RuEn

Дирижерский театр

Владимир Федосеев будет управлять оперой Римского-Корсакова «Царская невеста» из партера Зала имени Чайковского

Владимир Федосеев — оперный дирижер без оперного театра. По крайней мере, таково положение дел для тех из нас, кто живет в России. У нас есть оперные дирижеры c театрами: в Петербурге —Валерий Гергиев, в Москве — Александр Ведерников, в Новосибирске — Теодор Курентзис. А место Федосеева в нашем восприятии — Большой зал консерватории, где из сезона в сезон идут его Общедоступные абонементы. В театры Федосеева не зовут или плохо зовут. Кроме того, в России он хочет дирижировать не чужими оркестрами, а своим БСО — Большим симфоническим оркестром им. Чайковского.

В Европе, в отличие от нас, Федосеева как оперного дирижера хорошо знают. Он работал и в «Ла Скала», и в Венской «Штаатсопер», а на фестивале в австрийском Брегенце или в Цюрихской опере его премьеры выходят регулярно.

Но там другая проблема — современная европейская оперная режиссура, к которой Владимир Иванович питает мало симпатий. Он даже, как сам признается, иногда старается не смотреть на сцену — до такой степени режиссеры умудряются переиначивать его любимые оперы. Так случилось в Цюрихе и с «Царской невестой» Римского-Корсакова, где, в частности, возник эпизод натурального медосмотра многочисленных кандидаток в супруги царя Иоанна Грозного.

Исправить ситуацию решилась Московская филармония. С недавних пор там ввели весьма удобный формат — полутеатральные постановки опер на сцене Концертного зала им. Чайковского. Партер освобождают от стульев, туда садится оркестр — а на сцене играют оперу. Таким образом Валерий Гергиев уже представлял в Москве «Пиковую даму» и «Тристана и Изольду», Геннадий Рождественский — оперу Эдисона Денисова «Четыре девушки». Владимир Федосеев представит «Царскую невесту».

Без режиссера, конечно, не обойтись даже в таком формате, но режиссер будет, так сказать, ручной —молодой Иван Поповски, которого рекомендовал его наставник Петр Фоменко. На постановку спектакля филармония обычно отводит сутки, и он идет всего один раз.

Так что событие грядет действительно исключительное. В том числе и потому, что страстную Любашу споет первое меццо-сопрано планеты Ольга Бородина. Покорительница сцен Нью-Йорка и Зальцбурга, она знает, что петь Римского-Корсакова с Федосеевым и БСО — счастливая возможность для певца любого ранга. А еще в компании будет болгарский баритон Владимир Стоянов — он пел у Федосеева в Цюрихе, и его опричник Грязной снискал там лавры главного героя. Украсит состав и недавнее московское открытие — молодая певица Ирина Дубровская, которая споет красивую и проникновенную партию царской невесты Марфы, чья судьба оказалась такой грустной.