RuEn

Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпе

«Седьмой подвиг Геракла» в «Мастерской Петра Фоменко».

В Театре «Мастерская П. Н. Фоменко» состоялась премьера спектакля «Седьмой подвиг Геракла» по пьесе Михаила Рощина, написанной 57 лет назад. Поставил спектакль художественный руководитель театра Евгений Каменькович. 

Глава первая. Геракл. Миф. Древняя Греция. 

Могущественный герой Геракл, сын Зевса и Алкмены, благополучно жил в Фивах в окружении любящей жены и детей. Но однажды коварная Гера наслала на него безумие. Не понимая, что он делает, Геракл убил своих детей. За это страшное преступление Аполлон приказал герою поступить в услужение к трусливому царю Эврисфею и выполнить двенадцать его заданий. Геракл их выполнил, прославив этими подвигами свое имя в веках.

Согласно Псевдо-Аполлодору пятым подвигом Геракла стала очистка конюшен царя Элиды Авгия (у Псевдо-Гигина и Диодора это шестой подвиг, у Авсония и Сервия — седьмой). Хозяйственное подразделение царя почему-то принято называть конюшнями, хотя на самом деле там содержались быки и коровы. Поэтому справедливости ради будем в дальнейшем называть их скотным двором или хлевом.

Могущественный отец Авгия бог Гелиос подарил сынку невероятные богатства, в том числе огромное стадо, состоящее из трехсот быков с белоснежными ногами и двухсот красных быков. Главным украшением стада считались двенадцать белых быков. Одно животное обладало невероятной красотой, которую сравнивали с сиянием звезды. Коров же в стаде было в десять раз больше. Ежегодно стадо давало щедрый приплод. Авгий обожал своих быков, и у него даже появилась идея-фикс: он постоянно пытался их сосчитать, но сбивался. И при этом мало обращал внимание на поддержание чистоты в скотном дворе. В результате он стал буквально утопать в навозе, но никто не брался за титаническую работу по его очистке. Неприятный запах распространился по всему греческому полуострову. Почувствовал его и Эврисфей, который, желая унизить Геракла, отправил его заниматься санитарной обработкой скотного двора.

Геракл отказаться не мог, но решил на этом подвиге немного заработать, предложив Авгию «бизнес-план»: если он сделает эту нелегкую и грязную работу за один день, должен получить в качестве вознаграждения десятую долю многочисленного стада. Авгий согласился, поскольку посчитал, что один человек такую работу сделать не в состоянии. Геракл обладал не только огромной силой, но и умом. Он за одну ночь сломал ограду скотного двора и выкопал глубокий канал. По этому каналу из рек Алфея и Пенея хлынула вода и смыла весь навоз. Жадный Авгий заявил, что это нечестно. И что вместо Геракла «поработала» вода. Поэтому он отказался выдать герою награду за подвиг. 

Глава вторая. Геракл. Пьеса. XX век.
В 1963 году тридцатилетний литератор Михаил Рощин, почувствовав ростки свободомыслия в стране, написал невероятную даже для того оттепельного времени пьесу «Седьмой подвиг Геракла», принесшую автору известность в советском театральном мире. Но в другом мире — партийно-бюрократическом — она была признана антисоветской и запрещена. Слава Богу, к тому времени прошло уже 10 лет со дня смерти лучшего друга всех писателей, и поэтому Рощина не посадили. Но пьеса ходила в самиздате. Известный критик Марина Давыдова писала: «Где именно расположены авгиевы конюшни и правит богиня лжи Ата, понимали даже школяры».

На полке пьеса пролежала 25 лет. Ее поставил в Театре «Современник-2» Михаил Ефремов только в 1988 году, вдохновившись духом перестройки. Спектакль, по словам режиссера, «был очень критический, там царю Авгию вешали на грудь разноцветные квадратики, как Брежневу – медали». Наверное, партийные и советские начальники терпели такое, скрипя зубами.

В самом деле, в пьесе выносился приговор не только бюрократической системе государства, но и всему обществу. Процитирую лишь два фрагмента пьесы.

«ГЕРАКЛ. Люди помирают: от старости, от ран, от болезней, от чего хочешь. Но еще никто не умер от стыда, от стыда, понял? Зачем боги послали меня сюда? На каждом шагу встречаются те, что срослись с Атой. Срослись! Если ударить мечом, разрубить, пойдет кровь. Всюду Ложь. И к ней привыкли. Открой им глаза — они ослепнут. Сними с них ярмо — у них ничего не останется… Я готов драться, я могу разнести Элиду в клочья, но толку-то? Прок-то будет ли?»

Один из главных персонажей пьесы — Ата — богиня лжи и обмана, антагонист Геракла, пытающегося вразумить жителей Элиды и направить их на благие дела.

