RuEn

Необычный вариант

Иван Поповски умеет ставить спектакли в любом пространстве. От узкого коридора (именно в коридоре режиссерского факультета ГИТИСа играли его первый спектакль, «Приключение») до огромного зала (проход «дышащей духами и туманами» Незнакомки через огромный зал театра им. Моссовета был одним из самых эффектных эпизодов «Балаганчика»). Свою новую работу, театрализованный концерт-фантазию «P. S. Грезы…» Поповски поставил в малом зале Театра музыки и поэзии Елены Камбуровой, вписав действие в пространство с двумя окнами по бокам и балкончиками под потолком.
Композиция «Грез», составленная из романтических песен и баллад Франца Шуберта и Роберта Шумана, оказалась материалом, легко поддающимся постановке. Что неудивительно — композиторы-романтики любили театрализацию и часто превращали свои вокальные опусы в драматические. С самого начала режиссеру усложнили задачу, предложив поставить не просто концерт, состоящий из романсов, а музыку Шуберта и Шумана в современной обработке. Песни и баллады в исполнении четырех певиц: Елены Веремеенко, Ирины Евдокимовой, Анны Комовой и Елены Прониной — звучат под аккомпанемент бас-гитары, клавишных и ударника.
В драматических спектаклях Поповски ритм и звучание слова всегда играли столь же важную роль, как развитие сюжета и взаимоотношения между героями. В «Грезах» место слова заняла музыка. Она определила внешний вид, пластику движений и поведение героев. В начале спектакля две белые газовые занавески разделили сцену и зрительный зал. В этом прозрачном коридоре появились певицы, гостьи из прошлого: дамы в пышных светлых юбках и белых блузах. Музыканты в джинсах и свитерах вошли в комнату так невозмутимо, будто собрались на обычную репетицию. Оказалось, что романтическая музыка может звучать не менее экспрессивно, чем брехтовский зонг или современный рок.
Композиторы-романтики любили переворачивать с ног на голову складывавшиеся веками принципы. «В сочинениях Шуберта и его друзей музыка и слово меняются ролями. Слово поет, а музыка говорит»,- писал один из современников. Поповски ролей слов и музыки менять не стал, зато очень эффективно сумел поменять местами музыкантов и певиц. Исполнительницы спели первый куплет песни Шуберта «В путь», неожиданно подкрались к музыкантам и швырнули в зрительный зал листки партитуры. Свет потух, а следующий куплет хором пели музыканты. Дамы в пышных юбках пытались им аккомпанировать.
«P. S. Грезы…» — не первая работа Поповски в музыкальном театре. Есть надежда, что скоро у москвичей появится возможность увидеть его постановку оперы «Евгений Онегин»: премьера уже состоялась в одном из французских театров.