RuEn

Кабаре «Зеленая фея»

Иван Поповски, известный как постановщик поэтических спектаклей и оперный режиссер, выпускает самые необычные работы в Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой. Поповски составляет композиции из романсов или французского шансона и придумывает истории, объясняющие, почему их исполняют певицы и маленький оркестр.

В спектакле «Абсент», который представляет театр Камбуровой, Поповски с головой погружает Зеленоватый алкогольный напиток, настоянный на полыни, был на рубеже Х1Х-ХХ веков источником поэтического вдохновения, галлюцинаций и состояния, похожего на наркотическое опьянение. Его называли «зеленая фея» и пили в богемных парижских кабаре, где находили сюжеты для своих картин художники Тулуз-Лотрек и Пикассо. Поповски в своем спектакле превращает публику в посетителей такого кабаре. Режиссер создает его атмосферу еще до входа зрителей в зал: их ведут по узкому коридору, уставленному зелеными горящими свечами. Двери комнат открыты, в каждой стоит музыкант, играющий на флейте, скрипке или виолончели свою партию в оркестровой версии французской мелодии. В узком зале прямо напротив зрителей, уронив головы на столы, сидят и дремлют четыре певицы в черных шелковых платьях с воланами и длинных перчатках. Сверху на балконе размещаются музыканты оркестра.
Сюжет спектакля укладывается в несколько фраз. Проснувшись, красотки распевают классические французские шансоны, завораживая зал печальными или чувственными интонациями. Или, позабыв печаль, устраивают на сцене веселую кутерьму. Залезают на столы, «скачут» на стульях, кидаются друг в друга бумажными шариками, танцуют канкан, задирая юбки, или расстреливают прожекторы из рогаток (лампочки лопаются и гаснут, а зрительницы в первом ряду пугливо ойкают). Глядя на певиц, понимаешь, что значит истинно французский шарм: это изящество, кокетство, кошачья грация и умение показать себя в самом выгодном свете. Их образы рождает музыка: именно так представляли себе певиц кабаре авторы легендарных шансонов.
И тут пространство заволакивают волны зеленого света. Вместо шансонов звучит музыка композиторов-импрессионистов Мориса Равеля, Клода Дебюсси и духовные сочинения XVI века. Певицы дирижируют оркестром, держа в руках зеленые фосфоресцирующие палочки. А потом они сбрасывают черные платья, расправляют надетые под ними алые хитоны и медленно движутся по сцене, будто плывут в волнах зеленого света, то погружаясь с головой, то снова выныривая на поверхность.
Выйдя из зала, долго ломаешь голову над тем, чья же это была галлюцинация. Певиц, которые, выпив абсента, увидели зеленое море и зрительный зал? Или зрителей, которым так и не удалось попробовать зеленого полынного напитка?