RuEn

Ах, эти «Грезы…»

Театр музыки и поэзии — явление загадочное. Каким он должен быть, как сочетать фрагментарную, но безоговорочную музыкальную драматургию с визуальным рядом, вряд ли кто решится указать. Простор здесь режиссеру огромный, равно как и риск. Ученик Петра Фоменко македонец Иван (ударение на первом слоге) Поповски, тот чье «Приключение» надолго стало визитной карточкой славной ныне «Мастерской» Мастера, впервые попробовал себя в непривычной роли — постановщика музыкального действа.
На афише Театра Елены Камбуровой значится «Р. S. Грезы…». Программка добросовестно разъясняет; концерт-фантазия по песням Шумана и Шуберта, перечисляет отельные номера, даже дает корявый подстрочник (поют на языке оригинала), хотя на русском есть замечательные переводы, будь то «Лесной царь» или «Я все простил».
Ивану удалось из изящного маленького зала, где занавес задевает носки ботинок и коленки зрителей первого ряда, где, кажется, трудно даже разместить инструменты квинтета, создать музыкальную шкатулку, волшебство которой властно и нежно охватывает публику. Меж двух прозрачных завес, словно в потоке лунного света, идут-плывут музыканты в темных и певицы в светлых деяниях. Изысканность зрелища таится в виртуозном использовании всех элементов пространства, колонн, арок и балконов, каждого сантиметра узкого подиума и планшета сцены. В содружестве с художниками по костюмам Ириной Ютаниной, по свету Владиславом Фроловым — постановщик создал завораживающую атмосферу, которая легко и естественно меняется с новым романсом, но остается равно изысканной и нераздельно слитой со стихией музыки и стиха. Для каждого произведения, для каждой исполнительницы Поповски, еще и автор пластического решения, вычерчивает — со строгим самоограничением мастера — уникальный рисунок.
Даже в классическом оперном театре чрезвычайно трудно совместить вокал и актерское мастерство. Иван уловил ту тонкую грань, когда довольно намека, выражения глаз, статики позы или скупости жеста вокалистки или музыканта, чтобы от музыки и голоса родился образ.
Премьеру Театра Камбуровой надо смотреть всем уважающим себя театралам. Пока Мэтр отправился покорять Париж (Петр Фоменко репетирует «Лес» в «Комеди Франсе»), лучший из его воспитанников подарил Москве маленький (по размерам зала) шедевр.