RuEn

Римский-Корсаков: опера «Царская невеста» в концертном исполнении

Опера рассказывает о временах Ивана Грозного, который положил глаз на красавицу Марфу Собакину, уже обрученную с другим. А та в силу ряда обстоятельств потеряла рассудок. Такая вот несчастливая судьба из разряда «не родись красивой». Но на этот раз образ безумной царской невесты (ее поет Ирина Дубровская, молодая воспитанница Центра оперного пения Галины Вишневской), скорее всего, отойдет на второй план. А весь первый план заполнит собой образ и, главное, голос ее страстной ревнивой соперницы Любаши. Потому что эту партию поет лучшее меццо планеты — Ольга Бородина, условно считающаяся солисткой Мариинского театра, хотя гораздо чаще она выступает в Метрополитен-опере и на других важных сценах за пределами нашей страны.

«Царская невеста» — очередной парадный проект Московской филармонии, которая вот уже не первый год представляет себя некой альтернативой оперному театру и время от времени предлагает публике нечто среднее между концертным исполнением и полноценным спектаклем: для этого убирают партер, на его место сажают оркестр, а всю сцену отдают певцам и режиссеру, которому отводят на работу один день. В этом жанре тут уже представляли «Пиковую даму», «Тристана», «Эдипа» Стравинского, «Милосердие Тита» Моцарта, совсем недавно — «Четырех девушек» Эдисона Денисова. Постановщиком «Царской невесты» объявлен Иван Поповски — ученик Петра Фоменко, режиссер нескольких спектаклей в Центре Вишневской, а также прошлогодней «Войны и мира» (надо сказать, довольно унылой) в Большом.

Существует, конечно, такое мнение, что два в одном всегда дает потерю качества, что надо выбирать — либо концертное исполнение, либо спектакль. Но в данном случае скепсис неуместен — поскольку никаким другим образом мы все равно сейчас не можем услышать, во-первых, Бородину в ее любимой партии Любаши (тот спектакль, что был поставлен для нее в Мариинке, ей не понравился из-за слишком современной режиссуры), а во-вторых, музыкального руководителя этого проекта Владимира Федосеева в роли оперного дирижера (пусть не в яме, но хоть в партере). С Федосеевым вообще сложилась странная ситуация. У нас он прекрасно известен в качестве дирижера-симфониста и совершенно неизвестен в качестве оперного. Между тем в Европе (больше всего в Цюрихе) он поставил несметное количество опер. Так что в каком-то смысле у него получается дебют на родине.