RuEn

Петр Фоменко: сороковины

Исполнилось 40 дней со дня смерти Петра Наумовича Фоменко. 17 сентября на Ваганьковском кладбище собрались его актеры и их коллеги из других театров.

Пришли, конечно, почти все артисты самой Мастерской, актёры из «Студиии театрального искусства», вместе со своим худруком Сергеем Женовачом, Людмила Максакова, которая занята в двух спектаклях театра Фоменко, пришел знаменитый «таганковец» Вениамин Смехов, из Петербурга приехал актер, режиссер, писатель Владимир Рецептер, а рядом с ним стоял режиссер и литератор Михаил Левитин. И постоянные, верные зрители Театра-мастерской Фоменко тоже были.

По спектаклям Петра Фоменко высокое и низкое, трагическое и смешное шествовали рука об руку. Вот и в этот день прямо возле могилы в 12 часов должно было начаться поминовение усопшего, но опоздал батюшка, он застрял в пробке. Говорят, что в церкви на самом Ваганьковском кладбище сменился настоятель, поменялся и штат, вот и пришлось священнику добираться издалека. Все терпеливо ждали, никто не роптал.

Хор певчих состоял всего из четырех человек, и все то время, что продолжалось поминовение, вокруг огромных букетов вилась маленькая белая бабочка. В финале спектакля «Абсолютно счастливая деревня» символом бессмертия человеческой души тоже кружится бабочка, конечно, бутафорская. И такую же бабочку видел умирающий Холстомер Евгения Лебедева в спектакле Георгия Товстоногова. Давно нет с нами Лебедева и Товстоногова, нет теперь и Фоменко, а бабочка — вот она, летает над цветами. И тянется, не рвется, нить, сшивающая страницы истории театра.

На могиле в день похорон установили простой деревянный крест, понятно, что вскоре его придется заменить памятником. Но каким он должен быть, пока не знает даже директор театра Андрей Воробьев:

 — Это очень сложный вопрос. Петр Наумович был человеком великим, очень непростым, но очень скромным. Памятник должен ему соответствовать. В принципе, он создал уже себе памятник — остался его прекрасный театр и его великая школа. А что касается надгробия, мы будем думать все вместе, консультироваться со специалистами. В любом случае, решение будет принято коллегиально и не сразу.

На вопрос, чем сейчас живет театр, Андрей Воробьев ответил так:

 — Несмотря на эту страшную потерю и то горькое время, которое мы сейчас переживаем, мы стойкие. Петр Наумович нас многому научил. Он научил нас быть сильными, самостоятельными и не терять лица даже в самые трудные минуты жизни. Театр работает, мы играем порой по два-три спектакля в день. Мы очень плотно репетируем. Никто не раскисает, никто не унывает. Мы выпустили премьеру нового спектакля — «Дар» Набокова в режиссуре Евгения Каменьковича. Петр Наумович всегда говорил одно и то же: «Прав тот, кто работает». Собственно этим мы и занимаемся каждый день, и это помогает нам справиться с нашим горем.

Стажерская группа, набранная Фоменко относительно недавно, остается в театре, говорит Андрей Воробьев:

 — Надеюсь, что в конце сезона они порадуют нас двумя новыми работами и, может быть, эти учебные работы будут столь хороши, что станут частью нашего постоянного репертуара. Так, как это случилось с «Русским человеком на rendez-vous» второй стажерской студии или со спектаклями «Рыжий» и «Сказка Арденнского леса» — первой студии. Посмотрим. В любом случае, мы очень их любим. 

В Департаменте культуры правительства Москвы давно уже сообщили, что вмешиваться в судьбу театра не станут, что доверяют назвать имя нового художественного руководителя самой «Мастерской». Среди возможных кандидатур — ученики Петра Фоменко, режиссеры Евгений Каменькович и Иван Поповски. Решение примут к началу октября большинством голосов.
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности