RuEn

Попытка полета

Театр Музыки и Поэзии под управлением Елены Камбуровой — еще сравнительно молодой коллектив, успевший, однако, снискать громкую славу не только среди своих поклонников, но и на престижных фестивалях. Этот театр жив не только музыкой и песней, но и словом — не случайно именно на его подмостках выступает замечательная актриса Антонина Кузнецова, не случайно здесь находят пристанище кукольные спектакли, не случайно, наконец, актриса Ирина Евдокимова была удостоена нескольких наград на фестивалях моноспектаклей за постановку «Никто» по «Аккомпаниаторше» Нины Берберовой… Я люблю этот театр любовью странной — он завораживает, гипнотизирует, дарит ощущение полета, вернее, какого-то томительно-сладостного парения над бездной. Там, в глубине, остаются заботы, проблемы, неприятности; здесь — простор неба, музыка и ни с чем не сравнимое ощущение невесомости. Когда-то была невероятно популярна пьеса Йордана Радичкова «Попытка полета». Завершалась она драматически, но вот это ощущение освобождения от земных пут, счастья парения — запомнились на десятилетия. И - магическим каким-то образом повторяется на спектаклях Театра Музыки и Поэзии. Здесь ставит свои волшебные спектакли Иван Поповски — его «Абсент» и «Р. S. Грезы» можно смотреть по несколько раз, наслаждаясь прекрасной музыкой и изумительным пением артистов этой маленькой труппы. Зоя Бузалковска, молодой режиссер из Македонии поставила здесь удивительный спектакль «Счастливые дороги» по пушкинским «Цыганам», заставив зрителей чувственно пережить не только красоту напевов народа, рассеянного по всему миру, но и чеканность и мелодику стихотворных строк.
В самом конце ноября на сцене театра состоялся сотый, юбилейный спектакль «Капли Датского короля» (постановка Ивана Поповски). У этого спектакля судьба счастливая и прекрасная. Каждый, кто хоть раз был в Театре Елены Камбуровой, хорошо знает, что его маленькое пространство оформлено необычным образом — это пространство памяти, пространство, отданное дорогим лицам, предметам, воспоминаниям. По стенам — фотографии, их множество, на них улыбаются и хмурятся, живут и обращают нашу память, если вспомнить слова из «Гамлета», «зрачками в душу». Одна из них — фотография Булата Окуджавы, вероятно, бывшего для Елены Камбуровой тем же, чем был он для всего нашего поколения: чистым и светлым голосом надежды, голосом света и добра, на которые люди тянулись, словно на огонек. Песни Окуджавы пели на кухнях и в небольших залах, у костров и во дворах, всякий раз чувствуя счастье объединения, ту самую «круговую поруку Добра», по которой мы так тосковали и продолжаем тосковать в реальной жизни.
Спектакль «Капли Датского короля», премьера которого состоялась 9 мая 2003 года, в день рождения поэта, посвящен Булату Окуджаве отнюдь не пафосно и не для галочки — он пронизан духом поэзии Окуджавы, тонким юмором его воспоминаний, и жанр его можно было бы определить теплым и хорошим словом «застолье». Первый ряд зрителей оказывается за длинным деревянным столом, на котором стоят кувшины с вином, разложены на тарелочках лаваш, зелень, виноградные кисти — напротив сидят артисты. И начинается это застолье с песни «Виноградную косточку в теплую землю зарою…» — тихо, радостно, светло… Иван Поповски и замечатель ные артисты труппы Софы Звездай, Юрий Буторин, Анна Комова, Юлия Михеева Юрий Цендровский и юные дарования Глеб Дерябкин и Иван Гончаренко вместе с музыкантами Олегом Синкиныи и Вячеславом Голиковым и разыгрывают перед нами ставший популярным жанр «зримой песни» — они словно вспоминают, и мы вспоминаем вместе с ними песни о Моцарте и «Гори, огонь, гори» «О дальней дороге» и «Живописцев», «Дежурного по апрелю» и «По Смоленской дороге», «Молитву» и «Простите пехоте», «Из окон корочкой несет поджаристой…» и «Надежды маленький оркестрик», возвращаясь душой и памятью в те годы, когда эти и другие песни Булата Окуджавы звучали для нас мелодией освобождения духа от тленного, преходящего. И становимся чище и выше. А на последнюю, «Песенку об открытой двери», неожиданно появляется сама Елена Камбурова и на ее заклинание: «Пусть будет дверь открыта!..» — зал откликается удивительным, каким-то вдохновенным, согласным молчанием, в котором нам дано осмыслить с грустью себя прежних и трезво посмотреть на себя, нынешних. «Капли Датского короля» — вкус, памятный с детства. Неужели и Иван Поповски знает этот вкус и ощущает его так же, как мы когда-то? — как возможность исцеления от всего, не только от кашля и боли в горле, но и от хандры, неудовлетворенности жизнью, взрослых проблем и забот. Наверное, потому и назвал он так этот спектакль, спектакль-лекарство, спектакль-надежду, спектакль-свет… Я люблю этот театр любовью странной — он завораживает, гипнотизирует, дарит ощущение полета, вернее, какого-то томительно-сладостного парения над бездной. Там, в глубине, остаются повседневность с ее проблемами; здесь — простор неба, музыка и ни с чем не сравнимое ощущение невесомости. Хотите испытать это волшебное ощущение? Это очень просто — пойдите в Театр Музыки и Поэзии под руководством Елены Камбуровой, и для вас обязательно зазвучит «надежды маленький оркестрик под управлением любви». Зазвучит в каждом спектакле и подарит вам наслаждение. 
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности