RuEn

Театр новой эры — упоение чувств

«Гениально!!! Волшебство? Такого мы еще не видели!» Это только часть отзывов на мировую премьеру спектакля «ВРЕМЕНА. .. ГОДА. ..» нашего режиссера и нынешнего москвича Ивана Поповски, который был представлен в воскресенье на фестивале «Охридское лето».
Актрисы и музыканты московского Театра Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой, которые вместе с Поповски уже в третий раз являются гостями охридского фестиваля, буквально ошеломили публику своим завораживающим и невиданным сплавом музыки, театра, вокала и балета, в котором отсутствует текст. Изысканное сочетание музыки и танца, пронизанное световыми и звуковыми эффектами, наполнило эмоциями малую камерную сцену Центра культуры в Охриде.
Постановка еще раз подтвердила успешность художественного метода, основанного на слиянии инструментальной и вокальной музыки с драмой и балетом, который Поповски представил в предыдущих спектаклях: «P. S. Грезы», задуманном как концерт-фантазия, и «Абсенте», концерте-галлюцинации. Их продолжением на «Охридском лете» стал спектакль «ВРЕМЕНА. .. ГОДА. ..» с подзаголовком «Концерт без слов», одухотворенный узнаваемой музыкой Вивальди, Чайковского, Пьяццоллы и Гайдна, и, без единого слова, наполнивший публику несравнимым эмоциональным наслаждением.
«Когда вы смотрите спектакль, попытайтесь расслабиться и не пытайтесь связать происходящее с чем-либо. Не перегружайте себя разгадыванием. Не напрягайте мозг, здесь важнее всего чувства, самое важное то, что вы видите, слышите, ощущаете кожей ? Если в конце спектакля или на следующее утро вы сложите историю, эта история будет только вашей. Я свою вам все равно не расскажу?», — советует режиссер Поповски перед началом представления публике, которая следит за этим вызывающим бурю эмоций представлением с приподнятых зрительских мест, на возвышении, специально построенном для этого спектакля между существующей сценой и обычными местами охридского центра культуры «Григор Прличев», что создает особое камерное настроение, ассоциирующееся с каким-то новым мини-театром.
После окончания спектакля, в ходе которого публика, погружаясь в мир ассоциаций и новых ощущений, пережила все четыре времени года с помощью живой музыки, картин, живописных костюмов и современных мизансцен, четыре солистки и восемь музыкантов, постоянно менявшиеся местами на сцене, были вознаграждены овациями, длившимися минут двадцать, артистов вызывали на сцену несколько раз.
 — Воодушевление, боль и восхищение сливались у меня в одно чувство во время представления. Мне кажется, что спектакля с таким непревзойденным синхронизмом у нас в Македонии мы не увидим еще долгое время. Режиссерские решения были необыкновенно интересными, неожиданными, их трудно предугадать. Чувства переполняют меня, — сказал нам молодой охридский режиссер Илия Пиперковски, изучающий режиссуру в Бухаресте, в Румынии. 
Из-за небольшого размера помещения, вмещавшего 170 человек, большинство желающих попасть на спектакль осталось в тот вечер перед дверьми охридского Культурного центра. Для них и для всех, кому нравятся выразительные средства режиссера, актерская игра и музыкальное исполнение русских артистов из театра Елены Камбуровой, представление на следующий вечер было повторено. После мировой премьеры «Времен года» Ивана Поповски в Охриде, в октябре состоится премьера в Москве, на домашней сцене Театра Музыки и Поэзии Елены Камбуровой.

То, что мы увидели во «Временах года» Поповски — это своего рода музыка пространства. Поповски попытался при помощи фантазий переосмыслить очень известную музыку, приблизить ее и наполнить многоплановыми визуальными образами. Я не думаю, что в спектакле мы всегда должны искать историю. Сама по себе музыка не обязательно предполагает рассказывание историй. Она очень часто переживается целостно, что означает, что необходимо помнить о ней и в начале, и в конце, и в середине, в тех измерениях, в которые мы попадали вместе с ней. Тут важны были не столько сами по себе исполняемые фрагменты, сколько контекст, в котором они звучали. Печальная музыка вмиг становилась веселой и наоборот. Это был фантастический спектакль, который нужно пережить и не нужно комментировать, — сказал наш композитор и музыкант Никола Коджобашия, восхищенный постановкой.
По его словам, этим театрально-музыкальным представлением, концертом и трехмерной визуализацией, слитыми в одно целое, Поповски продемонстрировал присущий ему гениальный дар целостности, подтвердив то, что в настоящее время он является самым успешным македонским режиссером.