«АТА. Им не нужно ничего. Да, они живут плохо, они невежественны, трусливы, глупы, но их это не тяготит. Обслуживая скотов, они сами стали скотами. Больше того. Скоты, за которыми они ухаживают, гораздо капризнее, требовательнее, чище и гораздо лучше знают себе цену, чем эти люди. Ты хочешь напомнить им, что они люди? Зачем? Ты сделаешь их несчастнее, только и всего. Они станут желать, а где они возьмут то, чего станут желать? Оставь их! Есть еще чудовища, львы, гидры — для твоей силы и страсти хватит подвигов. Но зачем переделывать людей? Это пустое занятие. И неблагодарное. Ты прав, они срослись со мной — но, значит, их это устраивает. Пусть не всех. Но многих. Большинство. Слава Элиде!»
(Оба монолога цитируются по тексту сценической редакции театра «Мастерская П. Н. Фоменко»)

Как понимает читатель, пьеса и в конце 80-х не особо ласкала слух власть предержащих. Но время было такое, что им приходилось терпеть. Терпели недолго — Театр-студия «Современник-2» вскоре перестала существовать.

Глава третья. Геракл. Театр. XXI век.

Спустя 32 года после спектакля Михаила Ефремова пьесу в «Мастерской П. Н. Фоменко» решил поставить её худрук Евгений Каменькович и вовлек в свою затею представителей среднего и молодого поколения «фоменок».

Наверное, в наши дни, когда практически обо всем можно говорить открыто, эзопов язык пьесы кому-то может показаться архаизмом. Но режиссер вместе с художником-сценографом Марией Митрофановой, художником по костюмам Марией Боровской, автором стихотворных текстов и музыки к песням Германом Бескедовым и другими соавторами спектакля нашли какой-то очень точный, яркий театральный язык и способ актерского существования, благодаря чему их масштабное площадное зрелище смотрится и слушается с большим вниманием и интересом. И уже упомянутый эзопов язык лишь подогревает этот интерес.

Выразительно сценографическое решение. Его доминантой становится стадо разноцветных — красных и белых, как в мифе — симпатичных толстеньких резиновых надувных бычков, рядами расставленных на сцене. Ближе к финалу спектакля их поголовье достигнет невероятных масштабов, и сцена будет буквально утопать в увесистых тушках. Периодически стадо будет пополняться более крупными особями, в том числе огромным позолоченным быком, который тоже фигурирует в мифе.

Важная сценическая деталь — громадное сооружение, сделанное из белых металлических прутьев и напоминающее то ли неприступную стену, то ли уменьшенную копию Кносского лабиринта, сквозь узкие ходы которого многие герои будут пробираться к месту основного действия. В финале эта стена сыграет решающую роль в победе справедливого дела Геракла над силами зла.

Начнется спектакль лукавой и немного брутальной песней менестреля, которая введет зрителей в курс дела и станет своеобразным предуведомлением к основному действу. А потом мы увидим стоящий на постаменте памятник герою, белоснежное одеяние которого и знание того, чем ему предстоит заняться, вызовет ассоциации с известным грубоватым пассажем. Геракл проснется, разомнет свои мускулы, и маховик действия начнет стремительно раскручиваться, увлекая зрителей необычным остроумным сюжетом, ярко выписанными характерами многочисленных персонажей и очень интересными актерскими работами.

Персонажей и связных с ними сюжетных коллизий в этом спектакле, как и в пьесе, действительно, очень много. Настолько много, что ты поначалу немного теряешься и порой даже начинаешь путать действующих лиц. Здесь сплелись судьбы не только главных героев, но и самых разных жителей Элиды. Правит бал здесь первый после Авгия человек в Элиде, «серый кардинал» Периклимен, всеми силами пытающейся ублажить царя, ежедневно предоставляя ему статистическую информацию о росте поголовья бычков. Брат этого царедворца по имени Нестор — типичный представитель «гнилой интеллигенции» — беззаветно воюет с антинародным режимом и становится мозговым центром борьбы Геракла против супостатов. Фигурируют здесь известный герой Тезей, его жена — бывшая царица амазонок, а также гетера Мелита, царедворцы, оппозиционеры, надзиратели, скотники, воины, рабы. И у каждого из них свой особый характер, своя история, своя линия поведения. 

