RuEn

Совершенная магия, иллюзия, фантазия. ..

Публику «Охридского лета» угостили мировой премьерой спектакля «ВРЕМЕНА. .. ГОДА. ..», последней части музыкальной трилогии, поставленной Иваном Поповски на сцене Театра Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой.
То, что приятно ублажало нас в «P. S. Грезы», что оставило сильное впечатление в «Абсенте», в спектакле «ВРЕМЕНА. .. ГОДА. ..» нас буквально поразило.
Жанр спектакля был указан как «концерт без слов», можно было сказать, что и без сюжета — не потому, что его и на самом деле нет, а потому, что сюжет переживается каждым зрителем по-своему, необыкновенно интимно, скрытно и лично. Хочется его разгадать, но прежде всего воспринять, потому что трилогия музыкальных спектаклей Поповски нацелена не на ум человека, а на его чувства. Это особенно видно в последней части, состоящей из взрывов чувств и эмоций. 
Здесь властвует язык музыки. Великолепные аранжировки пьес Вивальди, Чайковского, Гайдна и Пьяццоллы, сделанные Олегом Синкиным, сыгранные и спетые вживую, стали основой для переживаний того, что воспринимается ухом. В этом смысле спектакль восторгает и восхищает, но то, от чего полностью теряешь дар речи — это его необыкновенный визуальный эффект. Чтобы достичь его, режиссер использует самый главный инструмент театра и свой главный козырь — иллюзию. 
Режиссерские решения (Иван Поповски), костюмы (Ирина Ютанина), световое оформление (Владислав Фролов), анимация (Юлия Михеева), куклы (Елена Трещинская), все сделано с исключительной фантазией и оригинальностью, что показывает и доказывает, что слова об ограниченности театра как средства выражения — это просто отговорка. Воздействие на наши чувства дополняется даже тактильными средствами (хотя никаких прямых контактов между артистами и публикой нет), что в какой-то момент подчеркивается акцентом на ладонях, контурах отдельных частей тела, отражением в зеркале прожектора, лучи которого прикасаются к зрителям.
Создавая совершенное волшебство, которое иногда заставляет усомниться в его реальности, режиссер может себе позволить в качестве контраста где-то в середине представления открыть нам совсем другой театральный мир. Наивный, старинный, со сценой-ящиком и красным занавесом, не имеющим никакой нужды в технической изощренности, в котором виднеются ноги актрисы под дном картонной лодочки, в котором мы наблюдаем за рабочими сцены, бросающими снег и листья, создающими бурю и двигающими картонные волны. Остроумное интермеццо, которое еще больше усиливает впечатление. 
Может быть, ничего из этого не было бы, если бы не творческая сила Ивана Поповски, не его богатый чувственный и фантазийный мир, но с другой стороны, этот мир остался бы в тайне, не будь Елены Веремеенко, Надежды Гулицкой, Анны Комовой и Елены Прониной, четырех волшебниц, которые были и артистками, и певицами, и кукловодами, и танцовщицами — одним словом, богинями, у которых в руках были все нити спектакля, и ни одна из богинь не позволила этим нитям выскользнуть из рук. Иногда ради эффекта они даже отступали на второй план, но постоянно отвечали за целостность действа. Они были настолько точны и уверены в том, что делают на сцене, что сами по себе могли служить источниками вдохновения. 
В сущности «ВРЕМЕНА. .. ГОДА. ..» — это цельное и революционное театральное событие, которое полностью включает в себя и точно показывает то, чего жаждет македонская публика — магия, иллюзия, фантазия, влюбленность в свое дело и главное — настоящее и искреннее сценическое чувство.