RuEn

Русские музыкальные одиссеи Ивана Поповского и Зои Бузалковской

В эти выходные фестиваль «Охридское лето» пройдет под знаком Театра музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой из России. Артисты этого известного московского театра в Охриде покажут две специфические сценические постановки, которые находятся на самой границе между театром и музыкой. Дополнительный интересный момент — то, что оба эти спектакля поставлены македонскими режиссерами.
«Абсент» — специфическая по жанру постановка, в которой театр происходит из музыки, а музыка из театра. По словам режиссера Ивана Поповского, речь идет о постановке, где «голоса, краски, тела, инструменты переплетены между собой таким образом, что создается какая-то совсем новая форма». В сущности, именно эта специфическая промежуточная форма дает возможность Театру музыки и поэзии Елены Камбуровой занимать особую позицию и иметь успех среди московских театров.
В основе «Абсента» лежит музыка французского шансона 19-20 веков в специфической комбинации с классической музыкой Дебюсси, Равеля, Форе, Аллегри, Пиццигони? Спектакль пронизан стихами Верлена и Рембо, но, как отмечает режиссер Поповски, у спектакля нет конкретной текстуальной основы. «Все базируется на принципе ассоциации. Я пытаюсь создать измерение, в котором для зрителя важны только уровень эмоций, чувственности и интуиции?»
Тематически «Абсент» — спектакль, спровоцированный специфической культурой конца 19 века, связанной с напитком абсент или «Зеленой ведьмой», как он был прозван в поэтических кругах, который из-за своих известных свойств стимулировать творческий подъем потребляло большое число авангардистов, таких как Ван Гог, Тулуз-Лотрек или Оскар Уайльд. Между тем, как и всякое «чудесное вещество», он оказывал и негативное влияние, приводя к насилию, убийствам и самоубийствам.
«Этот спектакль был первым, в отношении которого я задумался — чему он учит. В какой-то момент то, над чем мы работали, стало настолько привлекательным, что я подумал, не будет ли спектакль понят как пропаганда галлюциногенов. Но в течение спектакля можно пережить две стороны — и подъем, и падение», — говорит режиссер Поповски.

«Счастливые дороги» Зои Бузалковской — рапсодия по мотивам поэмы «Цыгане» Александра Пушкина. Используя тематическую основу поэмы, режиссер Бузалковска исследует проблему — до каких пределов простирается человеческая свобода и воля. «В спектакле противопоставлены два мира — мир цыганского табора, в котором не существует ограничений, и другой — цивилизованный мир, где все запланировано, мир присвоения. Спектакль открывает такую философскую мысль: до какого предела я могу понять свободу другого, и где заканчивается моя свобода, если я уважаю свободу другого», — говорит Зоя Бузалковска.
Хотя в отличие от «Абсента», в « Счастливых дорогах», есть драматическая основа, все же спектакль большей частью базируется на музыке, в которой доминируют традиционные цыганские песни из России, Венгрии, Словаки, Румынии, Сербии, Украины, Молдавии, германии? Интересно напомнить, что это — первый проект Зои Бузалковской такого типа, причем это и ее первые гастроли в Македонии со спектаклем, поставленным за границей.