Главная интрига состоит в нравственном противостоянии упрямо желающего совершить свой седьмой подвиг Геракла и царя Авгия, понимающего, что чистка его скотного двора может привести к утрате стабильности и другим непредсказуемым бедам его царства и, главное — к возможному сокращению стада столь любимых им бычков. Практически во все дела вмешивается коварная Ата, то и дело пытающаяся сбить с пути истинного и героев, и простых граждан и всячески склоняющая их ко лжи. Например, рассказывает Гераклу и Авгию страшную притчу о том, что некий юноша отправился разыскивать Истину. Он долго скитался и, наконец, нашел убежище Истины в каком-то мрачном подземелье. Он спускается туда и видит: во тьме, в зловонии, среди жаб и змей, приковано к стене цепями омерзительное, лохматое, жалкое чудовище…

«АТА. (декламирует) И юноша бедный, упав, безутешно заплакал. Ведь было доподлинно истиной жалкое чудище. Подняв на неё свои очи, от слез потускневшие, Несчастный, дрожа, вопрошал обессиленным голосом: Как возвратиться мне к людям, согретым надеждою?! Как я посмею сказать им, чему был свидетелем?! Как принесу я им весть об уродливой истине?! И чудище молвило так герою в ответ: А ты, говорит, солги…
АВГИЙ. (сочувственно). Вот так вот, дорогой мой Геракл… Вот так вот…»

(Текст цитируется в сценической редакции театра «Мастерская П. Н. Фоменко»).

Увы, в одной небольшой заметке невозможно упомянуть всех занятых в спектакле артистов «Мастерской П. Фоменко». Все они очень хороши и как солисты, и как участники спаянного, сбалансированного ансамбля. Отмечу лишь некоторых. Типичного приближенного к трону прихлебателя играет Иван Вакуленко. Его Периклимен сметлив, подобострастен и всегда чувствует, куда ветер дует. Молодой артист вряд ли близко сталкивался в своей жизни с разного рода функционерами, но очень точно сыграл узнаваемый в свое время образ профессионального комсомольского работника. Симпатичен его брат — Нестор (Пётр Алексеенко) — долговязый, худой как щепка, очкастый, упрямый диссидент, напомнивший Знайку из известной сказки о маленьких человечках. Величественна и строптива бывшая царица амазонок Антиопа (Екатерина Смирнова) — красавица-жена Тезея, отчаянно ревнующая его к каждой встречной и поперечной и постоянно уличающая любимого народом героя во вранье. Важен, немногословен, солиден, но слабохарактерен и как будто совсем не злобив Авгий Алексея Колубкова. Иногда кажется, что он даже сочувствует Гераклу и всячески пытается отговорить его от опрометчивого поступка, который может навредить государству.

Умны и прекраснодушны Тезей и Геракл. Они импозантны, авантажны и даже монументальны, как и подобает героям. Но немного озабочены, т.к. это почетное звание обязывает их постоянно думать о благе людей и необходимости совершать ради этого разнообразные подвиги. Красавец с идеальным торсом Тезей (Амбарцум Кабанян), правда, не сразу соглашается помогать Гераклу в реализации его проекта, ибо всецело поглощен «женским вопросом» и ревностью жены. Геракл Никиты Тюнина благороден, отважен и решителен, но удручен увиденным в Элиде. Кроме того он находится в какой-то прострации, путая фразы, иногда не понимая где находится. Порой даже возникает подозрение, что он до сих пор не очухался от проклятия злой Геры. Кстати, нельзя не отметить, что Геракл в спектакле вовсе не корыстолюбив, как его мифический прообраз, и вовсе не требует от Авгия никакой мзды.

Изумительно хороша Мария Большова в роли Аты, щеголяющей в потрясающих костюмах и порой прыгающей по сцене на ходулях-джамперах. Такая лукавая красавица способна охмурить любого человека и внушить ему свои мерзкие мысли о торжестве лжи над правдой. Даже сам Геракл иногда надевает солнцезащитные очки, стараясь таким образом скрыться от ее зловещих и сладостных чар. Ему это удаётся, и он-таки совершает свой седьмой подвиг. Расстроенная Ата временно отступит. Но все понимают, что с ней надо держать ухо востро: она обязательно появится вновь и продолжит, сияя лучезарной улыбкой, искушать простых людей, царей и героев.

Сыгранный в вихревом темпоритме, изумительно мизанценированный спектакль «Мастерской П. Н. Фоменко» при всем его драйве, молодой удали и иронии актеров вызывает невеселые мысли. И ты невольно вспоминаешь шекспировские строчки: «Я зеркало поставлю перед вами, где вы себя увидите насквозь». Надеюсь, кто-то увидел. И что-то понял.

В финале белая стена, символизируя живительный поток рек Алфея и Пенея, очистит авгиев хлев от нечистот и сметет со сцены красно-белое поголовье крупного рогатого скота Элиды. А ликующие жители под бурные аплодисменты зрителей станцуют загадочный танец под дивные звуки Les Indes Galantes Жана-Филиппа Рамо. Они молоды и красивы. Они — нынешние, из XXI века. Им еще предстоит вычистить немало авгиевых скотных дворов, но уже самим, без Геракла. Чтобы про их страну не говорили, что она пахнет навозом. А про них самих — что они стали скотами.

Источник: Ревизор.ru
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности