RuEn

Сезонные прогулки

В Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой показали новый спектакль «Времена года», основанный на одноименных циклах Вивальди, Чайковского, Гайдна и Пьяццоллы. Режиссер-македонец Иван Поповски давно и упорно развивает в нашей столице идеи синтетического театра, в котором на равных сосуществуют музыка, живопись и драматическое искусство. «Времена года» вместе с предыдущими его постановками «P. S. Грезы┘» и «Абсент» образуют своего рода драматургический триптих. 

Пока пессимисты-любители изящных искусств вздыхают о падении литературы, коллапсе живописи и летаргическом сне кинематографа, оптимисты радуются расцвету садово-паркового искусства, кулинарии и подъему музыкального театра. Откуда-то возникло новое поколение певцов с телами акробатов и способностями драматических артистов. Эймунтас Някрошюс, последние годы довольно много работающий на оперной сцене, объясняет свою любовь к оперным солистам тем, что «они умеют все то же, что артисты драмы, плюс еще умеют петь!»

Ученик Петра Фоменко македонец Иван Поповски последние годы много работает над созданием в Москве театра нового типа, отыскивая разнообразные сочетания музыкального театра с иными видами искусств. В своих «Временах года» он полностью отказался от слов, доверившись музыкальной аранжировке Олега Синкина, живописным эффектам сценографии Константина Лебедева и актерскому мастерству четырех исполнительниц-певиц: Елены Веремеенко, Надежды Гулицкой, Елены Прониной и Анны Комовой. В программке Иван Поповски посоветовал зрителям расслабиться: «Не мучьте себя разгадыванием, отключите голову и положитесь на чувства», — просит он.

Совет достаточно провокационен. Оценить изящную выдумку и точность стилевых разгадок постановщика не так уж легко. Каждому композитору предложено свое сценическое решение. Тут и театр теней: за стеклом чередуются фигуры из рук, прилипшие листья и струйки дождя. Тут и игры с тканями: то струящиеся водопады, то пышные вороха ткани вокруг женских фигур. Тут и остроумное использование видеопроекций прямо на тела актрис: буйство цвета, световые взрывы, волшебные преображения фигур и лиц. Визуальные картинки Ивана Поповски меньше всего годятся на роль живописных иллюстраций музыки. Они вступают с музыкальным сопровождением в пряную и увлекательную игру.


Для «Времен года» Чайковского на небольшой сцене Театра Камбуровой выстроен и вовсе крохотный домашний театрик, где под нарисованными небесами плывут на лодке исполнительницы в соломенных шляпках и с кружевными зонтиками. Жаркий день сменяется дождем. Сонный рабочий сцены аккуратно поливает лодку дождем из лейки, не забывая сострадать тоскливым руладам исполнительниц (Олег Синкин разложил фортепианные пьесы на четыре женских голоса, поющих а капелла). Осень сменяется зимой. И тот же слуга просцениума старательно сыплет на головы актрисам снежную манну.

В третьей части спектакля — Пьяццоле — актрисы появляются в марсианских комбинезонах, а само действие начинается где-то в пространстве космического корабля, зависшего в небе над городом небоскребов.

Фантазии ума, вкуса и воображения, задействованных во «Временах года», точно хватило бы на десяток обычных столичных премьер. Иван Поповски изобретательно варьирует возможности крохотной сцены коробки, используя буквально каждый сантиметр пространства: глубину, высоту, карманы сцены. Декорации складываются и разворачиваются прямо на глазах у зрителей. Пол сцены уходит куда-то вниз, на тросах спускаются вешалки с черными концертными костюмами и на наших глазах серебристые марсианки, только что совершавшие почти акробатические кульбиты на тросах, переодеваются в строгих оркестранток. Оркестр, который в начале спектакля располагался на площадке над сценой, выходит на авансцену, вплотную к зрительному залу и звуки скрипок и пианино соперничают с женскими голосами. А певицы буквально путаются среди инструментов, то нашептывая что-то в уши исполнителей, то становясь частицей музыкального инструмента. Спектакль «Времена года» умно задуман и изящно сделан, немного напоминая те волшебные музыкальные шкатулки, чьи секреты мы так старательно и так безуспешно пытались разгадать в детстве.
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности