимов — «Леди Макбет Мценского уезда» Ростовского музтеатра. За оформление этого же спектакля «Маску» получил художник Зиновий Марголин. 

Наконец, в номинации «Новация» победил десятиминутный спектакль «Апокалипсис» московского театра «Тень». Простому зрителю мнение жюри под председательством профессора Инны Соловьевой вряд ли удастся сравнить со своим собственным: «Апокалипсис» играется режиссером и художником Ильей Эпельбаумом для одного зрителя, поэтому очередь на просмотр уже расписана на много месяцев вперед. Так что это тот редкий случай, когда с решением судей театральной общественности пришлось согласиться без обсуждений.